КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеется, это порядок, который не подвержен критике, он -высший исторический абсолют, он - сам фундамент истории. Подчеркиваю: не просто мифологической псевдоистории, но и истории реальной. Для каждого народа, для каждого племени существует и значима только его собственная теогоническая последовательность. Хотя под углом зрения проведенного анализа понятно, что реальной значимостью обладает не то, насколько истинна та или иная последовательность с точки зрения объективной реальности и насколько одна последовательность "истиннее", чем другая, -они все в одинаковой мере не имеют никакого отношения к проблеме истины, - а в самом факте того, что идея исторической последовательности возникает в сознании данного народа. Миф, упорядоченный "историческим" способом, в виде генеалогии богов санкционирует в человеке саму способность к историческому мышлению и к историческому действию. Сакральная история богов задает ритмы профанной истории. Разумеется, теогоническое представление о начале истории совершенно не интересуется вопросом "а как было на самом деле?". И это понятно: мифы не знают никакого "на самом деле". Теогонии древних цивилизаций абсолютно исключают возможность каких бы то ни было проверочных процедур. Каждая теогоническая культура предлагает свой порядок возникновения богов, и эта последовательность появления богов абсолютно субъективна. Да и что, собственно говоря, проверять? Теогонии рассказывают о происхождении богов какой-то определенной культуры. А в каждой культуре - свои боги, глубоко равнодушные (во всяком случае, на ранних этапах, когда философская рефлексия еще отсутствует или крайне неразвита) к факту существования других культур и других богов. В Древнем Египте это одни боги, в Древней Греции - другие, в культуре Шумера - третьи и т.д. В теогонии важна сама идея генеалогии, сама идея последовательности, идея порождения одного бога другим -и преодоления одного бога другим, что становится идеологической предпосылкой возможности совершения гражданской истории. Важно понять: теогонии в своем исходном бытии вовсе не призваны объяснять какие-то природные процессы и сущности. Чтобы объяснять столь глобальные процессы, как процессы возникновения мира в целом, нужно, как минимум, поставить соответствующие вопросы. Нужно, чтобы у человека возникла ПОТРЕБНОСТЬ в соответствующих мировоззренческих вопросах, - а с какой стати, собственно говоря, должна возникнуть эта потребность у архаического человека, едва только выходящего из состояния первобытности и еще не успевшего по-настоящему открыть феномен исторического времени? Постановка такого рода вопросов - прерогатива философии. А философия может возникнуть только тогда, когда человек уже имеет возможность осознать себя в контексте исторического времени, когда он уже столкнулся с феноменом исторической трансформации мировоззренческих ценностей и пережил дискомфорт по этому поводу. Следовательно, философия может родиться только после того, как появится на свет сам феномен истории, феномен исторического времени. Именно феномен исторического вре- мени, феномен истории, предполагающий саму принципиальную возможность смены мифов и представляющий из себя не что иное, как цепочку непрерывно сменяющих друг друга мифологических ориентации, является условием появления философствования как такового. Еще проще: чтобы у человека появилась сама потребность задавать вопросы о смысле жизни и способность испытывать дискомфорт по поводу его отсутствия, он просто обязан сначала очутиться в ситуации исторического времени. А исторические теогонии - это не что иное как своеобразное моделирование исторического времени, и, в каком-то смысле, фундаментальное условие начала реальной истории. Поэтому никакие философско-мировоззренческие, космогонические вопросы принципиально не могут лежать в основании древних теогонии. Возникновение теогонического мышления поистине революционно. Феномен теогонического мышления является знаком того, что человек начинает осознавать себя в контексте исторического времени. Но только человек, способный ощутить себя в разрыве времен, способен задавать философские вопросы. Поэтому возникновение теогонического мышления действительно открывает дорогу появлению самого феномена философствования, а, значит, и космогоническому переосмыслению самих теогонических последовательностей. Но ни в коем случае не наоборот! Удивительно ли, что теогонические тексты древних цивилизаций оставляют у современного читателя ощущение полной философской непроработанности? Несомненно, что божественные генеалогии, дошедшие до нас в тех или иных письменных свидетельствах, - авторских, как это характерно для культуры Древней Греции, или анонимно-безымянных, как это чаще бывает свойственно древним культурам, -являются результатом переработки каких-то более ранних теогонических построений. Но даже учитывая это обстоятельство, следует признать, что философия как таковая в этих текстах "не ночевала". Эти тексты можно сколько угодно интерпретировать философски, но сами они не оставляют ощущения философски проработанных. Они в ожидании философии, в предощущении философии, их темпоральные формы уже достаточно созрели для того, чтобы совершить рационалистическое грехопадение, чтобы философствующий рассудок сорвал с них одежды божественной благопристойности и обнажил земной смысл, - но ведь все это еще только нужно совершить; а пока они девственно-невинны, и даже представить себе не могут, какие варианты рационалистических интерпретаций их ждут с появлением искусства философской рефлексии. Если мерять теогонические тексты меркой философского рассудка, они представляют собой, скорее, загадки, нежели объяснения. И не случайно поколения древних философов посвящали свою жизнь расшифровке и интерпретации тайных смыслов мифологических теогонии. Именно философы, появляющиеся ВСЛЕД теогониям и ВСЛЕД возникновению реального исторического развития, становятся теми, кто создает космогонические толкования теогонии, теми, кто вытаскивает из теогонии рационалистические космогонические смыслы, а, точнее, теми, кто навязывает теогониям те или иные рационалистические интерпретации, предлагая различные варианты толкования теогонических богов. Именно философы создают структуры рационалистического объяснения теогонии и превращают теогонии в КОСМОгонии. Из попыток рационалистического осмысления теогонии и возникают древние философские системы. Однако в своем исходном бытии, еще не будучи подвергнуты философскому осмыслению и рационалистическому переконструированию в мировоззренческие системы, еще не будучи космогонизированы, теогонии выполняют принципиально иную, не объяснительную роль. Их смысл - не в том, чтобы объяснить сущее, а в том, чтобы представить саму идею исторической последовательности, выраженную в генеалогии сменяющих друг друга богов. Их смысл в том, чтобы у человека ПОЯВИЛАСЬ ИСТОРИЯ как процесс отказа от ценностей прошлого и замены этих ценностей ценностями нового существования. Смысл теогонии - в том, что они санкционируют саму возможность истории. Сама по себе теогоническая история, история происхождения богов абсолютно случайна и иллюзорна. Она вовсе не представляет собой, как это довольно часто считается, зашифрованных в божественных генеалогиях представлений древнего человека об устройстве мироздания. Она есть именно то, что она есть: псевдоисторическая последовательность богов. Однако парадокс заключается в том, что эта псевдоисторическая, мифологическая последовательность появления богов является не чем иным, как отправной точкой для реальной истории. Она есть высшая историческая истина для древнего человека -высшая истина, которая отныне задает размерность любым историческим событиям. Она задает саму идею исторической последовательности и создает базовое ощущение жизни в истории, которое благодаря этой исторической мифологии переживает отныне каждый человек. Благодаря факту мифологических теогонии у человека впервые появляется чувство исторической перспективы и появляется принципиальная возможность совершения исторических деяний - действий, рассматриваемых в контексте этой исторической перспективы. Иначе говоря, возникает феномен человека исторического - человека, который не просто живет в круге из века в век повторяющихся ритуалов, но берет на себя ответственность действий инновационных, выходящих за пределы того, что предначертано ритуалом. Мифологическая теогония санкционирует саму возможность такого рода действий в истории, неведомых человеку каменного века. Человек доисторический, человек каменного века - это человек, который только поддерживает некогда зажженный огонь культуры. Конечно, и в каменном веке происходит некоторая трансформация материально-культурной среды, хотя и крайне медленно. Однако в каменном веке невозможна трансформация мифосемантического контекста существования вещей, а, значит, невозможна и трансформация социально-культурных схем существования человека. Проблема каменного века состоит не в том, что здесь нет технического прогресса. Как раз технический аспект культуры здесь худо-бедно, но развивается: совершенствуются орудия труда, способы обработки этих орудий и т.д. Однако есть одно обстоятельство, которое делает каменный век абсолютно неподвижным В ИСТОРИЧЕСКОМ отношении. Как бы ни совершенствовались орудия труда, принципиально неизменной остается их мифологическая семантика, их мифологическая оснастка, и принципиально стабильным остается обрядово-ритуальный контекст бытования этих орудий. Так, на протяжении десятков тысяч лет существенно совершенствуется технология обработки каменного рубила: увеличивается количество применяемых при изготовлении рубила сколов, улучшается форма. Но при этом остается принципиально незыблемой мифосемантическая сущность рубила. Остается неизменной мифология этого рубила, поддерживающая его культурно-контекстуальное функционирование. Что же касается человека исторического, то это человек, который творит свою историю, сверяя любой свой реально-исторический поступок с поступками тех богов, которые стояли у начала мифологической истории. Любое конкретное действие, которое совершает человек исторический, он совершает со своеобразной оглядкой на исходные ритмы теогонической истории, с оглядкой на ту мифологическую последовательность, от которой ведет отсчет его историческая культура. И эти ритмы теогонической истории дают ему право на собственное историческое деяние, а, стало быть, право на трансформацию мифа. А трансформация мифа, в свою очередь, это то, что обеспечивает возможность реальной истории. Поскольку же каждый народ создает свою теогонию, неизбежно выходит так, что каждый народ создает свою историю - историю абсолютно индивидуальную, несмотря на естественное наличие каких-то общих тенденций, которые без труда обнаружат историки, занимающиеся древними цивилизациями. Таким образом, сама суть человека исторического заключается в том, это человек, который благодаря теогониям получает санкцию на изменение мифа. Ведь в том и состоит суть теогонической, псевдоисторической организации системы мифов, что здесь один миф или комплекс мифов (представленный в одной божественной персоналии) преодолевается другим мифом или комплексом мифов (представленным в другой божественной персоналии). Если мифы в сознании первобытного человека существовали параллельно, синхронично, не зная борьбы друг с другом и не предполагая возможности преодоления одного мифа другим, то в теогоническом сознании постулируется принципиальная возможность ИСТОРИЧНОСТИ, а, стало быть, и возможность преодо- ления одного мифа другим, что является поистине фундаментальным изменением. И это именно та точка, с которой только и может начаться реальная история как изменение способов связей и взаимоотношений между людьми, изменение базовых. ритуальных структур повседневного поведения человека. А это и значит, что мифологические теогонии, создавая иллюзорный образ истории - но все же истории!, - санкционируют тем самым право человека на изменение социально-культурных схем своего существования. И обеспечивают тем самым возникновения феномена человека исторического. Человек исторический - это человек, в сознании которого происходит своеобразная сшибка мифов - сшибка ценностей, которые принадлежат разным этапам исторического времени. Это человек, который уже не может находиться в состоянии комфортного равновесия со своей собственной мифологией. Это человек, научающийся переконструировать свою мифологию - и человек, который начинает испытывать чувство дискомфорта от исторической разноголосицы мифов. Это, следовательно, человек, который по необходимости становится философом: человек, который пытается преодолеть разноголосицу мифов посредством их рациональной интерпретации. Исторический человек - это человек, который превращает теогонические мифы в КОСМОгонические, т.е. создает философско-мировоззренческие осмысления собственным теогониям. Человек исторический - это человек, который в каком-то смысле обречен становиться философом. Это человек, которому открывается неравновесность прошлого, настоящего и будущего. Это человек, который осознает необратимость прошлого, рискованность настоящего и неопределенность будущего. И все это рождается из точки теогонии как подлинного прообраза истории. При всей своей заведомой иллюзорности и субъективности последовательность теогонических сюжетов, обрамляющих точку возникновения вселенной, представляет собой подлинное предвосхищение истории, поскольку каждое звено этой последовательности однозначно фиксировано на искусственной траектории теогонической генеалогии исторической прямой: те или иные боги или мифологические существа появляются в теогоническом эпосе в строго определенной последовательности - последовательности, которая и выступает в качестве первичной матрицы исторического развития.
1. Мелетинский Е.М. Возникновение и ранние формы словес ного искусства. - В кн.: История всемирной литературы в 9 ТТ^, т.1, М., 1983, с.ЗО. 2. Там же. 3. Мифы народов мира. Энциклопедия, т.1, с. 252. 4. Там же.. 5. История всемирной литературы в 9 тт, т.1, с.ЗО. 6. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. - В кн.: Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988, с. 15. 6. Там же. 7. Там же, с. 17. 8. Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994, с-63 9. Там же, с. 62. 10. Там же, с. 9. 11. Там же, с. 17. 12. Там же.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |