КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акцентов. Новая семантика новых культурных предметов не вмещается в старые обрядово-ритуальные структуры. Ведь меняется не просто материал, из которого сделаны вещи и не просто физические формы этих повседневных вещей, но и - самое главное! - неизбежно меняются их мифосемантические коды. И наоборот: отмирание целой индустрии - индустрии каменных орудий - приводит к своеобразному обесточиванию совокупности всех тех ритуалов, которые несли в себе избыточную семантику культуры каменного века. И это дает ключ к пониманию тех трансформаций, которые происходят в это время с мифом. "Мирское", повседневное повествовательное бытие мифа обретает самодостаточный характер, окончательно отрываясь от своей обрядово-ритуальной семантической основы. Но оно же, это повествовательное бытие мифа продолжает нести в себе отголосок наиболее древней семантики - безвозвратно утраченной с отмиранием культуры каменного века и соответствующих этой культуре обрядово-ритуальных процедур. Само не имея сакрального статуса, оно оказывается вместе с тем своеобразным воспоминанием о некоторых сакральных структурах безвозвратно утраченной обрядово-ритуальной деятельности. И это именно та точка, в которой возникает необходимость сакрализации самого повествования (с последующей его канонизацией). Таким образом и выходит, что возникновение феномена религии оказывается не чем иным, как знаком начинающейся ИСТОРИИ: религия начинается там и тогда, где и когда человек впервые сталкивается с фактом радикального не совпадения прошлого с настоящим, когда семантика прошлого теряет практический смысл перед наступлением семантики настоящего. Именно фактор времени, свидетельствующий о некотором процессе развития от "прошлого" к "настоящему" является подлинным основанием той целостности, которая моделируется в ранних религиозно-мировоззренческих системах, и которая стягивает разрозненную повествовательную мифологию в некое единое целое. Именно фактор времени становится тем фактором, который в ранних религиозных системах выступает основанием упорядочения разрозненной и невнятной повествовательной мифологии. В самом деле, любое религиозно-мировоззренческое пространство несет в себе представление о некоем мифологическом векторе развития. Представление о некоей оси "прошлое - настоящее", которая реально является полуосью, поскольку открытие времени первоначально совершается в проекции прошлого, но не будущего. На эту-то полуось и нанизывается вся совокупность имеющихся в распоряжении данной религиозной системы мифов. Структура этой полуоси определяется взаимным равновесием двух точек (а через две точки, как известно, можно провести одну, и только одну прямую): точки настоящего и... некоей точки абсолютного космологического рождения, точки происхождения всего сущего. И отныне между этими двумя точками распределяется все реальное многообразие повествовательных мифов. В сущности говоря, речь идет об изобретении самого феномена времени. Ведь обыденное использование понятий "вчера", "сегодня" и "завтра" - это еще не жизнь внутри времени. Жизнь внутри времени у человека начинается только тогда, когда у него возникает образ целостного прошлого, отличного от настоящего. Когда у него возникает образ "вчера", которое не совпадает с "сегодня", но из которого "сегодня" произрастает и проистекает. Появление феномена космологического эпоса, пронизанного идеей упорядочения мифов по временной оси, как раз и свидетельствует о том, что у архаического человека впервые появляется образ прошлого, отличного от настоящего. Что и является знаком наконец-то начинающейся истории. В связи с вышеизложенным хотелось бы обратить внимание на ряд, на наш взгляд, семантических неточностей, закрепившихся в современной мифоведческой литературе. В частности, речь идет об использовании понятий "время" и "история" для анализа содержания наиболее архаической мифологии - той, которая соответствует ступени каменного века. Так, в работах Е.М.Мелетинского мы встречаем устойчивое мнение, будто даже в наиболее архаичных формах мифологического сознания - а таковым является, в частности, сознание австралийских аборигенов - существует представление о некоем "стародавнем, доисторическом времени" или даже некоей "доисторической эпохе", которая мифологически противопоставляется этими аборигенами настоящему, реальному времени. "Центральное место в словесном творчестве коренного населения Австралии, - пишет исследователь, - занимают мифы, в которых действие отнесено к некоему стародавнему, доисторическому времени... В эту доисторическую эпоху действовали мифические герои, и их действия определили облик земной поверхности, вызвали к жизни людей, растения и животных, обусловили различные обычаи. Такое отнесение действия к особому доисторическому времени - характерный признак мифа не только у австралийцев, но и у американских индейцев и у других народов" '. И, далее: "...основной смысл "эпохи сновидений"... не в идеализации прошлого, а в созидании предками мира... При этом в качестве конечных причин нынешнего состояния мира... изображаются события из жизни мифических героев мифического времени" 2. Настойчивое употребление автором категорий "время", "доисторическое", "стародавнее", "прошлое", "нынешнее", "предки", "потомки" и т.д. свидетельствует о том, что он рассматривает сознание первобытного человека как сознание, которому будто бы были присущи представления об исторической линейности времени, о времени как о последовательности сменяющих друг друга событий. Однако так ли это на самом деле? Действительно ли у австралийского аборигена можно обнаружить представление о прошлом как о той особой исторической реальности, которая ПРЕДШЕСТВУЕТ настоящему? Да, во всех архаических мифологиях существует ссылка на некую совершенно особую реальность, в которой живут тотемные предки человека, и которая совершенно не похожа по своим законам на реальную человеческую жизнь. Это факт, не подлежащий сомнению. Но насколько уместно эту особую реальность называть "стародавним, доисторическим временем" или, тем более, "доисторической эпохой"? Ведь если мы называем эту реальность особым ВРЕМЕНЕМ или особой ЭПОХОЙ, мы тем самым как бы предполагаем, что у аборигенов существует совокупность представлений о линейном времени, выстроенном как некая последовательность событий, в соответствии с требованиями причинно-следственных связей. Но какой этнограф отважится заявить, что у первобытного человека существуют представления о линейном времени как о последовательности сменяющих друг друга событий? А раз так, то достаточно ли у нас оснований полагать, что так называемые "тотемные предки" первобытного человека рассматривались этим человеком именно как ПРЕДКИ - в том смысле, в каком слово "предки" понимается цивилизованным человеком? Ведь "предок" - это тот, кто предшествует, это тот, кто связан со своими потомками некоей совершенно особой связью преобразования, в результате которой потомок помнит о предке, но ни в коем случае не идентифицирует себя с предком. Он -принципиально иной, не похожий на своего предка, хотя и связанный с ним ниточкой происхождения. То, что первобытный человек ощущает некую связь со своим тотемным предком, - безусловно. Но насколько правомочно рассматривать эту связь как связь происхождения? Сама суть предка заключается в том, что он умер и уступил свое место другому, т.е. потомку. Но можно ли вообразить себе первобытного человека, который бы заявил, что его Тотем - умер и уступил свое место человеку? Пожалуй, такого человека его соплеменники сочли бы безумным. Человек не заменяет своего собственного Тотема, не приходит ему на смену - это полный абсурд. Тотем странным образом бессмертен, и первобытный человек переживает своего Тотема... своим вечным современником, но никак не "предком". Тотем для первобытного человека - не столько предок, сколько некоторое особое самоощущение, воспроизводимое им в особых формах обрядово-ритуальной жизни. В конце концов, Тотем есть не что иное, как.персонифицированная идея культурного своеобразия данного племени, и не удивительно, что для первобытного человека его Тотем актуализован, т.е. постоянно присутствует рядом с человеком, где-то в параллельной жизни, и человек ведет со своим Тотемом, со своим тотемистическим мифом непрерывный диалог через систему обрядов и ритуалов. Причем он одновременно и идентифицируется со своим Тотемом, и держит по отношению к нему дистанцию; но это совсем не та дистанция, которая предполагается парой "предок-потомок". Это не дистанция времени, а дистанция чего-то совершенно иного. Тотем отделен от человека не пеленой прошлого, а, скорее, пространством какого-то Зазеркалья, в котором существуют свои законы, свои правила, но про которое нельзя сказать, что оно существовало ТОЛЬКО "вчера", поскольку оно совершенно уверенно существует сегодня. Скорее, речь идет о некоем alter ego, "другом "я"", о некоем фантасмагорическом зеркальном отражении, но отражении не лица, а чего-то неизмеримо более глубинного и существенного - отражении мифосемантической культурной сути. И только с концом эпохи тотемизма возникает тот особый, эпико-космогонический стиль мышления, для которого оказывается характерно представление об особом времени, принципиально предшествующем последующим событиям. Тот же Е.М.Мелетинский в своей энциклопедической статье определяет это время так: "ВРЕМЯ МИФИЧЕСКОЕ - в мифологии "начальное", "раннее", "первое" время, "правремя", предшествующее эмпирическому (историческому) "профанному" времени. (...) В.м. - это время первопредметов, перводействий и первотворения, оно отражено прежде всего в мифах творения - космогонических, антропогонических, этиологических....В.м. представляется сферой первопричин последующих действительных эмпирических событий..." 3. И с такими суждениями нельзя не согласиться, если применять их к развитым, эпическим и космогоническим формам мифологического сознания. Но когда автор тут же заявляет, что "...классический пример В.м. - "время сновидений... в мифологии австралийских аборигенов" 4, это не вызывает ничего, кроме искреннего недоумения: если речь идет о такой глубокой архаике, каковой является австралийский миф, - насколько серьезны основания применять здесь категорию "время"? Классическое английское the Dream Time, the Dreaming ("время сновидений"), традиционно используемое для обозначения той совершенно особой реальности, которая воссоздается австралийскими аборигенами в своей мифологии, едва ли может на самом деле быть интерпретировано как некое "время" - в том смысле, в котором категория времени предполагает наличие феноменов "прошлого", "настоящего" и "будущего". В том-то и состоит специфика наиболее архаических форм первобытного мышления, что в нем это особое "время" вовсе не предшествует настоящему времени, а представляет собой, скорее, некое параллельное время и параллельную территорию, некий особый, сновиденческий модус существования мира, особую, запретную для человека территорию, на которой все устроено не так, как в реальной жизни, но без которой реальная жизнь оказывается невозможна. Мы можем, конечно, сказать: "время сна" и "время бодрствования", - но, очевидно, это не будет употреблением категории "время" в историческом смысле, поскольку "время сна" в той же мере предшествует "времени бодрствования", в какой "время бодрствования" предшествует "времени сна". Сон не является прошлым по отношению к бодрствованию, равно как бодрствование не является прошлым по отношению к сну. Это вполне параллельные реальности, хотя и безусловно влияющие друг на друга. Сон - это не прошлая реальность по отношению к той жизни, которую человек проживает во время бодрствования, сон - это ДРУГАЯ реальность. И это в равной степени относится как к соотношению сна и бодрствования в обыденной жизни, так и к феномену Dream Time в австралийской мифологии. Истолкование Dream Time как некоего особого времени, якобы предшествующего настоящему - это, похоже, существенная натяжка. Однако в связи с тем, что именно такая трактовка Dream Time стала едва ли не общим местом современных исследований в области архаической мифологии, весьма резонно было бы определить ее как своеобразную мифологему мифоведения. Первобытный человек действительно живет в настоящем времени, которое противостоит времени мифологическому, но не в смысле дихотомии "настоящее - прошлое", а в смысле дихотомии "настоящее - ненастоящее", "реальное - иллюзорное", "происходящее в действительности - происходящее во сне". Т.е. речь идет о некоей глобальной метафоре особого времени-пространства, которое не столько предшествует тому реальному пространству-времени, в котором существует первобытный человек, сколько находится с ним в каком-то странном диалоге - диалоге, смысл которого нам еще предстоит прояснить на последующих страницах. Впрочем, сам Мелетинский делает недвусмысленную оговорку, демонстрирующую то, до какой степени все непросто в разговоре о феномене времени в применении к архаическому мифу: "...связь со сновидением показывает, - пишет исследователь, -что речь идет о времени не только доисторическом, но и внеисторическом, о времени вне времени. Оно может воссоздаваться в снах, а также в обрядах, в которых исполнители отождествляются с мифическими предками" 5. Но если это так, то имеет ли право тот же автор утверждать, что в мифологии первобытных племен каменного века существует представление о некотором особом ВРЕМЕНИ первотворения? Правомерно ли это наложение поздних мировоззренческих схем на мышление человека, еще не пережившего испытания неолитической революцией?.. "Время вне времени" и "история вне истории" - это чрезвычайно точная характеристика DREAM TIME как особого МИРА, особого ПРОСТРАНСТВА, вовсе не являющегося для первобытного человека неким особым временем. И лишь в переломную эпоху неолитической революции и формирования ранних религиозно-космогонических систем возникают условия для интерпретации "мира сновидений", "мира Тотемов" как прошлого, предшествовавшего настоящему, и для соответствующего переконструирования этого особого мира мифологических сновидений. Интерпретация совокупности мифов в координатах времени - как совокупности событий, будто бы происходивших в действительности, в некие "стародавние времена" - это интерпретация, которая несет на себе выраженный отпечаток рациональной рефлексивности и принадлежит человеку эпохи цивилизаций - человеку, которому уже знаком феномен времени. Обозначение странного мифологического Зазеркалья в категориях времени - это явный продукт ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕЙ работы рассудка - рассудка, пытающегося рациональным образом объяснить феномен мифологического Зазеркалья, с которым человеку приходится вести каждодневный диалог. И идея времени оказывается здесь как нельзя кстати. Время оказывается той гипотезой, с помощью которой этот рассудок пытается объяснить самому себе, что же такое есть миф. "Он есть прошлое", - как бы говорит себе этот рассудок, и такой вариант объяснения мифа неолитическим человеком нельзя не признать убедительным. Непонятно другое: почему современный исследователь должен верить на слово тому варианту рационалистической интерпретации мифа, которую мы находим в ранних религиозно-космогонических системах? Почему возникающие в раннецивилизационную эпоху интерпретации мифа должны рассматриваться нами как ключ к тому, чем являлся миф в донеолитическую эпоху, в эпоху каменного века?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |