Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии. Рис. 16. Фазы зрелости чтения




Рис. 16. Фазы зрелости чтения

Такая схематизация отражает последовательное усложнение чи­тательских умений и навыков: постепенно расширяются границы

восприятия и осмысления речевых единиц текста, углубляется. нимание читаемого.

В общей пирамиде ступеней овладения навыками чтения услов­но выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенного восприятия, проговаривания текста; здесь активи­зируются перцептивно-моторные механизмы речи.

На ступени словесного чтения происходит существенная прибав­ка механизмов речи — мысли: к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется «смысловое» слово, дети оперируют словами-понятиями.

При переходе к фразовому чтению единица восприятия увеличи­вается до целой фразы и одновременно усложняется абстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризу­ется «сверткой» слышимого и произносимого слова, а также реду­цированием видимого слова за счет напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки.

Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графических знаков и структур. Восприятие текста сливается с образно-смысловым «схватыванием» целостного содер­жания — мгновенно считываются целые страницы текста.

Для начальных ступеней владения чтением характерен режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления, преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характерно слияние операций восприятия и по­нимания, сочетание аналитических усилий с синтетическими.

Соответственно этому может быть разработана речевая диагнос­тика умений работы к текстом. Такая система реализована в комп­лексной педагогической диагностике обученности и обучаемости школьников.

В частности, разграничение «возраста» читателя отражено в тем­повых характеристиках чтения. Так, многие трудности при изуче­нии элементарной грамотности у детей связаны с неравномернос­тью развития отдельных сторон читательской деятельности, в осо­бенности темпа и качества.

Учет ступеней развития навыков чтения дает возможность педа­гогу сознательно проектировать технологию обучения и соответствен­но конструировать содержание учебной информации. Можно ука­зать соответствие фаз зрелости чтения и приемов обучения-учения (табл. 23).

Именно продуктивное чтение является развивающим. Оно рас­крывает потенциалы индивидуального познания, включая учаще­гося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.