Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Организация проблемного обучения




Организация проблемного обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Исходя из этого, A.M. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального на­пряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода, мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объек­тивной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструментом педагога, необходимо знание типов проблемных ситуаций.

Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:

• при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фак­тами, требующими теоретического объяснения;

• при организации практической работы обучаемых;

• при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

• при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;

• при исследовательских заданиях.

Организация проблемного обучения в практике имеет определен­ные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений.

Вместе с тем в педагогической литературе в достаточной мере обоб­щен опыт организации проблемного изучения различных дисциплин (Д.В. Вилькеев, Г.Д. Артемьева, В.И. Загвязинский, Ю.К. Бабанс-кий, Е.П. Скворцова, Л.В. Реброва и др.), представлены основные технологические требования к организации проблемного обучения (И.А. Ильницкая).

Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность и ее дидактическую целесооб­разность. 366

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:

• уровень знаний по изучаемой теме;

• интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их раз­вития.

В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мыш­ления» обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от не­знания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

• вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

• вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталки­вает противоречивые суждения, мнения, оценки великих лю­дей, ученых, самих обучаемых;

• задания на сопоставление, сравнения и т.п.

При разработке и постановке системы проблемных ситуаций И.А. Ильницкая считает, что именно последовательная система про­блемных ситуаций является основным условием организации про­блемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка ос­новной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность.. Опыт показывает, что обучаемые не в состоянии сразу и непосред­ственно разрешить сформулированную основную проблему вследствие отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятель­ную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание после­довательной системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись без тра­диционных методов обучения. Как правило, используются разнооб­разные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяс­нительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

Правила постановки учебной проблемы

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил. Зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, учитель может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

• алгоритм решения ранее решенных проблем можно использо­вать при решении новых трудных проблемных задач;

• решение встречавшихся ранее, но не решенных из-за отсут­ствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес уча­щихся к предмету, убеждает их в том, что практически одо-лимы любые проблемы;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.