Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии. Апробация ГО в школах Москвы




Апробация ГО в школах Москвы

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• маленькая команда;

• задание для всего класса.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало в древности, а в новое время наиболее ярко воплощена в так называ­емой «белл-ланкастерской» системе взаимного обучения. Суть ее в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обуче­ния, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динами­ческих (меняющихся) пар, в которых дети выступают поочередно то учеником, то учителем.

Практика показывает, что наибольший педагогический эффект достигается в учебно-воспитательном процессе при соотношении:

• коллективные способы обучения — 60-70%;

• групповые способы — 30-40%.

Для сравнения приведем коэффициенты усвоения при других фор­мах изучения учебного материала:

• при чтении молча — 10%;

• на слух — 20%;

• зрительно -- 30%;

• зрительно + слух — 50%;

• в практике и (или) в собственной речи — до 90%.

Таким образом, коллективные способы обучения — одна из наи­более эффективных педагогических технологий.

Исследователи и педагоги-практики, применяя в своей работе различные формы уроков, доказали, что правильный подбор спосо­бов общения может создать оптимальную обстановку для продук­тивной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения в условиях массовой школы зак­репляет авторитарный стиль работы. Ученик же закрепляется в.позиции исполнителя, пассивного потребителя знаний. При этом, как правило, учитель рассматривает конфликты с учащимися как явление, создающее угрозу лишь для его позиции руководителя. Соотнесение своей позиции с позицией ученика по этой причине отсутствует.

Вместе с тем существует и другой — творческий, продуктивный способ преодоления трудностей в педагогическом взаимодействии.

Сегодня очень важно последовательно использовать методы, ак­тивизирующие познавательную деятельность учеников, продуктив-

ное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положитель­ный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, познавательные и деловые игры, самостоя­тельную работу на уроке и др.

В условиях групповой работы происходит преобразование, пере­стройка позиций личности, изменяются ценностные установки смыс­ловые ориентиры, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятель­ности, к новым формам взаимодействия друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскры­вается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассив­ным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаи­модействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопо­мощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.

Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствую­щих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям. При этом каждый учитель оказывается перед необходимостью решать несколько принципиальных вопросов.

1. Выбор задания для групповой работы. От типа и характера учебного задания в большей мере зависит возможность и успеш­ность совместной учебной работы на уроке, но практически каждый учебный предмет имеет темы и вопросы, которые могут быть ус­пешно освоены в групповой форме.

2. Организация групп. В этом вопросе среди исследователей нет единства мнений. Перечисляется большое количество факторов, ко­торые необходимо учитывать: взаимоотношения, уровень знаний, индивидуально-психологические особенности (темп продвижения в учебном материале, темперамент, сформированность у учеников навыков общения, контактность (общительность) и др.); наличие лидера в создаваемой группе; цель урока; специфика учебного пред­мета и т.д.

3. Критерии результативности групповой работы. Этот вопрос до сих пор остается наименее разработанным. Исследователи отме­чают сложность оценки результативности. П. Кройцберг, в частно­сти, предлагает измерять прирост знаний учащихся. Для его выяв­ления, считает автор, можно использовать метод среднего остаточ­ного прироста, который предполагает вычисление сдвигов в знаниях учащихся в результате деятельности учителя, для чего требуется учет качества ответов учащихся в течение всего учебного занятия.358




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.