КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходит своими корнями в палеолитическую эпоху собирательства - во всяком случае, последние тысячелетия верхнего палеолита свидетельствуют о том, что злаки в это время уже используются. Но исключительно как добавка к рациону питания, а не как основной источник питания. Естественно, что трудоемкость сбора и обработки диких злаков, а так же их невысокая пищевая ценность не позволяют им занять сколько-нибудь заметное место в структуре рациона палеолитического человека. Однако радикальным образом ситуация меняется в эпоху, которую именуют мезолитом и протонеолитом - относительно небольшой промежуток времени (от двух до трех тысячелетий), разделяющий палеолит и неолит. Именно в эту эпоху появляются первые каменные зернотерки - седловидные камни из грубых, твердых пород (чтобы каменные крошки не попадали в муку), на которых зерно растирается в муку с помощью ручных терочников. И именно в мезолите происходит, судя по всему, то, что можно было бы назвать религиозно-мировоззренческим переоткрытием зерна. Став мировоззренчески-культовым феноменом, матрицей идеи демиургического созидания зерно постепенно выходит на авансцену в том числе и пищевого потребления. Демиургическая трансформация зерна придает скромным злаковым растениям совершенно исключительное значение - значение СВЯЩЕННЫХ, ДЕМИУРГИЧЕСКИХ растений, и именно это становится причиной того, что вначале - сбор, а затем и возделывание злаковых растений начинает играть беспрецедентную роль в жизни тех племенных сообществ, которые делают это открытие. Протонеолитический человек, еще не знающий земледелия, уже начинает употреблять в пищу хлебные лепешки, чья предметная форма является произведением его рук. И это, конечно, чудо - одно из самых удивительных чудес, которые когда-либо были изобретены человечеством. И в том же религиозном контексте возникают и два фундаментальных технологических изобретения, значение которых в дальнейшем развитии культуры и общества переоценить невозможно. Технология производства керамики из глины и технология производства металла из руды - похоже, что именно кулинарная обработка злаков становится магической моделью для развития этих двух фундаментальных технологий в злаковых, переднеазиатских регионах. Это выглядит совершенно поразительно, но это исторический факт: верхнепалеолитическое человечество существует на протяжении тысячелетий, практически игнорируя тот факт, что предметы можно создавать посредством лепки: глина как природный материал для культовых статуэток оставляет палеолитического человека совершенно равнодушным. Любые статуэтки, которые находят археологи в палеолитических слоях - это статуэтки, которые созданы посредством выдалбливания и вырезания, но, за редчайшими исключениями, нет следов того, что человеку знакома работа с глиной, хотя, казалось бы, чего проще: взять кусок глины и что-то из нее вылепить? Но в том-то все и дело, что за таким простым, на первый взгляд, предметным действием скрывается глубинная ломка палеолитического мировоззрения, скрывается ПАРАДИГМАЛЬНОЕ изменение сознания древнего человека. И факт заключается в том, что первый материал, благодаря которому человек на парадигмальном уровне осознает и манифестирует ценность лепки и делает технологию лепки предметом культурного наследования -это именно мука, полученная им из злаков. А хлебные лепешки, которые могут произвольно менять свою форму по прихоти их создателя, становятся не чем иным, как первыми культовыми предметами новой религии. Конечно, и в дозлаковый период феномен лепки существует -однако он носит, скорее, случайный, спорадический характер. Известны несколько верхнепалеолитических стоянок, на которых найдены одиночные лепные изделия, подвергшиеся обжигу, причем все они характеризуются крайне грубой, непрорисованной лепкой, в отличие от весьма тонкой работы по камню или по кости в тех же локализациях. И уж во всяком случае нет ничего похожего на глиняную индустрию: те глиняные формы, которые изредка попадаются археологам, не имеют никакого эволюционного продолжения. Они появляются как бы ниоткуда и исчезают в никуда - навык их изготовления не становится предметом культурной (=культовой) трансляции. Это и позволяет судить об их принципиальной случайности в отличие от достаточно бурно эволюционирующих на протяжении верхнего палеолита изделий из камня или кости. Если обнаруживаемые археологами палеолити- ческие изделия из камня и кости исчисляются сотнями тысяч, то терракотовые фигурки на палеолитических стоянках исчисляются единицами. Археологам известна одна единственная верхнепалеолитическая аномалия - верхнепалеолитическая стоянка в Дольни-Вестонице (Словакия), на которой обнаружено полторы сотни терракотовых фигурок и их фрагментов, что является совершенно беспрецедентным, учитывая, что возраст этого верхнепалеолитического комплекса около 25 тысяч лет. Не удивительно, что археологи склонны рассматривать эту стоянку "...как локальный и необъяснимый феномен ледниковой культуры, случайность, совершенно выпадающую из генеральных линий развития" 25. Впрочем, и в этом случае принципиально нельзя говорить о какой бы то ни было культурной традиции изготовления терракоты. Все терракотовые фигурки этого комплекса изготовлены примерно в одно и то же время, и производят впечатление однократного эксперимента, который не имеет никаких культурных последствий: продолжение этого эксперимента в более поздних культурных слоях не обнаруживается, что и свидетельствует об отсутствии культурного запроса на подобные эксперименты в донеолитическую эпоху. Для сравнения укажу, что на той же стоянке Дольни-Вестонице обнаружены многие десятки тысяч предметов из камня и кости, и это именно те объемы производства, которые свидетельствуют о наличии развитых структур культурной трансляции в верхнепалеолитическом обществе. То, что палеолитические эксперименты с глиной так и остаются единичными случаями, не получая сколько-нибудь серьезного развития и продолжения вплоть до эпохи неолита, выглядит глубоко закономерным в свете изложенных выше идей. Любая экспериментальная деятельность должна иметь мировоззренческий смысл, а вот его-то как раз и не было у палеолитического человека в его экспериментах с глиной. Насколько естественной являлось для палеолитического человека вытаскивание из камня и кости неких предметных сущностей, исходно там заключавшихся, настолько же противоестественно должна была для него выглядеть деятельность по вылепливанию фигурок из аморфной глины. Поэтому единичные глиняные эксперименты принципиально не могли получить закрепления в мифо-мировоззренческой традиции палеолитического человека, не могли стать предметом обрядово-ритуальной трансляции из поколения в поколение. Ведь чтобы нечто могло состояться как факт культурной традиции, а не как случайный культурный эпизод, требуется, чтобы это нечто оказалось мировоззренческие санкционировано, - но как раз таких мировоззренческих санкций и не имела глиняная скульптура в палеолитическую эпоху, а потому обречена была оставаться своеобразным историческим казусом. Кстати говоря, умозрительные предположения некоторых исследователей, будто на протяжении верхнего палеолита существовала довольно обширная практика создания малых скульптурных форм из сырой глины, и что эти скульптуры "были на- верное, очень многочисленными и территориально широко распространенными" 27, но не сохранились в силу непрочности необожженной глины, кажутся совершенно не убедительными. Если бы такая глиняная индустрия действительно существовала, она бы неизбежно обернулась изобретением терракоты через непреднамеренный, случайный обжиг изготавливаемых фигурок и предметов: трудно представить, что на протяжении нескольких десятков тысячелетий неоантропы занимаются интенсивным глиняным производством, но при этом количество случайно обожженных предметов исчисляется единицами. И, кстати говоря, терракотовая флуктуация в Дольни-Вестонице - лишнее тому подтверждение. Терракота возникает, и практически тут же исчезает. А это может значить только одно: в обществе отсутствует МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ запрос на саму процедуру вылепливания из глины, и она не становится предметом культурно-культовой трансляции. Продолжают транслироваться традиционные, хотя и неизмеримо более трудоемкие процессы вырезания, выдалбливания, но только не процесс лепки. Причем, что любопытно: та же самая глина - ее засохшие или даже обожженные куски - вполне может выступать как материал для традиционной процедуры вырезания или выдалбливания, но что касается технологической процедуры лепки, то она безусловно не становится предметом культурной трансляции. Вплоть до неолита лепка из глины должна представляться неоантропу мировоззренчески бессмысленным занятием, - оттого-то случайно вылепленные из глины фигурки не получают никакого общественного резонанса, не закрепляются в обрядово-ритуальной традиции, и, стало быть, не становятся фактом ТРАНСЛИРУЕМОЙ культуры. Единичные случаи лепки из глины в эпоху верхнего палеолита не имеют мировоззренческого измерения, и потому вплоть до неолита принципиально не могут стать основой новой индустриальной стратегии. Хотя сказанное совершенно не исключает того, что представители верхнего палеолита могли использовать куски засохшей глины в качестве материала для традиционных, т.е. транслируемых в виде культурно-культовой традиции способов обработки посредством вырезания. И лишь с возникновением хлебной индустрии, порождающей принципиально новое мировоззрение, возникает феномен глиняного бума, когда начинается экспоненциальное развитие производства и совершенствование глиняных форм. Для того, чтобы существовало полноценное каменное производство, вполне достаточно анимистического представления о том, что каждый предмет - суть тайная живая сущность, которая может быть высвобождена из этого предмета с помощью процедур предметно-магического производства (скажем, процедур вырезания или выдалбливания). Что же касается работы с аморфной, податливой глиной, то здесь требуется совершенно иной мировоззренческий образ: ведь сырая глина способна принять любой облик, а в следующую секунду - принципиально этот облик изменить. Понятно, что традиционное анимистическое мировоззрение оказывается несовместимо с идеей керамического производства. Зато демиургическая схема мышления, моделируемая религиями злаковых цивилизаций, открывает исключительные возможности для того, чтобы в этих цивилизациях начался своего рода глиняный бум. Между прочим, то, что феномен керамики возникает как новая мировоззренческая реальность, а не как простое практическое изобретение, видно из того, что первые изделия из глины, находимые археологами - это не утилитарные предметы типа домашней утвари, а изделия заведомо избыточные, неутилитарные, КУЛЬТОВЫЕ - глиняные фигурки, глиняные маски и т.д. В самых ранних слоях земледельческих культур обнаруживается огромное количество глиняных масок, глиняных фигурок, - но практически отсутствует посуда. К примеру, В.М.Массой так характеризует археологические находки, относящиеся к ранненеолитической культуре Иерихона в восточном Средиземноморье, VIII-VII тысячелетий до н.э. "Глиняной посуды еще нет, но и число каменных сосудов весьма невелико. Довольно невыразительна мелкая скульптура. Правда, превосходны глиняные маски, которые в соответствии с требованиями какого-то сложного погребального обряда надевались на черепа" 2S. На ту же самую особенность древних культур указывает В.А.Шнирельман. Характеризуя материальную культуру древнейшего поселка Чайоню в верховьях Тигра и Евфрата, также датируемую восьмым-седьмым тысячелетиями до н.э., он отмечает, что "настоящих керамических сосудов здесь еще не найдено но встречаются многочисленные глиняные фигурки и обломки крупных толстенных тазов из слабообожженной глины" 2Э. Таким образом, можно предполагать, что первоначальное использование глины в эпоху раннего неолита носит подчеркнуто мировоззренческий характер. Созидание глиняных фигурок из глиняного месива - это прежде всего мировоззренческий акт, символизирующий новый тип взаимоотношений человека с окружающим его миром и аналогичный созиданию хлебной лепешки из раздробленного в муку зерна. Это мировоззренческий акт, в котором манифестируется незнакомая палеолитическому человеку идея - идея демиургического творения, идея создания "чего-то" из "ничего". Идея вылепливания - из праха, из глины; идея, в которой тайным образом уже заключена принципиально новая установка - установка на жизнь во времени. И лишь в дальнейшем глиняное производство приобретает утилитарно-прагматический оттенок: возникает индустрия глиняных сосудов, используемых в чисто утилитарны целях. Итак, раннее керамическое производство ничуть не в меньшей степени нежели хлебное имеет первоначально неутилитарные оттенки. В одних случаях - вслед за хлебным произведет- вом, а в других - независимо от него керамика манифестирует новую мировоззренческую реальность, в рамках которой и возникает то, что мы именуем историей, когда на смену вечно стабильному, вечно равному себе обществу приходит изменяющийся во времени мир. Сама суть неолита заключается в том, что это эпоха, мировоззренческим девизом которой становится идея лепки, идея демиургического творения "из ничего", и первым полигоном, на котором происходит апробация этой идеи, становится возводимая в ранг религиозного культа хлебная индустрия, в рамках которой и происходит процесс трансляции технологий лепки, и, вместе с тем, процесс трансляции нового мировоззрения. И именно в хлебной индустрии, как это ни парадоксально, берет свое подлинное начало история керамики, - хотя, казалось бы, принципиальную способность лепить из глины человек демонстрировал задолго до возникновения феномена хлебной индустрии. Однако только теперь