Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии. Технологии программированного обучения




Общие сведения

А. Берг

Технологии программированного обучения

Научимся программировать — научимся обучать.

Программированное обучение зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики для устранения ряда недостатков тради­ционного обучения. В основе программированного подхода лежат три представления об обучении:

- как процессе управления;

- информационном процессе;

- процессе индивидуализированном.

Если принять во внимание классификацию обучающих систем, сделанную В.П. Беспалько (табл. 1), то программированное обуче­ние представляет собой комбинированную дидактическую систему:

ПО = 1 + 2 + 7 +8.

Под программированным обучением понимается управляемое ус­воение программированного учебного материала с помощью обуча­ющего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотре­нажера и др.). Программированный учебный материал представля­ет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации

(«кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логичес­кой последовательности.

Профессор Южно-Российского государственного технического уни­верситета Н.В. Басова считает, что программированное обучение ре­ализуется со времен Я.А. Коменского: разделение учебного матери­ала на разделы, темы, параграфы и прочее есть не что иное, как программированное обучение. Она трактует программирование в обучении и как процесс составления упорядоченной последователь­ности действий (программу) для ЭВМ, и как научную дисциплину, изучающую программы для ЭВМ, способы их составления, провер­ки и улучшения, ссылаясь при этом на БСЭ.

Другие авторы рассматривают программированное обучение как систему научной организации труда педагогов и учащихся и как педагогическую систему, призванную заменить традиционное обу­чение. К числу таких ученых относится профессор МГУ Н.Ф. Талы­зина, которая четверть века назад предполагала, что в 1980 году программированное обучение вытеснит традиционные методы, чего не случилось. Наконец, есть еще одна группа ученых, рассматрива­ющих программированное обучение как некую кибернетическую дидактику, как новый метод обучения, как особый вид самостоя­тельной работы.

Какой бы точки зрения мы ни придерживались, факт очевиден: это мощная и интересная форма обучения. Это дело будущего.

Впервые серьезно заговорил о программированном обучении в 1954 году Б.Ф. Скиннер. Он предложил строить учебный процесс в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение нашего соотечественника И.П. Павлова и теорию запад­ных психологов-бихевиористов, Скиннер и его научная школа выя­вили законы, по которым формируется поведение: стимул —> реакция —> продукт.

Отсюда вытекают три закона научения.

• Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот; значит, в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций.

• Закон упражнений: чем чаще появляется связь между стиму­лом и реакцией, тем она прочнее.

• Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реак­цией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии.

Все это было проверено экспериментально.

В основу технологии программированного обучения Ю.Ф. Скин­нер положил два требования:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.