КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззрение хлебной лепешкиТаким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для человеческого организма, должен пройти ряд совершенно уникальных стадий кулинарной обработки - стадий, которые обладают несомненным мировоззренческим измерением, и, позволю себе высказать предположение., что в случае со злаковым земледелием мы имеем прецедент того, что можно было бы назвать социокультурными и мировоззренческими последствиями кулинарных технологий. В самом деле, зерно - это чрезвычайно странный и трудоемкий растительный продукт не только с точки зрения его выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Можно было бы даже сказать, что в чисто кулинарном отношении зерно - это исключительный растительный материал: прежде чем стать пищей, оно должно пройти МНОГОСТУПЕНЧАТУЮ систему обработки. А в этой многоступенчатой системе кулинарной обработки есть два главных звена, которые и делают злаковые, ни больше, ни меньше, мировоззренческим феноменом. Это, во-первых, растирание зерен в муку с помощью каменных зернотерок, и, во-вторых, вылепливание из приготовленного теста хлебной лепешки. Почему эти два процесса могли иметь для первобытного человека радикальные мировоззренческие последствия - чуть позже, а пока замечу, что в целом цепочка кулинарной обработки зерна и превращения его в хлебные лепешки является беспрецедентной по своей трудоемкости. Возможно даже, что степень трудоемкости злаковой кулинарии выше, чем степень трудоемкости собственно сельскохозяйственных процедур по выращиванию злаков, сбору урожая и обмолачиванию колосьев. И, на первый взгляд, это обстоятельство способно только усилить наше недоумение по поводу того, почему некоторые древние народы начинают заниматься злаковым земледелием. Однако более пристальный взгляд на процесс кулинарной обработки зерна позволяет сделать совершенно неожиданные выводы относительно самой природы злакового земледелия. Вот урожай собран, колосья обмолочены - можно вытереть пот со лба и вздохнуть спокойно - мол, самое трудное позади? Как бы не так! Подлинные трудности только начинаются. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия - индустрия каменных ступ и пестиков, с помощью которых и осуществляется данная - чрезвычайно трудоемкая! - процедура. Конечно, каменные ступы и пестики существовали и раньше, однако теперь социальный статус этих предметов резко повышается. Кроме того, чтобы обработка зерна была успешной, зерна приходится предварительно обжаривать - ведь речь идет о диких, а отнюдь не о культурных злаках! - и это так же требует специальной индустрии 2э. Впрочем, главные трудности начинаются потом. Ведь после того, как решена проблема вышелушивания зерна из оболочки, нужно приступать к следующей операции - операции растирания зерна в муку. Эта операция осуществляется на каменных зернотерках - своеобразных ручных жерновах - и степень трудоемкости этой процедуры, пожалуй, не имеет себе равных. И снова загадка: ведь использование зерна в пищу без предварительного превращения его в муку в принципе возможно - посредством варки своего рода каш. Тем не менее, начиная с 10 тысячелетия до н.э. злаковое человечество - т.е. та его часть, которой суждено было заложить фундамент евроазиатской цивилизации, создает целую индустрию зернотерок, превращающих зерна в муку, а сам процесс обработки зерна - в настоящую муку. Первые зернотерки появляются еще тогда, когда земледелия как такового нет, и служат для обработки диких злаков. А первые земледельцы выращивают злаки, имея в виду вовсе не кашу, а муку, с последующим ее превращением в хлебные лепешки. И это более чем странно с утилитарной точки зрения: пищевая ценность хлебной лепешки ничуть не выше, нежели пищевая ценность каши, а количество трудовых затрат, требующихся на ее изготовление, просто несоизмеримо. И хотя историкам безусловно известен феномен незерновых цивилизаций, никуда не деться от того, что именно зерновые, злаковые цивилизации сыграли решающую роль в возникновении того, что мы именуем современным миром. Пожалуй, даже строительство пирамид не выглядит излишне трудоемкой задачей для людей, которые привыкли каждодневно растирать зерно на каменных жерновах. Таким образом, ко всем утилитарным нелепостям, с которыми связано возделывание злаковых культур, добавляется еще одна. Однако именно эта, последняя утилитарная нелепость и дает в конце концов ответ на вопрос о причинах того, почему некоторая часть древнего человечества обращается к систематическому возделыванию злаков и закладывает тем самым основы современной цивилизации. Итак, что же являлось той первичной мотивационной пружиной, которая привела к формированию не просто злаковой, но -мучной, хлебной индустрии в переднеазиатском (и ряде других) регионе? Превращение зерна в муку дает только одно действительное преимущество перед зерном, не прошедшим обработки на каменных зернотерках. Но это преимущество не имеет никакого отношения к проблеме питательной ценности. Это преимущество заключается в том, что превращение зерна в муку предполагает принципиально новую деятельностную схему - схему, которую можно было бы назвать демиургической. В самом деле, зерно превращается в муку затем, чтобы путем смешения этой муки с водой приготовить тесто, а уже из этого теста ВЫЛЕПИТЬ некую лепешку, прежде чем она будет подвергнута тепловой обработке. В этом-то "вылепить" и заключается то, что можно было бы назвать мировоззренческой революцией: ведь вплоть до момента создания индустрии хлебопечения процедура лепки практически отсутствует (за исключением ряда случаев, о которых речь ниже) в технологическом инструментарии первобытного человека. Правда, попытки что-то лепить из глины спорадически возникают в эпоху палеолита (известны буквально единичные памятники со следами такой деятельности), однако, что гораздо более существенно, технология лепки не становится при этом предметом культурной трансляции, а это свидетельствует о ее принципиальной невостребованное™ общественным сознанием и общественной практикой вплоть до эпохи неолита. Но, таким образом, без излишнего преувеличения можно утверждать, что не только металлургия, но и систематическое производство керамики в рамках которых человек тоже занимается своеобразной лепкой, демиургическим сотворением "из ничего" - это процессы, появляющиеся уже ПОСЛЕ того, как человечество изобретает процедуру вылепливания из теста. По сути дела единственная технология создания новых предметов, которая известна человеку на протяжении палеолита, - это процедура выдалбливания (из камня или из дерева) или вырезания (из дерева или из кости). И это не удивительно, если иметь в виду, что палеолитическое мировоззрение - это анимистическое мировоззрение, для которого весь мир оживотворен, т.е. наполнен тайными живыми сущностями. В чисто мировоззренческом плане выдалбливание и вырезание - это, в сущности, одно и то же: это доставание, вытаскивание из природного материала некоей сущности, которая как бы предполагается там заранее существующей. Иначе говоря, сущность процедуры выдалбливания и вырезания - это ни в коем случае не процесс демиургического творения из ничего, а процесс освобождения некоей извечной сущности от ее оболочки. Правда, есть один археологический парадокс, связанный с антропологическим предшественником Homo sapiens sapiens -неандертальцем. Палеоантропологам хорошо известно, что в пещерах неандертальцев сохранились остатки каких-то трудноидентифицируемых глиняных экспериментов. Однако они не получают никакого развития в эпоху кроманьонца. С появлением культуры, созданной руками представителей Homo sapiens sapiens, какое бы то ни было подобие экспериментов с глиной исчезает начисто, и вновь появляется лишь в неолитическую эпоху. Впрочем этот парадокс способен получить достаточно убедительное объяснение в свете изложенной в предшествующих главах гипотезы о сущности верхнепалеолитической эпохи, соответствующей антропологическому типу Homo sapiens sapiens или неоантропа. Напомню: согласно изложенным в одиннадцатой главе идеям сознание неандертальца вообще не обладало какой-то мировоззренческой целостностью. Эпоха палеоантропов (питекантропов и неандертальцев) - это эпоха, в которую происходит становление самой поименовательно-мифологической активности челове- ка, и столь сложная идея, как идея тотальной одухотворенности всего сущего (а именно она может быть рассмотрена как стратегическая мировоззренческая идея в эпоху Homo sapiens sapiens) еще не могла возникнуть в этот период времени. Сознание неандертальца - это сознание, в котором происходит трудная и противоречивая выработка раннемировоззренческих схем, но в общем и в целом оно не находит тех предельных мифосемантических оснований, которые могли бы стать основой упорядочения всевозможностного многообразия открывавшегося неандертальцу в его предметной деятельности. В этом и заключалась проблема неандертальца, чье сознание не справляется с феноменом изобретенной им предметной вариативности. У неандертальца не было достаточно мощных мировоззренческих, мифосемантических опор для его весьма и весьма разнообразной предметно-орудийной деятельности. Иначе говоря, он так и не сумел создать достаточных КУЛЬТОВЫХ оснований для своей деятельности, и потому его предметная деятельность так и не стала подлинной КУЛЬТ УРОИ. Неандерталец не сумел изобрести ту мировоззренческую рамку, с помощью которой можно было бы упорядочить открывающийся в предметной деятельности хаос возможностей. Отсутствие такого рода предельной мировоззренческой рамки не мешало неандертальцу осуществлять достаточно разнообразные вещные эксперименты, и, в том числе, эксперименты с глиной. Однако само по себе развитие предметной деятельности без достаточного внимания к развитию мировоззренческих схем, способных охватить феномен предметной всевозможностности, неизбежно должно было завести в тупик и привести к кризису, что, судя по всему, и случается с неандертальцем, чья предметная активность в какой-то момент достигает той критической точки, когда его умственных способностей оказывается недостаточно для того, чтобы удерживать последствия собственной предметной активности. И именно это обстоятельство было истолковано нами как причина того, почему мощный, жизнеспособный неандерталец, обладающий развитой и достаточно совершенной каменной индустрией, уступает свое историческое место относительно более хрупкому и менее жизнеспособному неоантропу. Неоантроп побеждает именно потому, что ему удается создать качественно новый мифосемантический фундамент своей предметной активности. Он создает ту предельную рамку, посредством которой удается удержать открывающийся в предметной деятельности феномен взаимопревращения вещей, феномен того практически неограниченного многообразия возможностей, которые открываются в любом предмете в контексте практической деятельности. И этой предельной рамкой оказывается идея всеобщего одухотворения. Но в результате сознание неоантропа, человека верхнепалеолитической эпохи, наделяя именем и мифом каждую без исклю- чения вещь окружающего мира, переживает эти предметы и вещи как своеобразные анимистические целостности - целостности, наделенные душой и жизнью. Это жизнь, которая (в мировоззрении неоантропа) не возникает и не исчезает, а существует всегда. Так, если верхнепалеолитический человек выдалбливает из дерева лодку - значит, эта лодка УЖЕ БЫЛА в этом дереве. Если человек делает из куска камня каменное рубило - значит, это рубило УЖЕ БЫЛО в камне. Все, что нужно было сделать -это его оттуда, из камня достать. И если человек вырезает культовую фигурку из кости - дело обстоит точно таким же образом. Он всего лишь достает из кости то, что в ней уже как бы заранее содержалось, и все, что требовалось - это увидеть ее тайное содержание. • Но, таким образом, суть предметного творчества верхнепалеолитического человека - не в преобразовании предметов, являющихся его взгляду, а в вытаскивании из них некоторого тайного содержания, которое в этих предметах заключено. И все, что требуется от человека - увидеть в том или ином предмете это его тайное содержание. Увидеть в дереве - лодку, и достать ее из дерева. Увидеть в камне - рубило, и достать это рубило из камня. Понятно, что на любого рода глиняные эксперименты (возможные в предшествующую эпоху) такого рода мировоззренческая схема накладывает принципиальное табу. То, что было возможно для неандертальца, становится невозможно для "сапиенса сапиенса", чье деятельное отношение к миру строится на фундаменте идеи одухотворенности сущего. Предмет можно выделать из камня, кости или дерева, но нельзя сотворить из глины - этого не допускает та базовая мировоззренческая схема, которая лежит в самом основании верхнепалеолитической культуры. И понятно, что зерно, превращаемое в хлебную лепешку, несет для неоантропа потенциал подлинной революции, потенциал подлинного чуда. Здесь оказывается представлен принципиально новый ТИП производства по сравнению с тем, который был знаком верхнепалеолитическому человеку. Ведь хлебная лепешка не содержится заранее в зерне, ее нельзя получить из зернышек путем отсечения лишнего. Более того, зерно приходится вначале буквально растереть в порошок, уничтожить в его природном бытии, - и лишь после этого приступить к вылепливанию нового предметного качества. Следовательно, речь идет о качественно новом типе производства - производстве через предварительное уничтожение прежнего качественного состояния. В начале процесса производства хлебной лепешки находится зерно, зерно как некая природная целостность. И первое действие, которое нужно совершить, чтобы в конце концов на свет появилась хлебная лепешка, это уничтожить его, раздробить его в пыль, в муку. И лишь после того, как эта акция уничтожения состоялась, создать новое качество, создать совершенно новый предмет - хлебную лепешку, и закрепить этот акт созидания огнем. Вся предшествующая предметная деятельность человека не знает ничего подобного такому фантасмагорическому деянию. Предметное деяние по созиданию хлебной лепешки через предварительное уничтожение качественного состояния зерна - это деяние предполагающее принципиально новый мировоззренческий масштаб по сравнению с тем, которым обладает палеолитический человек. В случае с хлебной лепешкой человек впервые совершает деяние, которое можно было бы назвать демиургическим: он делает что-то из ничего. И, стало быть, это кулинарная процедура, мировоззренческие последствия которой невозможно переоценить. В том-то и состоит суть дела, что тайная пружина возникновения злакового земледелия находится совсем не в утилитарной плоскости. Еще раз подчеркну: при неразвитой агротехнике урожаи злаковых долгое время носили "чисто символический" характер, т.е. были крайне незначительными. Почему же древние земледельцы затрачивали на эти урожаи огромное количество сил и энергии? Да именно потому, что они были ЧИСТО СИМВОЛИЧЕСКИМИ, т.