КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фактор времени: культура и ребенок
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядочение окружающего человека мира. Любой миф как система избыточных смысловых полей, которые создает человек применительно к предметам и явлениям окружающего его мира в целях упорядочения своего взаимодействия с этими предметами, дает человеку той или иной культуры твердое знание того, ЧТО в окружающем его мире является первичным, а что - вторичным, т.е. дает некую смысловую сетку координат (иллюзорную, мифологичную, условную, - но зато абсолютно надежную!), позволяющую ему легко совершать каждодневный многовариантный предметный выбор. Однако первичность и вторичность для первобытного человека - это вовсе не вопрос о порядке появления на свет, вовсе не вопрос о порядке возникновения тех или иных вещей и явлений. Первобытный человек абсолютно равнодушен к вопросу о том, что было раньше, а что было позже. И оттого порядок восприятия первобытного человека является принципиально синхроничным: человек просто-напросто выбирает между рядоположенными предметами, имеющими - благодаря своей мифологической нагруженности - различную мифологическую ценность. Первично - не потому что раньше, а потому что предпочтительнее. Речь идет только об одном: о первичности субъективного выбора, о первичности предпочтения. Разумеется, человек совершенно не обязан знать причин своего выбора, совершенно не обязан знать, почему он одно предпочитает другому. Но важно то, что он обладает этим абсолютно твердым знанием того, ЧТО в окружающем его мире является первичным, а что вторичным. И само собой разумеется, что это абсолютно твердое знание не имеет никакого отношения к тому, как обстоят дела на самом деле. Таким абсолютно твердым знанием о том, что первично обладает ребенок. Заходя в огромный магазин игрушек, он безошибочно находит те, которые являются предметом его предпочтения. Многие тысячи игрушек, которыми забиты полки магазинов, он мгновенно упорядочивает с точки зрения "первичности" и "вторичности", и высшим мерилом этой первичности или вторичности выступает его субъективный интерес. Само собой разумеется, что ребенка при этом нимало не интересует проблема объективной первичности, проблема того, какая из игрушек, находящихся в витринах магазина, появилась на свет раньше. Ему в голову не приходит интересоваться датой изготовления игрушки и выбирать игрушку, исходя из этой даты. Более того, если бы появился ребенок, который бы осуществлял свой выбор именно таким образом, отталкиваясь от даты происхождения игрушки, такого ребенка с полными на то основаниями можно было бы счесть ненормальным. * Однако эпико-космогоническое мышление устроено именно так. Оно изобретает некую абсолютную точку отсчета (точку возникновения мира), и выстраивает мифологическое про- странство как ЦЕПЬ СОБЫТИЙ, т.е. создает прецедент совершенно особого упорядочения феноменов окружающего мира: под углом зрения вопроса "а что было РАНЬШЕ?". И это следует признать подлинной революцией. Ни одно племя, живущее в условиях каменного века, не способно структурировать мир с помощью фактора времени, если понимать под фактором времени некоторую последовательность выстроенное™ событий, когда одно событие идет ПО СЛЕДУ другого, совершается ВОСЛЕД другому, но не наоборот. Что касается мифологии, упорядоченной диахроническим образом, т.е. мифологии, переконструированной в религиозно-мифологическом эпосе, то там появляется совершенно новое основание для выбора: последовательность событий. Разумеется, речь не идет при этом о диахронии, предполагающей фактор времени или феномен истории в современном смысле этого слова. Хорошо известно, что последовательность событий, разворачивающихся в ранних эпосах и космогониях никогда не предполагает какую бы то ни было выверенность причинно-следственных связей. Если здесь и есть элемент каузальности, то он чрезвычайно неустойчив и постоянно ускользает. Но важно другое: то, что между разрозненными прежде мифами-событиями, которые знали только один род связи: синхронический, - выстраивается особый род связи, определяемый операторами "вначале" и "потом". И неважно, что этот ряд носит характер псевдопричинного, и одно мифологическое событие ставится впереди другого без всяких на то логических оснований, совершенно, так сказать, случайным образом. Важен сам факт появления этих операторов, важен сам факт, что прежде разрозненные мифы начинают распределяться относительно друг друга по принципу "впереди" и "сзади". А это и является в конечном счете основанием для того, что появляется некое общее космогоническое или теогоническое начало, и именно оно становится отныне высшей точкой размерности для всего сущего. Правда, та временная сетка, которой пользуется эпико-космогоническое мышление, является совершеннейшей условностью. Создатели космогонических эпосов не знают объективного