КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Голографичеекий метод существует не только в процессе преподавания, но и учения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Голографичеекий метод существует не только в процессе преподавания, но и учения. Проекции в таких случаях также направлены на знания, но векторы несколько иные. Первая проекция (витагенная) остается постоянной; вторая (стереопроекция) — знания, полученные из разных источников; голографическая проекция — мысленное моделирование знания, где источник его получения — познание, интеллектуальные потенции самой личности. Выдающийся теоретик витагенной педагогики, академик Академии педагогических и социальных наук А.С. Белкин различает два понятия: опыт жизни и жизненный опыт. Опыт жизни — витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью и не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт — витагенная информация, ставшая достоянием личности и отложенная в резервах долговременной памяти в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных условиях. Это сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность. Переход опыта жизни в жизненный опыт проходит через 3 стадии на 3 уровнях. Стадии: 1. Первичное восприятие витагенной информации — недифференцированное. 2. Оценочно-фильтрующая — личность определяет значимость полученной информации. 3. Установочная — появляется установка на запоминание значимой для нее информации. Уровни усвоения: - операционный (запоминание на всякий случай); - функциональный (установка на более длительное запоминание с использованием в ситуациях выбора); - базовый (установка на длительное запоминание, наиболее значимая для самореализации в образовании). Витагенная педагогика базируется на ряде принципов: - Опора на жизненный опыт ученика — главный путь превращения знаний в ценность. - Жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе. - Жизненный опыт должен использоваться многомерно. - Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.374 А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании. • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся. Задача педагога -состоит в умении диагностировать степень расхождения (несовпадения, противоречия, неприятия) между вита-генными и Ъбразовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения». • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации. Типичный вопрос: «Что вы знаете о...?». Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями: • соответствием поставленных задач на актуализацию жизненного опыта возрастным возможностям учащихся; • форма актуализации также должна соответствовать возрастным возможностям учащихся; • любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу. • Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». • Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |