Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционная педагогика. • ребенок исследует систему социальных отношений, норм, пра­вил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой детям наглядно-действенной




Таким образом, в игре:

• ребенок исследует систему социальных отношений, норм, пра­вил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой детям наглядно-действенной форме;

• обретается опыт партнерских отношений сотрудничества и ко­операции со сверстниками, благодаря чему возрастает соци­альная компетентность детей;

• усваиваются разнообразные более адекватные способы пове­дения в проблемных ситуациях;

• усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирую­щих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, в классе, на прогулке.

Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; иг­норирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изме­нение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка.

Важным методом второй группы является личный пример взрос­лого и сверстника. Взрослый, его слова, чувства, поступки — эта­лон, образец, объект подражания для ребенка. Для младшего школь­ника примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить его внимание на одноклассника, который ведет себя хоро­шо или справился с некоторыми своими недостатками.

Игнорирование поведения ребенка — часто лучший способ пре­кратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы. В ответ на демонстративное непослушание ребенка взрослый должен решить: «Что будет, если проигнорирую его поведение?» Через не­сколько попыток ребенок поймет, что с помощью каприза цель не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу.

Прием «разрешение на поведение» противоположен предыдуще­му. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксаль­но: вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь нежелательное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, под­держивает его, например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс. Эффект этого приема заключается в том, что нежелательное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность, и ребенок отказывает­ся от него.

Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Например, несмотря на постоянное негатив­ное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение: разовое — помочь учителю приготовить пособия к уроку или посто-янное — проводить физкультминутки на уроках. Повышение стату­са закономерно вынуждает школьника изменить свое поведение в соответствии с ролью и требованиями ситуации.

Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказыва­ются от негативной, критической оценки личности ребенка, его по­ведения и неуспешных действий, поощряют инициативу.

Третья группа методов коррекции поведения — изменение ком­понентов образовательно-воспитательной системы: режима школь­ной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя.

Грамотно продуманный режим дня — это одновременно и сред­ство и необходимое условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков. Режим дня должен быть гибким, мно­говариантным, учитывающим неожиданные события, возможные нестандартные ситуации.

В режиме дня необходимо грамотно определить время для кор-рекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по кор­рекции недостатков поведения детей встраивается в общую струк­туру учебно-воспитательного процесса, заполняя временные ниши в школьной жизнедеятельности детей: свободные минуты до уроков, после уроков, физкультминутки, динамические паузы, минуты ти­шины, время перемен, прогулок, время до дневного сна. Эта работа органично включается и в урок — основную форму жизнедеятель­ности младших школьников. «Мишень» коррекционного воздействия на уроке, как и во внеклассной работе, — поведение ребенка в про­цессе учебной деятельности (на всех этапах).

Возможна, например, такая модель дня младших школьников. Атмосфера школьного утра определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в школе уместны игры то­низирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую про­грамму», т. е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телевизионного экрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, так как выбранный ребенком цвет ука­зывает на его актуальное эмоциональное состояние.

Первый урок (математика). Во время физкультминутки прово­дится игра «Наш класс». Учитель называет определенный цвет, например зеленый, и предлагает детям найти в классе все предметы этого цвета. Выигрывает тот, кто назвал последний предмет.

Второй урок (чтение). Используя метод библиотерапии, детям пред­лагают придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н. Г. Гарина-Михайловского. При выполнении этого задания в центре внимания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.