технология лепки приобретает для него СМЫСЛОНЕСУ-ЩИЙ характер, и эта технология наконец-то становится достоянием культурной традиции. Если в эпоху палеолита человек демонстрировал абсолютное равнодушие к трансляции глиняных технологий (в силу их мировоззренческой бессмысленности), и отдельные глиняные эксперименты оставались принципиально невостребованы культурной традицией, то с возникновением хлебной индустрии происходит мировоззренческий переворот, который наконец-то выводит на авансцену человеческой деятельности идею лепки, идею демиургического творения, и не удивительно, что на волне этого мировоззренческого переворота начинается настоящий керамический бум, а вместе с ним - и исторический бум. Мировоззренческое измерение зерна и создание связанного с этим мировоззренческим измерением зерна земледельческого КУЛЬТА (=культуры земледелия) - это только пролог. Очень скоро становится ясно, что злаково-кулинарная мировоззренческая метафора "творение через уничтожение", будучи возведена в ранг культа (= в ранг земледельческой культуры), может иметь самые мощные системные следствия. И, в первую очередь, речь идет о двух фундаментальных технологических изобретениях, значение которых в дальнейшем развитии культуры и общества переоценить невозможно, и которые являются по сути дела не чем иным, как своеобразным осуществлением злаково-кулинарной метафоры. Технология производства керамики из глины и технология производства металла из руды - похоже, что именно технология кулинарной обработки злаков становится магической моделью для открытия этих двух фундаментальных технологий, и не случайно именно в тех исторических районах, в которых начинаются эксперименты с зерном, достаточно скоро отмечается возникновение мощной глиняной индустрии, а спустя еще какое-то время начинаются эксперименты с металлами. Таким образом, приручение зерна - это прежде всего знак происходящей в человеке раннего неолита мировоззренческой революции. Удивительная трансформация, происходящая с зерном, которое превращается вначале - в муку, а затем - в хлебную лепешку, - это своеобразный эпиграф к совершенно новой эпохе -эпохе истории. Именно с идеей лепки начинается время подлинной истории. И если хлебный вариант лепки, пожалуй, не являлся исторически универсальным (хотя нельзя не заметить, что незлаковые цивилизации всегда уступали в своем динамизме цивилизациям злаковым), то керамика, пожалуй, может быть признана в качестве универсальной производственной матрицы истории. Любая историческая цивилизация (а отнюдь не только цивилизация Шумера) имеет в своих истоках глиняный период, т.е. является в каком-то смысле глиняной цивилизацией. Мир, вылепленный согласно шумерской мифологии из праха, из глины, - это фундаментальный образ, свидетельствующий о возникновении у человечества самого феномена исторического сознания. Изготавливая и примеривая на себя ритуальные глиняные маски, человечество примеривает феномен исторического времени, а в глиняном производстве неолита оказывается замаскирован сам феномен цивилизации.
1. О.Ю.Артемова. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.,1987, с. 134. 2. Я.Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М., 1991,с. 175. 3. См. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1983, с. 199. 4. А.Г.Козинцев. Переход к земледелию и экология человека. - В кн.: Ранние земледельцы: Этнографические очерки. Ленинград, 1980, с.6. 5. В.Р.Кабо. У истоков производящей экономики. - В кн.: Ранние земледельцы: Этнографические очерки. Ленинград, 1980, с.65. 6. Там же. 7. В.А.Бейлис. Традиция в современных культурах Африки (по материалам западной и африканской литературы). М., 1986, с.34. 8. Э.Эванс-Причард. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народо-в. М., 1985, с.26. 9. Там же, с.95-96. 10. В.А.Шнирельман. Возникновение производящего хозий* ства. М., 1989, с.368. 12. Там же, с.36. 12. Там же, с.368. 13. Там же, с.369. 14. К.Леви-Строс. Первобытное мышление. М.,1994. 15. В.А.Шнирельман. Цит.пр., с.368. 16. Там же, с.395. 17. Там же, с.400-401. 18. Там же, с.369. 19. Там же, с.395. 20. Там же, с.401. • ' 21. Там же, с.394. 22. В.М.Массой. Первые цивилизации. Л., 1989, с.46. 23. Там же, с.47. 24. У.Брей, Д.Трамп. Археологический словарь. М., 1990, с.300. 25. См. об этом: В.А.Шнирельман. Цит.пр., с.47. 26. А.Д.Столяр. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985, с.222. 27. Там же, с.22. 28. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая. Месопотамия. М., 1983, с.51. 29. В.А.Шнирельман. Цит. пр, с.53-54. ГЛАВА 3.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |