КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытного человека - это не более чем иллюзия здравого смысла. "Они не сеют, не жнут", а, значит, принципиально не знают феномена изнуряющего труда. В этом библейском образе заключена глубочайшая историческая истина. Образ Сада Едемского, где жили первые люди, сотворенные Господом, прежде чем были изгнаны из рая, - это абсолютно точное воспоминание о характере человеческого существования в донеолитическую эпоху. Феномен труда как чего-то принципиально трудного возникает только с возникновением земледелия. И тот фундаментальный культурно-психологический перелом, который происходит в результате возникновения феномена земледелия, с удивительно точной образностью зафиксирован в текстах Библии. Кто такие Адам и Ева, эти первожители Сада Едемского? В сущности говоря, это типичные собиратели, не знающие труда. И лишь пережив искушение познанием и будучи изгнаны из рая, они оказываются обречены на труд возделывать землю. И это крайне важно: неолитический человек переживает земледельческий труд как проклятие, как наказание Божие. "...Проклята земля за тебя: со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт.,3, 17-19) Пожалуй, можно было бы сделать только одну поправку. Согласно библейскому тексту, земледелие - это плата за дерзость познания, кара Господня за то, что Адам и Ева посмели вкусить от древа познания добра и зла. В реальности же наоборот: именно земледелие является основой отделения субъекта от объекта, а, значит, основой той познавательной дерзости, под знаком которой отныне проистекает человеческая история. Но какие бы трактовки ни давали мы библейскому мифу, факт заключается в том, что возникновение изматывающе-систематического земледельческого труда - это, конечно, большая загадка. Пожалуй, не возникало бы особых вопросов, если бы земледелие возникло в качестве факультативного рода деятельности, дополняющего традиционные охоту и собирательство. Однако факт заключается в том, что у неолитических народов, которые начинают заниматься систематическим земледелием, происходит практически полный отказ от традиционных форм охоты и собирательства, и это крайне странно, поскольку эффективность земледелия на ранних его этапах крайне низка, трудовые затраты чрезвычайно велики, а питательная ценность получаемого продукта не сопоставима с той, которая обеспечивалась традиционными формами обеспечения продовольствием. Но с какой стати вольные охотники и собиратели добровольно отказываются от традиционных форм самообеспечения продовольствием и возлагают на себя ярмо тяжелейшего, изматывающего труда? Обычные ссылки на практическую целесообразность этого перехода, попытки объяснить возникновение феномена земледелия поиском новых источников пропитания совершенно не убедительны. Говорят, что стали истощаться охотничьи угодья, оскудели дикие источники пропитания растительного происхождения - но ведь это попросту неправда. В эпоху, которая непосредственно предшествовала неолитической, естественные источники пропитания в тех местах, в которых исторически возникает земледелие - а это долины крупных рек - оставались изобильными и разнообразными, и, во всяком случае, ничуть не более бедными, нежели в тех, где земледелие так и не возникло - на этом настаивают сегодня многие авторитетные ученые. Так, В.А.Шнирельман в своем фундаментальном исследовании возникновения "производящего хозяйства" (беру это словосочетание в кавычки, имея в виду те оговорки, которые были сделаны мною ранее) подчеркивает, что современные этноархеологические данные не дают оснований для того, чтобы искать источник возникновения земледелия в оскудении ресурсов, и что традиционные для недавнего времени воззрения на причины возникновения земледелия не выдерживают критики. "В прошлом, когда считали, что охотники и собиратели жили в большой нужде, влача полуголодное существование, ответ на этот вопрос не вызывал больших затруднений: полагали, что переход к земледелию облегчал труд по добыче пищи и давал больше свободного времени для других занятий. В последние десятилетия стала очевидной упрощенность такого подхода. Выяснилось, что условия жизни многих охотников и собирателей были не столь тяжелыми, а голодовки не столь неизбежными, как считали раньше..." |0. Более того, многочисленные этнографические и археологические данные свидетельствуют, что в одной и той же местности, когда некоторые племена начинают заниматься земледелием, большинство других продолжают "вести бродячий образ жизни, связанный с охотой и собирательством" ". А ведь если бы причиной возникновения земледелия было истощение ресурсов дикой природы, резонно было бы предположить достаточно быстрое превращение в земледельцев всех представителей данного ареала. Однако ничего подобного не происходит. Как подчеркивает тот же исследователь, "этнографические факты в совокупности с археологическими данными показывают, что при определенных условиях специализированное высокоразвитое собирательство растений могло существовать бесконечно долго, не перерастая в земледелие" |2. И это неудивительно, учитывая, что раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока. Ведь искусство земледелия - это слишком трудное искусство, чтобы новичок в этом деле, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов и удовлетворительной эффективности уже на ранних ступенях своих экспериментов. Современные археологические и этнографические данные подтверждают это, свидетельствуя, что "переход к раннему земледелию не давал каких бы то ни было явных преимуществ охотникам и собирателям, развивавшимся в нормальной обстановке, позволявшей их традиционной хозяйственной системе функционировать бесперебойно. Поэтому охотники и собиратели, обитавшие до недавнего времени во многих районах мира по соседству с земледельцами и скотоводами, не выказывали большого желания переходить к производящему хозяйству, хотя не только знали о его существовании, но и обладали необходимыми для этого навыками" 13. Наоборот, эффективность высокоспециализированного собирательского труда просто поразительна. Даже в тех случаях, когда условия внешней среды были крайне неблагоприятны (я уж не говорю о богатых и изобильных районах, в которых суждено было возникнуть земледелию), первобытный собиратель демонстрировал удивительные способности по обеспечению себя продовольствием. Сошлюсь на яркий пример, приводимый Л. Леви-Стросом. "Обитателям пустынного региона в Южной Калифорнии... - индейцам каюлла, числом в несколько тысяч, не удавалось истощить природные ресурсы; они жили в изобилии. По-
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |