КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производительной деятельности человека, которая находится в жесткой зависимости от природных ритмов, т.е. не является более или менее автономным по отношению к природе, как это было свойственно производительной деятельности палеолитического человека. Это связано с тем обстоятельством, на которое я уже неоднократно указывал: в первобытном обществе мы встречаемся с феноменом производства, отделенного от процесса добывания пищи. С одной стороны - охота и собирательство, которые не являются производством, но зато являются той деятельностью, посредством которой палеолитический человек обеспечивает себе пропитание, а, с другой стороны, - производство культовых предметов, орудий труда и прочих вещей, которые заведомо не являются продуктами питания. При этом очевидно, что процессы охоты или собирательства по необходимости встроены в природные ритмы, а производственные процессы, знакомые первобытному человеку - это процессы, которые демонстрируют полную автономию по отношению к природе: единственное, от чего они зависят - это от мифа. Таким образом, не знающая земледелия производственная деятельность первобытного человека абсолютно не зависит от факторов внешней среды: она с равным успехом может осуществляться днем и ночью, в любое время года и при любых погодных условиях. Она полностью автономна по отношению к объективным условиям: ритм ритуальных обрядов, инициирующих появление на свет того или иного предмета, совершенно равнодушен к объективным ритмам природы. Производство различных предметов культуры происходит не столько по прихоти природы, сколько по прихоти мифа. Наоборот, в случае с земледельческими культурами возникает совершенно новая форма производства: производство, которое совпадает с процессом добывания пищи. И не удивительно, что возделывание земли оказывается той деятельностью, в которой человек впервые попадает в зависимость не от мифа, а от самого производственного процесса. Последний же, в свою очередь, определяется не мифами, как это было в первобытном обществе, а некоей объективной необходимостью: цикличностью времен года, дня и ночи, погодными условиями и т.п. А это означает, в свою очередь, что земледелие - это производство, в котором человек впервые попадает в зависимость от объективного хода времени. В самом деле, производитель каменного века располагал принципиально растяжимым временем: на изготовление любого предмета он мог затратить столько времени, сколько ему было нужно, и не было никакой внешней необходимости, которая бы подгоняла его производственный процесс. Так, у традиционных африканских народов, не прошедших этап темпоральной революции, с которой связано возникновение феномена древних цивилизаций и самой истории, фактор времени до сих пор переживается совершенно не так, как это характерно для исторического человека, чья ментальность, чьи умственные схемы сформированы на основе диалога с историей собственной цивилизации. И это несмотря на то, что речь идет о таких африканских народах, которые вовсе не находятся в изоляции от ценностей современной цивилизации. "У них нет числового календаря, а есть, если можно так выразиться, феноменологический. Время жизни человека и история исчисляются не годами, месяцами и днями, а событиями. Например, восход солнца - событие, признаваемое всей общиной; и все равно, восходит оно в пять или в семь утра - важен сам факт восхода. Значимо само событие, а не математическое исчисление момента. В западных обществах время используется, продается и покупается, в традиционной африканской жизни время создается или творится. Человек - не раб времени; он "делает" столько времени, сколько ему хочется. Часто европейцы или американцы говорят: "эти африканцы тратят время на безделье" или "Африканцы всегда опаздывают!" Такие высказывания основаны на непонимании: сидящие без дела африканцы не тратят время, они его ждут или творят" 7. Характерные данные приводит Э.Э.Эванс-Причард в своем классическом исследовании образа жизни нуэров - большого скотоводческого народа, проживающего на юге Судана. Правда, этот народ нельзя назвать полностью доземледельческим: земледелие ему безусловно знакомо. Однако земледелие у нуэров носит факультативный характер и они практически от него не зависят. Кроме того земледелие появилось у них относительно недавно, и нуэры "рассматривают земледелие как бремя, навязанное им из-за недостатка скота" 8. Поэтому, делает вывод исследователь, можно утверждать, что земледелие не оказывает у нуэров решающего воздействия на структуру их темпоральных представлений. "...У нуэров нет термина, эквивалентного слову "время" в европейских языках, и поэтому они не могут, как мы, говорить о времени как о чем-то реально существующем, о том, что оно проходит, что его можно зря расходовать, что его можно экономить и т.п. Не думаю, что они когда-либо испытывали ту же необходимость, скажем, выиграть время или сопоставить деятельность с абстрактным отрезком времени, поскольку они выражают время главным образом через саму деятельность, которая, как правило, носит неторопливый характер. События идут в логическом порядке, но они не контролируются какой-либо абстрактной системой, ибо не существует никаких автономных точек отсчета времени, с которыми точно совпадала бы их деятельность. (...) Точно так же у них весьма ограничены возможности исчисления сравнительной продолжительности периодов времени между событиями, поскольку у них мало точно установленных или систематизированных единиц времени, они не способны измерять периоды между отдельными положениями солнца на небе или между повседневными работами. Год действительно делится на двенадцать лунных единиц, но нуэры не рассматривают их как части какого-либо единого целого. Они могут сказать, в каком месяце произошло событие, но с большим трудом выражают абстрактными числовыми символами отношения между событиями. Им намного легче думать категориями различных видов деятельности и последовательности производимых действий... чем понятием о чистых единицах времени. Мы можем сделать заключение, что нуэрская система исчисления времени в пределах годичного цикла и частей этого цикла - это серия концептуализации природных изменений, и что выбор точки отсчета определяется тем значением, которое имеют эти изменения для человеческой деятельности" '. Наоборот, систематическое земледелие как основа хозяйствования в древних цивилизациях становится подлинной основой для изобретения идеи времени как жесткой объективной структуры. Земледельческий человек - это человек, который оказывается поставлен в жесткую зависимость от временного фактора: здесь ключевым условием успешной деятельности становится требование "успеть". Успеть выполнить цикл подготовительных работ, успеть выполнить цикл посевных работ, успеть выполнить цикл уборочных работ и т.д. Таким образом, земледельческое производство - это производство, которое впервые создает стрессовую ситуацию для человека. И это - одна из объективных причин того, почему неолитический человек оказывается вынужден открыть фактор времени, который кладется им в основание ранних теогонических эпосов и который становится главной основой упорядочения разрозненных мифов, основой превращения их в некое эпическое целое - того превращения, о котором шла речь в предшествующей главе. Разумеется, возникновение земледелия - это лишь объективное условие открытия неолитическим человеком фактора времени в том его объективном понимании, которое характеризует эпоху цивилизации. Вместе с тем, возникновение идеи объективного времени не происходит автоматически вслед за возникновением и развитием систематического земледельческого труда. Напротив, это достаточно долгий процесс, связанный с трансформацией и переконструированием всей системы мифологических представлений древнего земледельца. Открытие времени не совершается одномоментно, и требует не одного тысячелетия. Подробному анализу этого процесса будет посвящена следующая глава; сейчас же важно подчеркнуть то обстоятельство, что принципиальным условием открытия времени является феномен систематического земледелия.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |