Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционная педагогика




Специфические и неспецифические методы коррекции отклоняющегося поведения

А.С. Макаренко

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

стности сокращения и упрощения учебных программ для детей с ЗПР (Н.А. Барышникова).

Еще более остро проблема стандартов содержания образования встает при обсуждении критериев успешности обучения. Многие ис­следователи (В.В. Давыдов, М.Р. Леонтьева, A.M. Лобок, И.С. Якиман­ская) акцентируют внимание на неправомерности оценки учебных достижений по показателям обученности, сформированности опреде­лённого объема знаний и предметно-специфических умений. Как от­мечает A.M. Лобок, потребность в освоении культуры и осуществле­нии диалога с ней, ответственность личности, общеучебные умения, стремление к творчеству могут быть сформированы на самом разном содержании; он считает недопустимой регламентацию содержатель­ных областей и некорректной оценку образованности школьников в соответствии с демонстрируемым ими компендиумом знаний.

Известный специалист в области коррекционного обучения Г.Ф. Ку­марина в своих трудах утверждает необходимость качественного оце­нивания процесса и результатов учебной деятельности школьников в соответствии с критерием относительной успешности. В этом слу­чае ученик сравнивается с самим собою: отслеживаются его предыду­щие достижения и нынешние, оценивается динамика его личного про­движения. Тем не менее, в школах зачастую не реализуют такой под­ход к оценке учебных достижений детей в классах КРО, продолжая по традиции оценивать объем знаний в сравнении с требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте.

7.5. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей1

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым подвергается. Поэтому отдель­ное средство всегда может быть и положительным, и отрицатель­ным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.

Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведении ребенка происходят в совместной целенаправленной де­ятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляются разви-

1 Печатается по изданиям: Коррекционная педагогика в начальном об­разовании/Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 234-251; Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. С. 185-188.

тие личности ребенка, его обучение и воспитание (ребенок усваивает не только знания, но и нормы поведения, обретает опыт социально одобряемого поведения).

Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов. Ис­пользуя специфические методы, учитель осуществляет коррекци-онное воздействие непосредственно на недостатки в поведении ре­бенка. С помощью неспецифических методов коррекционное воз­действие направляется косвенно (опосредованно) — на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на ха­рактер отношений со взрослыми и сверстниками.

Одним из специфических методов коррекции поведения являет­ся упражнение. В учебной деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные учебно-воспитательные ситу­ации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном пове­дении, например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, пре­вращает с соблюдением допустимой меры автоматизации в привыч­ное. Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желатель­ного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может привести к нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивно­сти, к стремлению все делать наоборот.

Признавая наказание как способ предупреждения и исправле­ния нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как мож­но больше уважения к нему. Бестолковое, механическое примене­ние наказаний наносит вред ребенку, всей работе.

П.П. Блонский сомневался в эффективности наказаний: «Не есть ли наказание, именно в силу своей культурной примитивности, наоборот, средство задержать дикость ребенка, помешать ему стать культурным? Наказание воспитывает грубого и насильничающе­го, циничного и лживого ребенка».

В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения нака­зания в воспитательной практике. «Наказание может унизить лич­ность ребенка, сделать его податливым случайным воздействиям. Приученный с помощью наказаний к повиновению, ребенок не мо­жет оказать впоследствии действенного сопротивления злу и неве­жеству. Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека. Надо помнить: если ребенок познал потря­сение, связанное с наказанием, в его душе ослабевают внутренние силы, самой человеческой природой предназначенные для самовос-552




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.