Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не бо­ясь запачкать стол и руки)




КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не бо­ясь запачкать стол и руки).

Эффективна такая форма изобразительной деятельности, как со­вместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, ги­перактивные дети все вместе создают общий рисунок. Развивается общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ребенка она своя. Одновременно рисуя и комментируя, дети взаимодейству­ют друг с другом:

— У меня домик, в нем гномики живут.

— А у меня тоже домик. С трубой.

— А у меня красный гномик собирает грибы, а желтый учит буквы.

Такая форма творческой деятельности особенно показана детям с нарушением общения, живущим как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосновения с окру­жающей действительностью, часто почти не умеющим самостоятель­но устанавливать контакт и делать что-либо совместно.

Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесооб­разно использовать игры и упражнения с изобразительным материа­лом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Например, с гиперактивными детьми не рекомендуется ис­пользовать краски, пластилин, глину, т. е. материалы, стимулирую­щие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (раз­брасывание, разбрызгивание, размазывание). Более уместно предло­жить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структуриро­ванную деятельность. Детям же эмоционально зажатым, пассивным более полезны материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений, включающих все тело, а не только кисть и пальцы. Таким детям следует предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.

К первой группе — методам изменения деятельности — относит­ся также метод изменения содержания деятельности, в частности литературной. В дошкольном возрасте дети преимущественно слу­шают чтение взрослых и пересказывают услышанное. В младшем школьном возрасте увеличивать долю самостоятельного чтения и вводить и поощрять различные формы детского литературного твор­чества.

В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как совершенствуется взаимодействие ребенка с куклой, меня­ется и его поведение. Даже самые неусидчивые дети становятся бо­лее внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малооб­щительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональными.556

«Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм са­морегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в ру­ках», учится адекватно выражать свои чувства.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личност­ного развития и поведения детей заключается в следующем:

- в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, ко­торые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

- главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок до­статочно легко идентифицирует себя с ним, становится учас­тником сказочных событий;

- в сказке, как правило, представлено множество моделей по­ведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет воз­можность «прожить», эмоционально переработать, «присво­ить» и перенести в реальную жизнь.

Наконец, к первой группе относится и метод изменения смысла деятельности. Например, возможно привнесение нового смысла в игровую деятельность младших школьников: не только получение удовольствия от игры, но и приобретение новых знаний, умений, развитие ценных личностных качеств, преодоление недостатков. Реализация этих смыслов возможна благодаря неисчерпаемому по­тенциалу игры.

Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоциональ­но, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отно­шений, правила поведения, окружающую действительность. Поступ­ки, совершаемые в игре, обусловлены как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. В игре реализуется способность ребенка «быть и собой, и другим».

Целесообразно использовать игру и как форму организации дет­ской жизни. Известно, что некоторые дети не всегда сразу и с удо­вольствием откликаются на просьбу навести порядок в классе, в игровой комнате и нередко сопровождают свой отказ капризами, протестом, агрессивными действиями. Но стоит эту просьбу переве­сти в игру, например «Бюро находок», как дети тут же приступают к делу. Теперь они не просто наводят порядок, раскладывают пред­меты по местам, расставляют ровно столы и стулья, убирают в шкаф пособия, но еще обнаруживают «потерянные» вещи и сдают их в «Бюро находок». Когда работа закончена и в классе чисто, «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвра­щаются владельцам.

При выполнении роли в игре образец поведения, содержащийся в ней, является одновременно эталоном, с которым ребенок сравни­вает свои поступки, контролирует себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.