е. являлись не просто утилитарной, а символической реальностью. Я сознательно играю двумя смыслами выражения "чисто символический" - в данном случае оно как нельзя лучше описывает суть дела. Вот я написал, что земледелие в момент своего зарождения имело результаты скорее символические, чем имеющие какую-то практическую значимость в плане обеспечения древнего человека постоянным источником пропитания. Однако в том и состоит суть дела, что "символическое" в первобытном, мифологическом обществе (как это следует из всего предшествующего анализа) неизмеримо более значимо чем любое практическое. И это позволяет найти ключ к загадке земледелия. Первоначальные функции земледелия носят не прагматический а мифологически-символический характер. А ранние земледельцы возделывают не столько источник пищи, сколько... источник нового мировоззрения. Сверхценность зерна состоит не в том, что им можно накормить, а в том, что из него можно вылепить, можно демиургически сотворить новую предметную реальность по своей прихоти, по своему произволу. Но, таким образом, хлебная лепешка, вылепленная из теста оказывается прообразом нового типа культуры. И, в частности, это прообраз керамического производства, а, впоследствии, и прообраз металлургического производства, и именно в этом состоит революционное значение хлебопечения в культуре евроазиатских цивилизаций. И лишь с течением времени земледельческое производство из символического превращается в утилитарное - становится достаточно эффективным, чтобы служить более или менее стабильным источником пропитания, а не просто источником новых мировоззренческих схем. Итак, зерно, злаки - это не просто разновидность пищи, и не просто источник питания, но некая символическая реальность, с помощью которой манифестируется новое мировоззрение. Это ис- точник принципиально новой - революционной! - мировоззренческой схемы. Мировоззренческой схемы, которую можно выразить формулой: раздробить, чтобы вылепить. Или: уничтожить, чтобы создать. Снова и снова воспроизводя акцию дробления (растирания) зерна и сотворения хлебной лепешки, неолитический человек не просто утоляет голод, а манифестирует новый мировоззренческий миф, суть которого может быть выражена как "творение из ничего" или "творение через уничтожение". И потому в определенном смысле ранние земледельцы возделывают не столько источник пищи, сколько этот новый миф. Это миф, в котором будущее неравновесно с прошлым и осуществляется за счет уничтожения прошлого. В известном смысле это не что иное, как миф существования в истории - тот миф, который становится определяющим для развития человечества на ступени цивилизации. Но, таким образом, начало культурного возделывания злаков. (естественно, в тех регионах, где это происходит) является ЗНАКОМ того, что первобытный человек осознал мировоззренческую новизну новой схемы приготовления пищи и почувствовал потребность в ее мифологическом воспроизведении. И это, судя по всему, именно та точка, в которой духовные процессы, о которых шла речь в предыдущей главе, смыкаются с процессами материальными. Процесс фундаментальной, сущностной трансформации зерна в хлебную лепешку, форма которой творится демиургически, безотносительно к исходной, природной форме зерна оказывается материальным прообразом космогонической, или, точнее, теогонической идеи, которая в это время вызревает в мифологическом сознании, и которая становится основой того, что в последующем будет названо историей. Наверное, невозможно ответить на вопрос, какой из этих двух взаимодополнительных процессов играл ведущую роль по отношению к другому, но, судя по всему, именно в той точке, в которой произошло их пересечение, началась собственно история. Зерно, превращающееся в хлебную лепешку через процедуру предварительного растирания, оказалось физической метафорой или предвосхищением рождающегося религиозно-исторического мировоззрения. Трансформация зерна в хлеб, развернутая до масштабов мировоззренческой метафоры, оказалась прообразом принципиально нового способа существования человека - существования в истории, когда будущее неравновесно с прошлым и осуществляется за счет уничтожения прошлого. Именно в этом, духовно-мировоззренческом контексте и следует рассматривать возникновение ранних земледельческих хозяйств как хозяйств храмово-религиозных. Случайно ли то, что всякое земледельческое поселение оказывается центрировано религиозным комплексом, религиозным святилищем? Культивирование злаков, начиная с эпохи раннего неолита, - это глубоко КУЛЬТОВЫЙ процесс, и именно этот аспект следует рассматривать в качестве глубинной причины возникновения культуры зем- леделия там, где она возникает (что, впрочем, не исключает появления цивилизаций на неземледельческой основе). Таким образом, процесс начинающегося возделывания зерновых культур может быть интерпретирован как процесс своеобразного религиозного священнодействия. Земледелие возникает как своеобразный ПРАРЕЛИГИОЗНЫЙ акт. Культ зерна, связанный с принципиальной возможностью культовой лепки, и перерастает в конечном итоге в культуру земледелия. Возделывая землю и выращивая злаки, неолитический человек манифестирует свое новое мировоззрение, и уже с ориентацией на это новое мировоззрение происходит переориентация структуры его питания: если в предшествующий, палеолитический период употребление злаков носило случайный и необязательный характер, то, по мере развития феномена религиозного земледелия, происходит все более и более интенсивная переориентация питания на потребление зерна.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |