КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертвы, на которые вынужден идти первобытный человек, изобретающий земледелие и постепенно превращающий его в основной источник своего пропитания. Парадокс заключается в том, что человек преодолевает абсолютную зависимость от мифа, но зато попадает в рабскую зависимость от труда. И это воистину странный обмен. Абсолют мифологической зависимости обменивается на абсолют трудовой зависимости, и решительно невозможно на первых порах понять, что могло подвигнуть неолитического человека на такую существенную перемену. Целевая деятельность, с которой связан вначале земледельческий, а впоследствии и всякий иной производительный труд, вовсе не выглядит при ближайшем рассмотрении неким благом, а, скорее, походит на ниспосланное человеку наказание. Ведь зависимость от мифа - это то, что, между прочим, создает чувство покоя и стабильности: люди каменного века не знают невротических стрессов. Наоборот, с возникновением зависимости от труда впервые возникает эпоха невротических перенапряжений и стрессовых срывов. Впрочем, вопрос о трудовой зависимости, да и вообще о труде требует специальных пояснений, поскольку широко распространенным является использование термина "труд" по отношению к деятельности палеолитического человека, начиная с самых ранних ступеней антропогенеза. В частности, до сих пор широкое хождение имеют представления о роли трудового фактора в процессе формирования человеческого общества. Однако осуществленная выше реконструкция человеческой деятельности в до-земледельческих обществах делает совершенно неприемлемым использование термина труд" в отношении этой деятельности. И, прежде всего, потому, что семантика слова "труд" однозначно содержит в себе предположение некоторой цели. Труд - это не что иное, как целевая и целесообразная деятельность. Притом это деятельность, совершаемая с производительными целями: например, целью труда может являться создание каких-то предметов. Однако в первобытном обществе эпохи каменного века, как это было показано выше, производительная деятельность (каменная индустрия) принципиально не может быть охарактеризована в качестве целевой, коль скоро основной движущей силой этой деятельности является миф. А это и значит, что деятельность по производству каменных орудий не может быть определена в качестве трудовой. Разумеется, палеолитическому человеку знакомы целевые формы деятельности. Однако в том-то и состоит суть дела, что эти формы деятельности никак не могут быть определены в качестве производительных: ведь это деятельность по добыванию пропитания, т.е. охота и собирательство. И, поскольку ни охота, ни собирательство не являются производительными формами деятельности, то очевидно, что категория "труд" к ним так же не применима. Итак, целевые формы деятельности первобытного человека не являются производительными, а производительные - не являются целевыми. И потому ни в том, ни в другом случае нельзя говорить о феномене труда. Да и с точки зрения этнографических наблюдений повседневная деятельность палеолитического человека никак не может быть названа трудовой: ведь он не добывает себе пропитание в поте лица своего, как вынужден это делать земледелец, работающий от зари до зари. Основное времяпрепровождение первобытного человека - это участие в разнообразных магических церемониях, ритуалах и обрядах. Причем вовсе не обязательно, чтобы эти обряды и церемонии имели характер бурных празднеств - скажем, у тасадеев принято просто по многу часов сидеть вместе, но в полном молчании, а в племени кунг "две трети жизни уходит либо на посещение друзей и родственников, либо на прием гостей" 2. Таким образом, повседневная жизнь доземледельческого человека - это по преимуществу празднество, ритуал, обряд, но никак не тяжелая трудовая деятельность. А добывание пропитания для него, как уже говорилось, это ОХОТА, которая во многом построена на игре и азарте, но никак не на тяжком труде, и сам термин "охота" в этом плане более чем показателен. Охота - это ведь и есть то, чего "хочется", то, чего "охота", то, что совершается "в охотку", а не под давлением жесткой внешней необходимости. Причем собирательство - второй традиционно указываемый источник пропитания - это тоже своеобразная охота, игра, азартный поиск, но не изнуряющий труд. И в том, и в другом случаях применение термина "труд" выглядит как минимум неуместно. Что же касается изготовления разнообразных культурных и культовых предметов из камня, дерева или кости (и, в частности, тех предметов, которые мы называем по привычке орудиями труда, но которые в реальном своем функционировании, очевидно, являлись чем-то гораздо большим), - то оно встроено у первобытного человека в структуру празднеств и ритуалов, и осуществляется им, как это было показано выше, по законам мифа, а не по законам внешней целесообразности, т.е. тоже является своеобразной игрой, но никак не трудом. Палеолитический человек вовсе не трудится в нашем понимании: он, скорее, как актер на сцене разыгрывает некоторую форму трудовой деятельности, которую ему предписывает миф и обряд. И занимаясь изготовлением каменных орудий, он руководствуется в своей деятельности не столько соображениями прагматической целесообразности, сколько потребностью в исполнении соответствующего обряда, потребностью, которая инициируется в нем мифом. Складывается ощущение, что первобытные люди вообще не склонны заниматься добыванием хлеба насущного как некоей специализированной трудовой деятельностью. Во всяком случае, структура повседневного времени первобытного человека такова, что в ней попросту не остается места для труда. Часть этого времени занимают охота и собирательство - целевые формы деятельности, не являющиеся трудом. А все остальное время - это время культурной самореализации человека в системе обрядов и ритуалов, и, в том числе, обрядов и ритуалов производительных. Это та сфера, которая на современном языке называется "сферой быта", но которая для палеолитического человека является сферой подлинного культурного бытия. Причем производительные ритуалы этой сферы включают в себя не только производство каких-то предметов из камня, дерева или кости, но и всю совокупность того, что можно было бы назвать домашним хозяйством: искусство выделки шкур, искусство кулинарии и т.д. - все это в равной степени является феноменом быта, который есть сфера культурного бытия палеолитического человека. Быт палеолитического человека совершенно лишен привкуса той неприятно-рутинной и весьма утомительной деятельности, каковой является быт во все последующие времена. По своему внешнему рисунку он представляет, скорее, совокупность различного рода духовных практик, ритуально-магических игр. Сама повседневная ткань этого быта выглядит как причудливое переплетение многих сотен ритуалов и обрядов, а так называемое "домашнее хозяйство" оказывается искусно вплетено, встроено в структуры этих магических обрядов и ритуалов. Достаточно указать на факт многомесячного продолжения некоторых церемоний и обрядов в австралийских племенах 3. Как правило, практикуемые обряды крайне сложны, требуют изощренной подготовки и участия всех членов общины. И понятно, что такого рода тотальный характер обрядов и церемоний в первобытном обществе делает практически невозможной какой бы то ни было быт, какое бы то ни было домашнее хозяйство за пределами мифа. И это самое поразительное в феномене палеолитического быта: он одновременно является палеолитическим производством, палеолитическим домашним хозяйством и непосредственным бытием палеолитической культуры. Во все последующие эпохи быт принципиально отделен от производства, и уж во всяком случае не является сферой производства культуры. Для современного человека единственное, что из перечисленного ряда ассоциируется со словом "быт", - это рутина домашнего хозяйства. Для палеолитического же человека быт это сфера материального и духовного производства, это сфера производства самой культуры, это воистину сфера человеческого БЫТИЯ в культуре. Между прочим, трудный, трудовой характер земледелия связан, конечно же, вовсе не с тем, какое количество энергозатрат требуется на осуществление тех или иных земледельческих операций, а с чем-то принципиально иным. Хочу в этой связи обратить внимание на одно недоразумение, до сих пор бытующее в этнографической литературе Это недоразумение связано с определением сравнительной трудоемкости различных видов деятельности при переходе к производящему типу экономики. Мол, замеряя расход килокалорий на единицу времени у охотников и земледельцев, можно определить, какой из этих двух видов деятельности является более... трудоемким. Так, в современном академическом издании, выпущенном под редакцией уважаемых ученых и имеющем весьма представительный состав участников, рассматривается вопрос о том, какая из двух исторических форм обеспечения себя продовольствием является более трудоемкой. И основанием для выводов такого рода служат... тщательные сравнительные замеры энергозатрат представителей первобытных народов, занимающихся охотой и примитивным земледелием. При этом процесс охоты и собирательства совершенно уверенно именуется "формой ТРУДОВОЙ активности" и не ставится под сомнение, что энергозатраты можно рассматривать в качестве критерия ТРУДОемкости. "Было проведено... два сравнительных исследования затрат энергии при обоих видах трудовой активности. У папуасов о-ва Новая Гвинея мужчины в процессе охоты на мелких животных и птиц расходовали 3,3-3,6 ккал/мин..., а при работах, связанных с подсечно-огневым земледелием, - 2,6-6,5 ккал/мин. Затраты энергии у женщин, занимавшихся земледелием, составили здесь 2,4-4,5 ккал/мин... У индейцев мачигенга (Перу) энергоотдача мужчин... равнялась 5,7 ккал/мин при охоте на мелких животных и птиц и сборе диких растений и 5,4 ккал/мин при занятиях подсечно-огневым земледелием; у женщин соответственно 5,2 ккал/мин при собирательстве и 3,1 ккал/мин при полевых работах. Для Западной Африки получены лишь данные о трудоемкости подсечного земледелия: мужчины - 3,2-9,6, женщины - 4,4-5,4 ккал/мин..." 1. Что ж, с точки зрения энергетических затрат разница и в самом деле невелика. Но разве в энергетических затратах дело? Автор ведет свои рассуждения так, будто азартно-игровая деятельность охотника или собирателя (пускай и чрезвычайно энергоемкая) вообще может быть рассмотрена в качестве трудовой. Но разве способен объяснить расчет килокалорий, расчет энергетических затрат то очевидное обстоятельство, что охотник - во все времена! - получает странное удовлетворение от самого процесса охоты -совершенно независимо от того, оказывается она результативной или нет? Охота и собирательство во все времена являются формами эмоциональной разрядки, в которых человек оказывается движим естественным игровым азартом ничуть не меньше, чем его непосредственные животные предки. В конце концов, охотой и собирательством занимается любое животное - однако никому не придет в голову рассуждать о трудоемкости собирательской деятельности у обезьян или о трудоемкости охоты у львов. Даже при самых больших расходах энергии охотник не чувствует утомленности и психологической выжатости; причем первобытный охотник и собиратель едва ли отличается по этому параметру от охотника и собирателя современного. И наоборот: земледелец способен испытать удовлетворение от вида собранного урожая, но сам процесс возделывания земли воспринимается им как тягостная необходимость, как тяжелый труд, смысл которого можно обнаружить только в БУДУЩЕМ - в будущем урожае, ради которого, собственно говоря, только и работает земледелец, ради которого только и совершается "жертвоприношение труда". Доводя логику автора до абсурда, можно замерить энергозатраты охотника, грибника, а также футболиста, боксера или прыгуна с шестом. И может оказаться, что деятельность последнего наиболее энергоемка. Но какое отношение это имеет к проблеме ТРУДОемкости? Весьма трудоемок труд бухгалтера - но велики ли его энергозатраты? И наоборот, чрезвычайно затратна с энергетической точки зрения деятельность болельщика на стадионе, -однако кто отважится назвать его деятельность "формой трудовой активности"? В том-то и состоит суть дела, что проблема труда - это вовсе не проблема энергозатрат. И сколько бы килокалорий в единицу времени ни тратил первобытный охотник, -его деятельность ни при каких обстоятельствах не может быть названа трудовой. Время производства у первобытного человека - это время, которое либо предшествует охоте (скажем, в форме изготовление орудий охоты) и время, которое идет вслед за охотой (когда приходится тем или иным образом "культурно обрабатывать" добытые продукты). И это возвращает к изложенной выше концепции производства как деятельности, которая по своей сути сверхбиологична и детерминирована не животной потребностью насыщения желудка, а мифологической потребностью культурного деяния. Дикие звери тоже выходят на охоту, но они ничего не производят, готовясь к охоте, и не занимаются столь странной и нелепой с биологической точки зрения деятельностью, как кулинарная обработка охотничьих трофеев. Таким образом, человеческое производство как надбиологический феномен обрамляет охоту, но сама охота не производительна, и, тем более, не является формой труда. В этой связи выглядят совершенно неуместными рассуждения различных авторов относительно того, сколько времени "трудится" первобытный человек, добывая себе пищу посредством охоты. А такие рассуждения весьма и весьма распространены, и нередко представлены в работах весьма солидных исследователей и научных коллективов. Скажем, В.Р.Кабо так рассуждает относительно "трудовой деятельности" бушменов кунг: "Для того, чтобы обеспечить себя достаточным количеством пищи каждому взрослому, достаточно было трудиться 2,5 дня в неделю, считая рабочий день равным 6 ч, что составляет 2 ч. 9 мин. в день" 5. Под "трудом" в этом рассуждении автор однозначно понимает охоту и собирательство. "Здесь не учтено время, затрачиваемое на приготовление пищи и изготовление орудий" °, - подчеркивается далее. Иначе говоря, автор хронометрирует время, проводимое бушменами кунг на охоте, но называет это время почему-то временем труда. И эту трактовку охоты (в широком смысле этого слова, включая сюда "тихую охоту", т.е. собирательство) в качестве труда следует признать общераспространенным заблуждением в современной литературе, посвященной анализу первобытных обществ.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |