КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и методика воспитания. Методы гуманистического воспитания
И. П. Павлов Методы гуманистического воспитания ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ формирования и развития позиции личности воспитанника. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, так как он зависит и от других условий, однако нарушение требований принципа наверняка ведет к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономерностей, которые существуют независимо от воли воспитателя и не могут быть нарушены. В заключение следует отметить, что в гуманном воспитании следует преодолевать две полярные тенденции воспитательных систем: • доминанта коллективного воспитания; • доминанта индивидуалистического воспитания. Метод — разгадка гения. В «Словаре русского языка» слово «метод» расшифровывается как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает метод как путь или способ достижения поставленной цели. В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий. Например, Т.А. Ильина в «Педагогике» в 1984 году дала такое определение: «Под методами воспитательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются способы воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения». Обнаружить в словарях, что означает «коммунистическое поведение», нам не удалось. Известный педагог В.Л. Сластенин в вышедшем в 1986 г. учебнике «Педагогика» дает аналогичное определение метода: «Под методами воспитания в советской педагогике понимаются способы педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них коммунистического сознания и поведения». Опять речь о коммунистическом поведении и опять о воздействии воспитателей на воспитуемых. Но открытыми остаются вопросы: «На что воздействовать?», «Для чего воздействовать?». В советской педагогической науке существовало немало определений методов воспитания как целевого процесса «взаимодействия» учителя и учащихся, всех воспитывающих сил с воспитуемыми. Неясно было: - На каких основах строить взаимодействие? - На каких правах? В 1984 г. вышел в свет весьма популярный до 90-х гг. учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в котором в главе «Методы коммунистического воспитания» не дается отдельной формулировки «метод воспитания», но рассматривается его сущность: - метод воспитания определяется целями и содержанием воспитания; - сущность методов воспитания — организация с их помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели — организовать целенаправленную деятельность школьника); - методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив). В те годы утверждалось, что реализацию методов воспитания можно осуществлять (и планировать!) по следующей схеме: - Поскольку воспитание происходит в деятельности самих школьников, то это внутренний процесс. - Этот внутренний процесс целенаправляется воспитателями (всеми школьниками, семьей, педагогами, трудовыми коллективами, государственными учреждениями) и реализуется в деятельности школьника в коллективе. - Методы воспитания становятся методами воздействия коллектива. - Ученический коллектив целенаправленно руководится педагогами. - Воспитанник участвует в жизни коллектива и своим участием осуществляется самовоспитание. Т.е. уже в 80-е годы воспитание рассматривалось как взаимодействие управляющей и управляемой систем на уровне прямой и обратной связи, но занижались роли семьи и завышалась роль коллектива в воспитании. Ребенок по-прежнему воспринимался как объект воспитательного воздействия, а не как субъект воспитания. В 1988 г. Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) опубликовал в августовском номере «Учительской газеты» свое видение воспитания: «...Идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга коллективным анализом хода и результатами этой деятельности». Появилась и необычная для того времени трактовка методов воспитания: «Методы воспитания — это способы организации совмест-212
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |