Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии. Исторический экскурс




Исторический экскурс

Л. Шестов

Проблемное обучение

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нужно выслушать человека таким, каков он есть.

Идея проблемного обучение не нова. Величайшие педагоги про­шлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радост­ный процесс познания, развития умственных сил и способностей уча­щихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дис-терверг, К.Д. Ушинский и др.).

В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсив­ное развитие и распространение в образовательной практике. В за­рубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ, психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную само­стоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.

Во втором издании указанной книги (1933) Дж. Дьюи обосновы­вает психологические механизмы способности учащихся решать про­блемы. Он утверждает, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Овладеть коллективным мыш­лением может не каждый, — пишет Дьюи, — более того, не каждо­го можно научить этому». По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:

• принимаются во внимание все возможные решения или пред­положения;

• индивид осознает затруднение и формулирует проблему, ко­торую необходимо решить;

• предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;

• проводится аргументация и приведение в порядок обнаружен­ных фактов;

• проводится практическая или воображаемая проверка правиль­ности выдвинутых гипотез.

Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыг­рала концепция американского психолога Дж. Брунера. Особое вни­мание Дж. Брунер уделяет следующим вопросам:

• значение структуры знаний в организации обучения;

• готовность ученика учиться как фактор учения;

• интуитивное мышление как основа развития умственной дея­тельности;

• мотивация учения в современном обществе.

Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развитие ученика.

Общее, что сближает американских авторов, сводится к следую­щему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного под­хода в обучении.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов фор­мулируют правила активизации процесса обучения, которые отра­жают принципы организации проблемного обучения:

• вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые опреде­ления, понятия;

• эпизодически знакомить учащихся с методами науки;

• развивать самостоятельность их мысли с помощью творчес­ких заданий.

С начала 60-х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обуче­нии естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. «Со всей очевидностью, — пишет Н.К. Гончаров, — встает задача более ши­рокого применения элементов исследовательского метода, а точнее, исследовательского принципа. Задача состоит в том, чтобы посте­пенно подводить учащихся к овладению методом науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль. Можно ученику формаль­но сообщать знания, и он их усвоит, и можно преподавать творчес­ки, сообщать знания в их развитии и движении».

Именно мысль сообщать знания в их движении и развитии высту­пила важнейшим принципом проблемного изложения учебного мате­риала и одним из способов организации проблемного обучения. Со второй половины 60-х гг. идея проблемного обучения начинает все­сторонне и глубоко разрабатываться. Большое значение для станов­ления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положение о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических опе­раций и умственных действий (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев). Существенное значение в развитии теории проблем­ного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мыш­лении и обучении (A.M. Матюшкин). Особый вклад в разработку те­ории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, A.M. Матюш­кин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и др.360




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.