времени, и их представление о том, что появилось раньше, а что -позже, грешит полной и абсолютной субъективностью. Есть только одна инвариантная точка: что-то возникает из ничего. Все остальное - полнейший произвол. То, что создателей космогонии менее всего волнует вопрос, а как "на самом деле" обстояли дела, совершенно естественно, поскольку их мышление продолжает оставаться мифоцентристским мышлением. И суть космогонического эпоса состоит вовсе не в том, чтобы разобраться в объективной сущности мира, не в том, чтобы упорядочить МИР, а в том, чтобы упорядочить МИФЫ, доставшиеся этому эпосу из глубокой архаики. Но, таким образом, человек начинает пользоваться фактором времени весьма своеобразно. Он применяет этот фактор не к объ- ективным, а к самым что ни на есть субъективным процессам. Первым объектом временного упорядочения оказывается миф. И сам образ времени возникает первоначально как образ упорядочения мифа, но не как образ упорядочения мира, не как образ упорядочения действительно происходящей истории. Вдоль условной временной оси "прошлое-настоящее" человек располагает не события реальной жизни, а совокупность своих мифологических представлений. Он создает мифологическую историю, историю мифа. И лишь по мере того, как укрепляется образ времени применительно к мифу, этот человек начинает встраивать в мифологическую историю какие-то действительные события. Историческая канва МИФОЛОГИЧЕСКИХ событий становится предельной опорой для событий действительных. Так рождается образ исторического времени. Идея исторического времени рождается как некая абсолютная условность, абсолютная субъективность. Человек не "открывает" историческое время как объективную структуру сущего, а ИЗОБРЕТАЕТ идею времени как некий способ упорядочения своей мифологии. А затем переносит эту идею на совокупность событий, происходящих в объективной действительности, и начинает события своей реальной жизни рассматривать в размерности времени. И в этом состоит один из самых интересных парадоксов возникновения исторического мышления. Похоже, что то же самое происходит в жизни маленького ребенка. Ведь вначале ему нет решительно никакого дела до объективного движения времени, до того, ЧТО в самой объективной действительности было раньше а что - позже. Для него существует огромный мир пространства, но практически отсутствует мир времени. Время для него абсолютно субъективно и ситуативно. Для него есть огромный мир "здесь и теперь", и почти недифференцированные образы прошлого и будущего. Время он воспринимает, скорее, психологически, чем исторически. К примеру, он знает, как мучительно долгое ожидание, он нетерпелив в ожидании приятных событий. Однако его нисколько не волнует проблема того, насколько те или иные, происходящие в его жизни события соразмерны во времени. Разумеется, он живет во времени, он ощущает время, но у него нет ни малейшего желания измерять свою жизнь с помощью времени - с помощью неких объективно-одинаковых промежутков, в которые с той или иной степенью интенсивности умещаются события его жизни. Но дело не только в полном отсутствии интереса к хронометражу своей жизни. Существеннее другое: у него нет ни малейшего желания относится к своей жизни как к историческому процессу. Иначе говоря, нет ни малейшего желания отслеживать последовательности происходящих в его жизни событий. События его жизни приходят "ниоткуда" и уходят "в никуда", и ни одному ребенку дошкольного возраста не придет в голову выстраивать объективные цепочки событий своей жизни, ни одному ребенку не придет в голову вспоминать те или иные события своей жизни, пользуясь меркой времени. Любое событие в жизни ребенка носит абсолютный, а не относительный характер, и вопрос "а что было раньше?" для него равно невозможен и бессмысленен. Ребенок-дошкольник не способен описывать реальные события своей жизни в их, так сказать, реальной исторической последовательности, и не испытывает ни малейшей потребности удерживать эту реальную последовательность происходивших событий. Скажем, если попросить четырехлетнего ребенка рассказать о каком-то путешествии, из которого он только что вернулся, этот ребенок никогда не начнет рассказывать "с начала", и у него не будет ни малейшей потребности выстраивать хоть что-то, напоминающее реальную канву событий. Нет, его рассказ будет абсолютно произволен и хаотичен. Он будет делиться яркими впечатлениями, но будет при этом совершенно равнодушен к временному упорядочению этих впечатлений и будет демонстрировать абсолютное равнодушие к повествовательной фабуле. Это то обстоятельство, которое достаточно подробно проанализировал в свое время еще Жан Пиаже, заметив, что дети 6-7 лет в своих рассказах абсолютно игнорируют необходимость кого бы то ни было порядка событий. На основании обширного экспериментального материала знаменитый французский психолог сделал достаточно однозначный вывод: "способность располагать по порядку рассказ и объяснения приобретается приблизительно в возрасте от 7 до 8 лет" IS. Что же касается детей более младшего возраста, то там дело обстоит принципиально иным образом. "Получается такое впечатление, - пишет Пиаже, - что объяснитель не интересуется "каким образом" происходят события, которые он излагает..., рассказ детей в гораздо большей степени подчеркивает сами события, чем связи временные (порядок) или причинные, которые их соединяют. (...) Ребенок хорошо знает сам, в каком порядке сменялись события или в каком порядке развертывается работа частей механизма, но в своем изложении он совсем не интересуется этим порядком и не придает ему никакого значения".19 Суть экспериментов, поставленных Пиаже, состояла, в частности, в том, что детям объяснялась работа крана, перекрывающего движение воды в трубке, и демонстрировался соответствующий рисунок, на котором в разрезе видно, что происходит, когда кран перекрывает движение воды в трубке, и что - когда движение воды в трубке оказывается перекрыто. После чего ребенок должен был транслировать это свое объяснение другому ребенку. Эти трансляции в изложении шести- и даже семилетних детей выглядели примерно так: "Видишь, этот кран, когда ручки прямо, вот так лежат, лишь у маленькой трубки есть дверь, и потом вода не может пройти, тогда вода не течет, дверь закрыта. Тогда, видишь, здесь ты находишь маленькую дверь, и потом вода идет в миску, и потом ручки вот так, и потом трубка вот так, тогда нет маленькой двери, вода не находит двери. Тогда вода остается здесь. Когда кран открыт, есть маленькая трубка, тогда вода проходит, и потом ручки, ну вот, они лежат, между тем как трубка там прямо, ручки прямые, и трубочка лежит". Комментируя приведенное детское объяснение, Пиаже замечает, что на самом деле испытуемый все превосходно понял - это легко установить, задавая ему вопросы. Однако в представленном ребенком изложении "...порядок спутан до такой степени, что ничего нельзя понять. Даже слова "прямо" и "лежит" взяты в смысле, который изменяется с минуты на минуту" 21. Таким образом, делает вывод психолог, "...ребенок, рассказывающий о каком-то событии или описывающий какое-то явление, совершенно не обращает внимание на то, "каким образом" происходят эти явления" -г. Сам Пиаже объясняет этот феномен "эгоцентричностью" детского объяснения: мол, самому ребенку понятно, но он не умеет ПРЕДЪЯВЛЯТЬ это свое понимание другому. Однако возможно, что проблема более глубока, и состоит в том, что до определенного возраста мышление ребенка если не атемпорально, то, во всяком случае, антиисторично: у ребенка отсутствует сама способность (и потребность) упорядочивать события с помощью фактора времени, если понимать фактор времени как объективную мерку, как объективную точку отсчета для соотнесения между собой различных событий. Попросту говоря, до определенного возраста ребенок совершенно не склонен упорядочивать события во времени, и, в частности, не склонен смотреть на события своей собственной жизни как на события, находящиеся в объективно-временной взаиморасположенности Ведь упорядочение событий во времени, взгляд на события как на следующие одно за другим, причем следующие в одной, и только в одной последовательности - это крайне непростая в психологическом отношении задача. Мышление ребенка устроено так, что событие, которое произвело на него большее впечатление, воспринимается им субъективно как более близкое, и оттого ребенку представляется совершенно естественным рассказать вначале о нем. В его представлении о собственном прошлом отсутствует малейший намек на объективно-временную взаиморасположенность различных событий. Чтобы упорядочивать ТАК, с ориентацией на объективно-временной порядок событий, ребенок должен покинуть свою собственную позицию (когда последовательность событий упорядочена с точки зрения их личной значимости для ребенка) и встать на позицию некоего объективно текущего времени. Итак, проблема заключается в том, что не только в изложении для другого, но и для самого себя ребенок не склонен выстраивать какую бы то ни было событийно-историческую цепочку собственной жизни. И дело не в том, что, как пишет Пиаже, ребенок "...в своем ИЗЛОЖЕНИИ не интересуется порядком", а в том, что у него как таковая отсутствует потребность удерживать порядок происходящих событий в соответствии с их объективным положением во времени: работа на удержание такого рода порядка является для него бессмысленной и несущественной. Не удивительно, что ребенок дошкольного возраста принципиально равнодушен и к общему взгляду на свою жизнь сквозь призму времени. Его собственная жизнь для него - это набор "историй", но полное отсутствие ИСТОРИИ как целостности, развернутой во времени. Он совершенно не способен самостоятельно отвечать на вопрос, что в его жизни было раньше, а что позже.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |