Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Боги разных земель




 

Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-

ные стихии или силы), а представительствуют что-то совершенно иное, проявится особенно рельефно и отчетливо, если попробо­вать сравнить богов, принадлежащих различным культурам, но, так сказать, одной предметной епархии.

Хорошо известно, что практически во всех древних религиях существуют так называемые "боги земли" или, другими словами, боги, представляющие мифосемантику земной поверхности - Гея у греков, Энлиль у шумеров, Геб у египтян и т.д.

Обычно универсальность появления такой теогонической фи­гуры как бог земли объясняется космогонической природой теогонического мифа: мол, с помощью такого рода фигур древний человек выражает свои мировоззренческие представления отно­сительно того, как возникла земля. Об общих противоречиях и проблемах, возникающих в связи с космогонической интерпрета­цией теогонии, подробная речь ниже. Сейчас же обращу внимание только на одно обстоятельство: несмотря на то, что все три пере­численные фигуры (а к ним можно присовокупить достаточно длинный ряд аналогичных божеств из других религиозных пан­теонов), представляют, казалось бы, один и тот же объект - Зем­лю, - мифологическая оснастка этих богов абсолютно различна. Греческая Гея, шумерский Энлиль и египетский Геб - это абсо­лютно разные боги: ни сами мифы, в которых они принимают участие, ни стили существования, которые они демонстрируют в этих мифах, не имеют, кажется, ровным счетом ничего общего. Создается впечатление, что номинация, которой они объедине­ны, носит достаточно формальный характер. Кажется, ничего, кроме номинального, словесного объединения не делает их похо­жими. И это представляется удивительным, если предполагать, что у них, так сказать, общая сущность. Ведь если они предста­вительствуют общую предметность, и если именно в представительствовании земли состоит их суть, естественно было бы пред­полагать какие-то точки пересечения между этими богами. Однако в реальности мифологический контекст любого из этих богов ока­зывается просто несопоставим с мифологическим контекстом любого другого бога.

Скажем, греческая Гея является перворожденной: формально у нее нет ни отца, ни матери, но зато есть три кровных брата: Тартар (ужас глубин), Хаос (зев пустоты) и Эрос (сила любов­ного притяжения). Сама суть Геи - в ее способности порождать чудовищ, которые и становятся прародителями всех прочих гре­ческих богов. При этом все начинается с того, что Гея сама по­рождает из себя Урана (небо), а затем вступает со своим сыном в кровосмесительную связь. От этого брака в чреве Геи зарождает­ся множество детей ужасного и дикого вида - киклопы, сторукие, а так же титаны и титаниды. Отец ненавидит своих детей и не выпускает их из чрева матери. Тогда сын Геи Кронос по науще­нию своей матери оскопляет своего отца, и из крови, которая выливается из отрубленного фаллоса, возникают на свет новые чудовища, а так же Афродита. Как подчеркивает А.А.Тахо-Годи,

"потомство Геи ужасно, отличается дикостью и стихийной си­лой, несоразмерностью, уродством и миксантропизмом, т.е. сме­шением животных и человеческих черт" 5.

Совершенно не похож на Гею мифологический портрет древ­неегипетского Геба. Он, в отличие от Геи, не самодостаточен, у него есть отец и мать (Шу и Тефнут), а также сестра и она же жена Нут. В отличие от Геи, Геб не является прародителем каких бы то ни было чудовищ; скорее, чудовищем (в переносном смыс­ле) оказывается его жена, которая любит поедать собственных детей, а затем снова их рождать. Однако сам Геб - добрый бог, он покровительствует всему живому и умершему и является родона­чальником династий египетских фараонов.

Что касается шумерского Энлиля, то он, казалось бы, тоже находится в паре с небом, однако здесь парность носит совсем иной характер: мифосемантический комплекс неба представляет отец Энлиля, ан, что, естественно, обусловливает совершенно иную, нежели у Геба с Нут, стратегию их взаимодействия. Кроме того, в отличие от своего египетского коллеги, Энлиль предпочи­тает вступать в брак не со своей сестрой, но с юной Нинлиль из другого рода. Для этого он четырежды овладевает своей будущей женой в четырех разных обликах, в результате чего в Нинлиль происходит зачатие сразу четырех богов - бога луны и трех под­земных богов... При этом "в гимнах и молитвах к Энлилю его сравнивают с диким быком, с ревущим ветром. В текстах нередко подчеркивается его злобность по отношению к людям. (...) Его постоянно раздражает шум людской жизни, и он насылает на человечество постоянные бедствия - чуму, засуху, засоление, и, наконец, снова потоп" 7.

Таким образом, как родственные связи, так и мифологические контексты всех трех богов нисколько не напоминают друг друга. Единственное, повторяю, что их объединяет, это номинация: все они - боги земли. Однако очевидно, что землю как таковую ник­то из них не представительствует: они представительствуют что-то совсем другое. Что же? Мифосемантические комплексы, кото­рые формируются из сложного переплетения тех мифов, которы­ми оснащаются предметы земной группы на этапе архаической предыстории каждой из этих культур.

В самом деле, как было показано в предшествующих главах, мифосемантика, которой обладает один и тот же предмет в раз­личных архаических культурах - это совершенно различная ми­фосемантика, в результате чего и происходит так, что один и тот же (с функциональной точки зрения) предмет не является одним и тем же предметом в различных культурах.

Возьмем любой простейший предмет, относящийся к комплексу земли - пусть это будет мотыга. Понятно, что мифосемантическая оснастка мотыги у древнего египтянина совершенно не будет со­впадать с мифосемантической оснасткой аналогичного орудия труда у древнего грека или у представителя шумерской культу­ры. Будет совпадать только практическое использование этой

613мотыги, но ни в коем случае не ее миф. И то же самое можно сказать по отношению к сотням и тысячам других предметов, относящихся к комплексу земли. Удивительно ли в таком случае, что древнегреческая Гея, шумерский Энлиль или древнеегипет­ский Геб оказываются схожи друг с другом только одним: тем, что все трое оказываются божествами земли, однако при этом мифосемантическое содержание этих богов оказывается совершен­но различным.

В том-то и состоит суть дела, что так называемые боги земли в различных культурах представительствуют не землю как тако­вую, не землю, как объективную реальность, а мифосемантические комплексы, связанные с землей в этих различных культурах. И оттого мифологическая суть этих богов оказывается совершен­но не похожа друг на друга: характер их действий, мифологичес­кие сюжеты, участниками которых они становятся, родственные связи, которые они представляют - все это является совершенно индивидуальным и неповторимым.

Между прочим, такого рода трактовка древних богов в каче­стве мифосемантических комплексов позволяет существенно по-новому взглянуть на природу и содержание самих теогонических мифов, и, в частности, преодолеть некоторые мифологемы, свой­ственные современным теориям архаической мифологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.