Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Развивающее чтение как педагогическая технология




Развивающее чтение как педагогическая технология

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

- моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

- построение системы частных задач, решаемых общим спосо­бом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения дан­ной учебной задачи.

- Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъек­тивных возможностей учащихся.

- Оценка отражает персональное развитие ученика, совершен­ство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знани­ям и практическим умениям, но и научным понятиям, художествен­ным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потреб­ность в познании.

Термин «развивающее чтение» еще не получил признание в пе­дагогике общего образования, как и сама педагогика чтения, имею­щая основание для обособления среди других разделов педагогичес­кого знания.

Развивающее чтение родом из быстрочтения, скорочтения и раци­онального чтения, которые уже более полувека шествуют по планете: сначала в США, далее в Европе и нашей стране.

Более глубокие основания проблемы нужно искать в педагогике и преимущественно в педагогическом искусстве, в фундаменталь­ных направлениях воспитания и классической дидактики. Так, зна­комясь с новыми трудами по педагогической технологии, можно убедиться, что методология и идеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательно осознавались крупнейши­ми деятелями и теоретиками педагогической мысли.

Развивающее чтение как интегральное понятие возникло на пе­ресечении педагогики развивающего обучения и развития речи.

Сложившаяся школьная традиция обучения родному языку ныне приводит к негативному следствию — недооценке речевой функции в развитии мышления и сознания детей и их интеллектуального потенциала в частности, а также индивидуального творческого на­чала.338

В речевой деятельности человека чтение является одним из че­тырех видов и функционально старшим видом речевой деятельнос­ти. В целом письменная речь в двух ее модальностях — письменной речи и чтении — филогенетически и онтогенетически являются вер­шинами в способах коммуникации.

Психофизиология речи опирается на разграничение темповых характеристик деятельности: чтение в три раза превосходит по тем­пу устную речь и в девять раз — письменную. Ускорение энерго­информационного обмена при чтении достигается за счет «утесне­ния» и замещения каналов восприятия — аудио- и артикулятор-ного канала. Сенсомоторика чтения базируется на видеоканале, который может функционировать обособленно от других. Благода­ря этому чтение утончает грани речи и мышления. Говорение и слушание для него образует лишь «корневую систему». Чтение одной своей стороной (внешней) обращено к речи, а другой (внут­ренней) — к сознанию.

В общем речевом развитии человека чтение занимает положение узла, замыкающего круг вербального мышления и открывающего окно в надвербальное пространство сознания. При достижении выс­ших ступеней в овладении чтением ребенок переходит к обучению через чтение, оно становится главным способом познания.

Можно выделить относительно самостоятельные фазы зрелости чтения (рис. 16).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.