Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. Ной деятельности педагогов и учащихся, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование лич­ности учащегося в




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ной деятельности педагогов и учащихся, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование лич­ности учащегося в соответствии с целями воспитания».

Различают 3 группы методов, соответствующих целенаправлен­ной деятельности воспитателей и организованной целенаправлен­ной деятельности учащихся.

1. Методы убеждения:

- показ, рассказ сущности дела с объяснением его важности, поле­зности;

- личный пример, личный показ;

- практическая деятельность с отдельными учащимися, прак­тическая помощь каждому (метод приучения);

- поощрение;

- наказание;

- осуждение;

- одобрение.

О важности этой группы методов свидетельствуют высказыва­ния многих выдающихся педагогов и мыслителей и народная муд­рость, воплощенная в пословицах и поговорках. По словам фран­цузского писателя Н. Шамфора, «убеждения — это совесть разу­ма». Платону принадлежит мысль: «Похвала и порицание должны воспитывать людей». Французский прозаик Ф. Ларошфуко счи­тал, что похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях. По мнению Эзопа, «лаской почти все­гда добьешься больше, чем грубой силой». Он же утверждал: «Ча­сто убеждение бывает действеннее, чем сила». А.П. Чехов считал, что кто не может взять лаской, тот не возьмет и силой. Арабская пословица гласит: «Порицание — подарок друзей». Древнеиндий­ский афоризм: «Не было, нет и не будет человека, достойного од­ного лишь осуждения или одной лишь хвалы». Античный афо­ризм: «Пример полезней наставлений» гласит о важности методов воспитания личным показом. Есть и предупреждающие мысли. На­пример, у Сенеки: «Добрый пример по кругу возвращается к по­давшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачи­нателей зла». Мудростью веет от финской поговорки: «Суди не человека, а его поступки».

2. Методы упражнения:

- практическая самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подается учителем;

- творческий коллективный поиск, неординарность в воспита­тельном процессе.

3. Методы косвенного воздействия на учащихся.

Их воспитательная роль скрыта, незаметна. Это опосредованное влияние на учащихся, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

Доцент кафедры педагогики Ростовского педагогического уни­верситета А.И. Малащенко предлагает свою классификацию мето­дов воспитания (табл. 17).

Таблица 17 Методы воспитания (система А.И. Малащенко)

    Классификация по отношению к развитию ребенка  
Классификация групп методов по целевой направленности   методы организации жизнедеятель­ности и общения   методы просвещения, убеждения и формирования сознания   методы стимулирования общения и деятельности  
Побуждающие методы   Положительная перспектива Пример Педагогическое требование Подражание Создание учебной ситуации   эазъяснение Беседа Информирование Пример   Похвала Положительная перспектива Позитивные стимулы Просьба Побуждение  
Методы ориентировки и формирования качеств личности   Исходное требование Игра Приучение Упражнение ктд Требование-норма   Приучение Беседа Убеждение Лекция Диспут   Поощрение Награждение Система перспек­тивных линий Ситуация мораль­ного успеха Пример  
Методы индивидуальной корректировки   Требование-норма Коррекция П роектирование успеха   Информация Внушение Переубеждение Разъяснение   Соревнование Индивидуальный контроль Авторитетное мнение Личная перспектива Воспитывающая ситуация  
Методы саморегуляции, самореализации   Групповая, Коллективная игра Самоконтроль Самоанализ   Самовоспитание Самонаблюдение Самоубеждение Самообразование   Самоконтроль Самоанализ Самокритика Самообязательство  

Мы предлагаем для обсуждения следующую классификацию ме­тодов воспитания, учитывающую специфику развития нашего обще­ства (табл. 18).214




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.