КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвычайно существенным; но в возрасте трех, четырех или пяти лет проблема действительной истории собственной жизни, проблема последовательного выстраивания событий его личной жизни ему просто не интересна. И дело даже не в том, что он не способен к таким построениям (хотя он действительно к ним не способен), а в том, что деятельность такого рода не имеет для него никакого смысла. Характерно, что в экспериментах Пиаже даже дети 6-7 лет демонстрируют совершенно иррациональное и произвольное использование таких операторов порядка, как "потому что", "тогда", "потом", "когда", "между тем" и т.д. Во всяком случае, если соотносить детское описание с последовательностью реальных фактов, условность использования ребенком этих операторов выглядит несомненной. Впрочем, они выглядят нелепыми и неуместными, только если мы соотносим детское описание с течением реального процесса. Однако здесь существенно совсем другое. Сам факт появления такого рода операторов в речи 6-7-летнего ребенка является важным шагом: ведь это свидетельствует о принципиальном желании ребенка структурировать события (пока еще не события реальной жизни, но события его сознания) с помощью оператора времени. Если ребенок шести лет использует в своей речи оператор "тогда" или оператор "потом", то это, конечно, вовсе не значит, что он пытается указать на какую-то последовательность, имевшую место в действительности. Точнее было бы сказать, что это операторы, которые связывают последовательность ЕГО МЫСЛЕЙ, которые в данный момент времени приходят ему в голову, обозначают последовательность тех мифологических конструктов, которые теснятся в его голове, и которые он предъявляет своему слушателю. Это операторы, с помощью которых он упорядочивает не последовательность реальных событий, а последовательность своих представлений об этих событиях, либо просто последовательность возникающих в его голове образов и мыслей. Но это чрезвычайно существенный рефлексивный шаг, поскольку он принципиально ориентирован на идею временной, хотя и мифологической последовательности. И не важно, что следует за чем, и не важно, что представляемая ребенком связь выглядит для внешнего наблюдателя совершенно абсурдной и фантасмагоричной - важно то, что у
ребенка в принципе появляется интенция к построению последовательностей, и эту интенцию можно рассматривать как предысторическую: как ту принципиальную канву, которая начинает понемногу наполняться реальными событиями. Итак, первая временная цепочка, которую выстраивает маленький ребенок, это не цепочка действительных событий его жизни, а цепочка мифов. Именно здесь впервые актуализируются для ребенка операторы "раньше" и "позже". Например, это проявляется в том, что ребенок начинает выстраивать бесконечно длинные цепочки "историй", связываемые оператором "а потом...". Последовательность такого рода "событий" в речи ребенка носит совершенно условный и иллюзорный характер. Ведя свой псевдоисторический рассказ, он менее всего обеспокоен тем, чтобы сочиняемая им последовательность имела хоть какое-то отношение к объективной реальности. Но значимость этих псевдоисторических рассказов заключается в том, что маленький ребенок именно в них изобретает для себя феномен времени как феномен сменяющих друг друга в определенной последовательности событий.
В этих псевдоисторических рассказах события откровенно мифологического и легендарного свойства, почерпнутые ребенком из сказок, из прочитанных вместе с родителями книг, из просмотренных фильмов, причудливо переплетаются с действительными событиями его собственной жизни, и, что примечательно, эти столь разные по своему происхождению "события" ребенок связывает в своем рассказе операторами, указывающими на взаимную расположенность этих событий во времени. Вот характерный пример такого псевдоисторического рассказа, записанного из уст девочки Маши (дочери автора настоящей книги) четырех с половиной лет. "...Она принесла Белоснежке-то яблоко, она постучалась в дверь гномиков. Ну, Белоснежка была одна, и поэтому ее никто не смог защитить. Она откусила кусочек яблока и упала насмерть. А потом приехал принц, и он поцеловал ее прямо в губы. А потом они стали жить друг с другом все вместе. Чары победили принца и злой мачехи (так в оригинале - А.Л.). Потом наступила ночь и они легли спать. А когда пришло утро, было еще рано. И они пошли в зоопарк. А потом они пошли домой, покушали и легли спать. Было уже поздно. А потом, когда они проснулись, было уже очень много времени. Они пошли в театр. А дальше они пошли спать, было уже поздно. Когда они приехали домой, Белоснежка не знала, что сказать. Они посмотрели спектакль "Лебединое озеро". А после того, как они посмотрели "Лебединое озеро", потом начался спектакль "Жизель"..." Как видно из записи, вначале Маша описывает последовательность событий, почерпнутых ею из любимой и многократно читанной вслух книжки про Белоснежку. Здесь оператор "потом" является чисто легендарным оператором, т.е. воспроизводимым в соответствии с каноном книжного текста. Затем, без всякой паузы Маша начинает присовокуплять к событиям любимой книжки события собственной жизни: сначала - поход в зоопарк, который случился примерно за две недели до создания данного псевдоисторического рассказа, затем - поход в театр на "Лебединое озеро" приблизительно двухмесячной давности, и, наконец, -поход на "Жизель", случившийся буквально накануне.
Замечу, что вся сюжетно временная канва описываемых Машей событий оказывается сжата во временной отрезок нескольких дней, обрамлена рефреном наступающих то ночи, то утра и обладает выраженными эпическими чертами. Причем рассматриваемый микроэпос строится так, что событийность ночи или утра, событийность действия "легли спать" или действия "они проснулись", действия "пошли домой" или "покушали" оказывается приравнена событийности посещения театра или зоопарка, и каждое из перечисленных событий занимает свое определенное место на единой эпико-исторической линии. Важно, что придуманная ребенком эпико-историческая канва оказывается для него существенна. Это проявляется в том, что придуманную здесь и теперь последовательность легендарных и действительных событий автор микроэпоса готов тут же воспроизвести еще раз. И если спросить Машу провокационно, сразу после окончания ее рассказа-импровизации: "так Белоснежка ходила в зоопарк ПОСЛЕ "Лебединого озера?"", Маша ответит решительно и возмущенно: "Ну, я же говорю, они СНАЧАЛА пошли в зоопарк, ПОТОМ пришли домой, покушали и поспали, а ПОСЛЕ ТОГО, как проснулись, пошли в театр!". Иначе говоря, последовательность эпических событий, сочиняемая ею здесь и теперь, воспринимается автором как закон. И, вместе с тем, та же самая девочка совершенно равнодушна к действительной последовательности событий ее жизни, и ее совершенно не волнует тот факт, что на самом деле она ходила в зоопарк два месяца спустя после "Лебединого озера". Она еще совершенно равнодушна к реальной истории, но зато уже с легкостью и удовольствием выстраивает псевдоисторические цепи, с легкостью соединяя в едином эпико-сюжетном рисунке события легендарные и реальные, соединяя их связями своего личного времени - времени, течение которого совершенно не совпадает с объективным. Но здесь важно другое: это уже ВРЕМЯ. Маша изобретает феномен исторического времени в мифологической форме, и эта мифологическая форма исторического времени -подлинная основа для открытия феномена действительного исторического времени.
Таким образом, и в истории культуры, и в жизни маленького ребенка идея времени рождается как совершенно мифологическая идея, как идея упорядочения мифов. И лишь затем эта историко-мифологическая канва начинает вбирать в себя какие-то реальные события, в результате чего и происходит открытие феномена исторического времени: мифологическая история ПРОЕЦИРУЕТСЯ на реальную жизнь - а в результате и происходит рождение того, что мы называем раннеисторическим сознанием. По-видимому, именно здесь находится ключ к тому удивительному обстоятельству, что в древних "историях", в древних летописях начисто отсутствует представление о различии между действительными и мифологическими событиями, и историк с равным энтузиазмом сообщает о событиях достоверных и о событиях заведомо мифологических. При этом действительные исторические лица и лица откровенно мифологические существуют в этих "исторических" описаниях на равных; более того, всякое историческое событие выглядит как проекция события мифологического. Вот образец такого рода исторического описания из шумерского источника, приводимый Р.Коллингвудом для доказательства того тезиса, что у шумеров вообще не было идеи истории. "Между царями Лагаша и Уммы возник спор о границах их земель. Этот спор они вынесли на суд Месилима, царя Киша, но решили его боги, для которых цари Киша, Лагаша, Уммы - всего лишь их слуги или жрецы. Повинуясь истинному слову бога Энлиля, царя земель, бог Нингирсу и бог Шара решили спор. Месилим, царь Киша, по требованию своего бога Гу-Силима... воздвиг в этом месте стелу. Уш, ишакку Уммы, действовал в соответствии со своими честолюбивыми замыслами. Он снес стелу Месилима и вышел на равнину Лагаша. По справедливому слову бога Нингирсу, воина бога Энлиля, произошло сражение с Умой. По слову бога Энлиля этот воин полностью сразил своих врагов, и погребальные камни были установлены там, где они стояли на равнине" а. Очевидно, что для шумерского историка события профанной истории, деяния тех или иных царей - всего лишь слабая тень, слабое отражение событий мифа, извечных споров между богами (как в "эпосе" четырехлетней Маши реальные события ее жизни - лишь отголосок легендарных событий, случившихся в книжке про Белоснежку). Есть только одна история, и это история, представленная в мифе. Как замечает Коллингвуд, комментируя приведенное сообщение, "знание, распространяемое источниками такого рода не является... знанием человека о человеке, но есть знание человека о богах" н. Однако я бы не спешил на основании сказанного присоединяться к мнению Коллингвуда, будто "шумеры не оставили после себя вообще ничего, что мы могли бы назвать историей". Мол, "если у них и было что-то вроде исторического сознания, то не сохранилось ничего, что свидетельствовало бы о его существовании" 2). Возможно, суть дела состоит в том, что сам феномен исторического сознания возникает первоначально по поводу мифа, как особый способ упорядочения мифологии, и только благодаря тому, что МИФОЛОГИЯ начинает выстраиваться в виде истории, возникает основа для исторической организации любых немифологических событий, событий, имевших место в действительности. Конечно, с точки зрения исторического сознания, которое волнуют действительные, а не иллюзорные события, следует го- ворить не об историческом, а о псевдо- или о квазиисторическом сознании историков древних цивилизаций. И все же это есть подлинный прорыв в историю, который происходит именно в такой форме - форме мифологической истории. Способность структурировать МИФ с помощью фактора времени следует рассматривать в качестве стратегического достижения человеческого сознания: именно на основе этой способности в конце концов возникает способность структурировать МИР с помощью фактора времени. Упорядочивая с помощью идеи временной последовательности МИФЫ, человек делает решающий шаг: он создает некий историко-мифологический остов, на который отныне могут нанизываться события его реальной жизни. Сам Коллингвуд дает чрезвычайно точную и яркую характеристику феномену этой мифологической истории. "Миф вообще не касается действий людей. Он полностью очищен от человеческого элемента, и персонажами рассказа в нем выступают только боги. И действия божеств, описываемые в нем, - не события, случившиеся некогда; конечно, они мыслятся как имевшие место в прошлом, но в прошлом неопределенном, таком отдаленном, что никто даже не помнит, когда оно было. Оно вне всей нашей системы отсчета времени и называется "началом вещей". Отсюда миф, рассказывая о событиях как следующих одно за другим в определенном порядке, облекается в некоторую, на первый взгляд временную форму. Но эта форма является, строго говоря, не времен ной, а квазивременной: рассказчик пользуется здесь языком времен ной последовательности как метафорой для выражения отношений, которые не мыслятся им как временные в подлинном смысле слова. В мифе же как таковом на мифическом языке временных последовательностей говорится об отношении между разными богами или различными элементами божественной природы. Таким образом, подлинный миф всегда есть теогония" 25. К сказанному английским историком и философом следовало бы добавить только одно: в форме мифологической теогонии возникает не что иное, как само историческое сознание. Именно миф, организованный во времен ной последовательности, являет собой исторически первую форму бытия самой идеи истории, и именно миф, организованный во времен ной последовательности создает саму принципиальную возможность для восприятия действительной жизни людей как исторической.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |