КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционная педагогика
Специфические и неспецифические методы коррекции отклоняющегося поведения А.С. Макаренко ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ стности сокращения и упрощения учебных программ для детей с ЗПР (Н.А. Барышникова). Еще более остро проблема стандартов содержания образования встает при обсуждении критериев успешности обучения. Многие исследователи (В.В. Давыдов, М.Р. Леонтьева, A.M. Лобок, И.С. Якиманская) акцентируют внимание на неправомерности оценки учебных достижений по показателям обученности, сформированности определённого объема знаний и предметно-специфических умений. Как отмечает A.M. Лобок, потребность в освоении культуры и осуществлении диалога с ней, ответственность личности, общеучебные умения, стремление к творчеству могут быть сформированы на самом разном содержании; он считает недопустимой регламентацию содержательных областей и некорректной оценку образованности школьников в соответствии с демонстрируемым ими компендиумом знаний. Известный специалист в области коррекционного обучения Г.Ф. Кумарина в своих трудах утверждает необходимость качественного оценивания процесса и результатов учебной деятельности школьников в соответствии с критерием относительной успешности. В этом случае ученик сравнивается с самим собою: отслеживаются его предыдущие достижения и нынешние, оценивается динамика его личного продвижения. Тем не менее, в школах зачастую не реализуют такой подход к оценке учебных достижений детей в классах КРО, продолжая по традиции оценивать объем знаний в сравнении с требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте. 7.5. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей1 Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных. Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведении ребенка происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляются разви- 1 Печатается по изданиям: Коррекционная педагогика в начальном образовании/Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 234-251; Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. С. 185-188. тие личности ребенка, его обучение и воспитание (ребенок усваивает не только знания, но и нормы поведения, обретает опыт социально одобряемого поведения). Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекци-онное воздействие непосредственно на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно) — на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками. Одним из специфических методов коррекции поведения является упражнение. В учебной деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные учебно-воспитательные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном поведении, например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает с соблюдением допустимой меры автоматизации в привычное. Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желательного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может привести к нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивности, к стремлению все делать наоборот. Признавая наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. Бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, всей работе. П.П. Блонский сомневался в эффективности наказаний: «Не есть ли наказание, именно в силу своей культурной примитивности, наоборот, средство задержать дикость ребенка, помешать ему стать культурным? Наказание воспитывает грубого и насильничающего, циничного и лживого ребенка». В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения наказания в воспитательной практике. «Наказание может унизить личность ребенка, сделать его податливым случайным воздействиям. Приученный с помощью наказаний к повиновению, ребенок не может оказать впоследствии действенного сопротивления злу и невежеству. Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека. Надо помнить: если ребенок познал потрясение, связанное с наказанием, в его душе ослабевают внутренние силы, самой человеческой природой предназначенные для самовос-552
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |