Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционная педагогика. Питания. Чем больше наказаний и чем они жестче, тем меньше са­мовоспитания




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

питания. Чем больше наказаний и чем они жестче, тем меньше са­мовоспитания. Наказание, тем более если справедливость его со­мнительна... огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточа­ет ее. Человек, испытавший наказания в детстве, в подростковом возрасте не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни ис­правительно-трудовой колонии».

В современной педагогической практике взрослые часто исполь­зуют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно для него самого. Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия.

• Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

• Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем слу­чае не должен демонстрировать сильный гнев или раздраже­ние. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом осо­бо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.

• После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают, как не вспоминают и о наказа­нии.

• Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребен­ком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугуб­ляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным вор­чанием.

• Необходимо, чтобы наказания не носили массовый характер. В этом случае они не приносят никакой пользы, только не­рвируют весь детский коллектив, а вследствие своего множе­ства даже не могут быть приведены в исполнение.

• В некоторых случаях наказание должно отменяться, если ре­бенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое пове­дение, не повторять своих ошибок.

• Каждое наказание нужно строго индивидуализировать. Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на три группы:

• методы изменения деятельности детей;

• методы изменения отношений;

• методы изменения компонентов образовательной системы.

Первая группа — методы изменения деятельности детей: вве­дение новых видов деятельности; изменение содержания деятель­ности; изменение смысла деятельности.

Как отмечал С.Т. Шацкий, искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка,

переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его пове­дение. Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило на­звание «арттерапия». Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматиза­ции, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Отсюда важный принцип арт­терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой дея­тельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества.

Наиболее важен сам процесс творчества — особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятель­ности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоцио­нальных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, более естественно возникают и развиваются такие важные качества ребенка, как произвольность и саморегуляция, необходи­мые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.

Музыка, музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музы­кальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку) благотворно влияет на детей, имеющих различные ней-родинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М. Бехтерев, можно установить равновесие в дея­тельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужден­ных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

Подбор музыкальных произведений и для слушания, и для ис­полнения осуществляется на основе двух основных параметров кон­кретного произведения — темпа и лада. Оттенки печали передают­ся медленной минорной музыкой, а гнев, волнение, тревога — быс­трой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия, а радость, веселье, торжество — быстрая мажорная мелодия.

Целесообразно использовать в музыкотерапии и запись звуков природы.

Литература, библиотерапия имеют свои возможности для ста­новления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков в поведении. Литературные произведе­ния (сказки, былины, рассказы, басни) воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность. Необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведе­ния с актуальной жизненной ситуацией ребенка.554




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.