КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производство, которое не опосредовано постановкой сознательных утилитарных целей. Уже древнейшие галечные орудия в своей первоначальной смысловой нагрузке не являются орудиями труда, а представляют собой производимые нецелевым образом каменные метки, удерживающие первичное мифосемантическое пространство. Вначале это совершенно случайные сколы, производимые в экстремальных ситуациях, и становящиеся своеобразной каменной памятью об этих ситуациях и о субъективных ощущениях, сопровождающих эти ситуации (что и делает эти камни носителями не объективной, а глубоко мифологической информации). Это - самое начало культурогенеза и исходная точка антропогенеза - биологического отбора с ориентацией на становящуюся культурную потребность. На втором этапе - это сколы, воспроизводимые сознательно, в ритуальном действе, но опять же нецелевым образом - не "для", а "в силу того, что..." Они производятся не с целью получения какого-то результата, а просто потому, что этого требует логика исполнения ритуала. Ведь суть ритуала в первобытном обществе состоит в том, что он не имеет какой-то внеположенной цели, он - самозначим. Он не исполняется "затем, чтобы..." - он исполняется просто потому, что не может не исполняться, потому, что является высшей ценностью, указывающей на принадлежность человека к данному культурно-племенному сообществу. Архаический человек в точности исполняет предписанную традицией совокупность ритуальных действий вовсе не затем, чтобы добиться какого-то результата - скажем, создать полезное орудие труда или воспроизвести некий миф, актуализировать свою культурную память, - а просто потому, что совокупность этих ритуальных действий сама по себе имеет для него сверхзначимый характер. Однако побочным результатом этих ритуальных действий оказывается их "магическая" полезность: в результате тщательного исполнения ритуала оказывается создано полезное орудие труда, воспроизведен миф, актуализирована культурная память. Но, подчеркиваю, не как целевой, а как побочный результат.
Таким образом, материальное производство палеолитического человека детерминировано не целью, а мифом. Палеолитический человек вовсе не изобретает так называемые орудия труда целевым образом. Ведь цель - это образ будущего. А структурам исторического времени неоткуда взяться в сознании палеолитического человека: мифы сосуществуют здесь одновременно, и не сочленены пока еще в плотное полотно эпической целостности. Тем не менее, факт заключается в том, что количество предметных изобретений, находящихся на счету первобытного человека огромно - откуда же они берутся? Как показал предшествующий анализ, они не отнюдь не изобретаются целевым, сознательным образом, а являются случайными сколами с мифа. Первобытный человек просто делает2 нечто - по логике ритуала и мифа - а потом уже смотрит, что же у него получилось. И придумывает, каким образом можно это "нечто" использовать. И придумывает для этого получившегося "нечто" имя (а, значит, миф). Что примечательно, именно такая схема "творения мира" представлена в деятельности ветхозаветного Бога, который ВНАЧАЛЕ делает, ПОТОМ называет, и лишь НАКОНЕЦ обнаруживает, что сделанное им - хорошо. "И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что ЭТО хорошо" (Быт., 1,10). И это - парафраз производящей культуры, свойственной первобытному обществу, где тоже вначале есть предмет, удерживающий миф, и лишь потом возникает представление о возможном утилитарном использовании этого предмета. Миф обрабатываемого предмета здесь безусловно предшествует представлению о его утилитарном использовании. Это культура производящая, но не целевая, и ветхозаветный Бог - подлинный представитель этой архаической культуры. Эта культура не сообразуется ни с какой рационально поставленной целью, и потому она не может быть названа целесообразной.
Палеолитический человек производит не потому, что ставит перед собой какую-то практическую цель или производственную задачу, а просто потому, что выполняет предписанные обрядом и ритуалом процедуры. Производство совершается здесь не как сознательный процесс, вызываемый какими-то практическими потребностями, а, скорее, как своеобразный побочный результат строго исполняемых ритуально-обрядовых действий. Все, что требуется от палеолитического человека - это неукоснительно следовать требованиям ритуала, и тогда его производство будет осуществляться само собой, без каких-либо особых сознательных усилий с его стороны. Это чрезвычайно похоже по своему механизму на псевдотрудовую активность маленького ребенка, который готов воспринять в деятельности взрослых ритуальную форму, но, естественно, не содержание. Трехлетний "трудяжка" будет с огромным энтузиазмом мусолить мокрой тряпкой пол или поднимать клубы пыли с помощью веника, старательно воспроизводя схему действий, подсмотренную у мамы, - однако менее всего его будет интересовать цель, результат, т.е. придание полу некоторой степени чистоты. Как раз фактор чистоты ребенка не интересует совершенно. Единственное, что его волнует - это выполнение ритуального действия. Понятно, что трехлетний ребенок выполняет мифологически значимый для него ритуал подметания пола или мытья посуды, воспроизводя канву действий своей мамы самым поверхностным, самым приблизительным образом, и оттого реальный результат способен только рассмешить взрослого наблюдателя: ни пол, ни посуда не становятся чище. И это связано с тем, что ребенок трех лет на понимает объективный смысл этих процессов: они имеют для него исключительно субъективный смысл. Он вовсе не посуду моет и не пол подметает, а занимается чем-то совершенно другим: воспроизводит схему действий, подсмотренную в мире взрос-
лых, и именно воспроизведение этой подсмотренной схемы действий является смыслом его деятельной активности. И точно так же палеолитический производитель занимается вовсе не деятельностью по производству новых орудий труда, выделкой шкур, строительством жилища, созданием ритуальных фигурок из камня, кости или дерева, а чем-то существенно иным: воспроизведением предписанного традицией мифологического ритуала. Принципиальное отличие маленького ребенка от социально зрелого представителя палеолита заключается только в том, что последний обременен высокой степенью социальной ответственности, и выполняет систему ритуальных действий с максимальной, можно сказать ювелирной точностью, и именно это придает его нецелевой, мифологической деятельности выраженный производительный эффект, каковой в деятельности трехлетнего ребенка практически отсутствует. Как подчеркивают исследователи первобытности, "передающиеся из поколения в поколение образцы должны воспроизводиться с точностью до малейших деталей, так как считается, что в противном случае магический обряд не даст желаемых результатов" '. Именно в точности трансляции обрядово-ритуальных элементов - залог того, что обряды и ритуалы оказываются магически эффективными, эффективными с чисто производственной, чисто практической точки зрения. При отсутствии развитых форм целеполагания точность трансляции обрядово-ритуальных элементов - это то ключевое условие, которое делает первобытную культуру принципиально результативной: побочным результатом обрядово-ритуальной деятельности является... производство. Но при том факт наличия у первобытного человека производства вовсе не означает, что он сознательно ставит какие-то производственные задачи - скажем, задается целью сделать каменный топор. Нет, он просто строго и неукоснительно выполняет некий священный ритуал, а уже в результате тщательного исполнения ритуала происходит чудо: в его руках - совершенно магическим образом! - появляется нечто, чему можно дать священное имя и начать использовать для каких-то практических нужд.
В этой связи замечу еще раз, что совершенно неверно представление, будто так называемая первобытная магия возникает как попытка решения первобытным человеком каких-то практических задач. Это для современного наблюдателя так. А для человека, живущего мифом и глядящего на мир глазами мифа, магия - это та деятельность, в которой феномен мира впервые только рождается. Поясню этот тезис опять же обратившись за помощью к трехлетнему малышу. Ведь когда он мусолит тряпкой тарелку, он вовсе не пытается на сознательном уровне решить некую практическую задачу под названием "мытьё посуды". Он вовсе не ставит перед собой ЦЕЛЬ вымыть тарелку, а просто воспроизводит некую ритуальную схему. Но парадокс при этом заключается в том, что, если он будет мусолить эту тарелку достаточно долго, в конце концов может случиться так, что эта тарел- ка окажется действительно более или менее чистой. И это есть не что иное, как описание типичной магической процедуры: чтобы получить некий практический результат, надо с максимальной тщательностью воспроизвести некую ритуальную процедуру, - и результат чудесным образом родится на свет "из ничего". В этом и состоит суть первобытного, нецелевого производства: это производство, которое совершается нечаянным и магическим образом. Это воистину НЕЧАЯННОЕ производство, это МАГИЧЕСКОЕ производство. Это производство, в котором появление на свет каких-то предметов, каких-то вещей является для производителя не столько результатом планомерных и целенаправленных действий, сколько чудом, являющимся на свет невесть откуда и совершенно загадочным образом. Магически-нечаянное производство - это и есть, пожалуй, наиболее точная характеристика того производства, которое характерно для наиболее древнего состояния человеческой культуры. Под знаком магически-нечаянного производства проходит практически весь палеолит. И лишь производство, возникающее в эпоху неолита, - это производство, однозначно опосредованное постановкой утилитарных целей. Производство, осуществляемое не "в силу того, что...", а "для того, чтобы...". Но вот как и почему возникает эта утилитарность, составляет подлинную загадку. Ниже будет предложен один из возможных вариантов ее решения. Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не являлись производительными видами деятельности, но зато имели выраженный целевой характер). Человек палеолита и мезолита производит не потому, что он стремится получить какой-то практический результат, а просто потому, что он с максимальной тщательностью совершает некую совокупность действий, предписанную ему мифом, а, значит, предписанную ему ритуалом. Специфика первобытного производителя состоит в том, что он менее всего является изобретателем, движимым нуждами практики. Феномен утилитарного изобретательства, когда ставится какая-то цель, какая-то техническая задача, и уже под эту техническую задачу придумывается некая вещь, - это завоевание эпохи цивилизации, т.е. эпохи, которая как раз только и начинается с неолитической революции. В открытии феномена целевой деятельности и состоит, возможно, главное открытие, сделанное неолитическим человеком - то открытие, которое составляет подлинную суть того, что мы называем неолитической революцией. Создание "food-producing economy" - это ведь лишь внешняя сторона неолита. Подлинная тайна неолита заключается в том, что он является не просто хозяйственной, не просто экономичес- кой революцией, но и революцией мировоззренческой. И ключевое звено этой мировоззренческой революции как раз и состоит в открытии феномена цели. Отныне производство перестает носить случайно-непредсказуемый характер и все более становится целевым. Возникает принципиально новый режим детерминации производства: детерминация не мифом, а целью. И это, разумеется, связано с тем, что предметом производства впервые становится пища, и производство впервые становится непосредственным источником поддержания жизни. В самом деле, на протяжении всего палеолита - а это два с половиной миллиона лет! - предметом и продуктом производства являлись принципиально надбиологические феномены: предметы культа ("предметы культуры"), символические структуры и т.п., т.е. предметы и структуры, предполагающие многозначность трактовок, многозначность интерпретаций. Открытие земледелия - это открытие такого производства, предметом и продуктом которого впервые становится не символическая реальность, а реальность, если можно так выразиться, физиологическая. Продукт земледельческого производства, в каких бы религиозных контекстах он ни находился, предполагает совершенно однозначную интерпретацию: это - пища, т.е. условие и источник физического существования. Эта-то однозначность земледельческого продукта и обусловливает целевой характер земледелия. Ведь человек, работающий на земле, озабочен не столько тем, чтобы максимально точно исполнить некий предписанный традицией обряд, сколько тем, чтобы добиться максимально эффективного результата, т.е. собрать максимально богатый урожай. И это обстоятельство радикальным образом меняет взаимоотношения человека с производством. Переориентация производства с мифа на цель, переориентация производства на прагматический результат имеет множество радикальных последствий. И главное из них состоит в том, что возникает энергия сознательной изобретательской деятельности, и на смену медленному, эволюционному развитию производства приходит процесс непрерывных технологических скачков и потрясений - процесс, берущий начало в эпоху неолита и экспоненциально развивающийся по сей день. В самом деле, поскольку палеолитический человек в своей производительной деятельности был абсолютно повязан формой производственного ритуала и был начисто лишен представления о каких бы то ни было содержательных целях своего производства, возможности каких бы то ни было сознательных инноваций были исключены. Потому-то и происходит так, что на протяжении тысячелетий производственный процесс в первобытном обществе не знает изменений. Наоборот, открытие феномена целевого труда, труда сугубо прагматического, труда, подчиненного требованиям результативности и эффективности, вызывает всплеск инновационной активности со стороны неолитического человека в области материального производства: именно с неолита начи- нается экспоненциальный рост технологических нововведений в истории человеческого общества. Сам феномен земледелия - это не просто переворот в сфере материального производства. Феномен земледелия - это переворот человека во взаимоотношениях с собственным мифом. И хотя принято связывать с земледелием идею закабаления человека трудом (к чему есть безусловные основания), нельзя не заметить, что земледелие оказывается парадоксальным образом манифестацией человеческой свободы по отношению к мифу. Эпоха безграничного господства мифа кончается: отныне миф вынужден делегировать часть своих властных полномочий идее практической целесообразности. Возделывание земли - это первая форма производительной деятельности, в которой человек руководствуется не только мифом (хотя и мифом тоже), но и соображениями так называемой практической целесообразности. Другое дело, что, освобождаясь от абсолюта мифологической зависимости, он попадает в зависимость от земли, в зависимость от практической целесообразности, но это уже принципиально иная форма зависимости, нежели зависимость от мифа. Это уже зависимость от объекта. Таким образом, с возникновением земледелия завершается эпоха абсолютного субъективизма, завершается эпоха, в которую человека принципиально не волновал вопрос "а как на самом деле?". Завершается эпоха, когда принципиально мифологический взгляд на мир являлся для человека высшей культурной ценностью, а сама культура являлась тождественной мифологии. Земледелие - это первая форма деятельности, которая начала отделяться от мифа и создала основу для открытия феномена объекта, феномена природы. И оттого, кстати, именно земледелие является своего рода производственным условием религиозно-эпического переконструирования мифологии. Ведь религия - это диалог с дистанцированным мифом, с мифом, превращенным в объект, с мифом, превращенным в бога; понятно, что такой диалог невозможен в эпоху, когда отсутствует сама идея объекта. А земледелие - это именно та деятельность, в которой впервые возникает идея объекта. И потому эпохе земледелия соответствует в духовной сфере не всепоглощающий и всеохватный миф, а совершенно особый институт, который мы называем религией: ведь боги - это мифы, которые обрели свои, так сказать, объективированные формы существования. Религия - это институт, в котором миф перестает быть субъективной реальностью, но впервые становится объективной реальностью, т.е. богом, существующим вне и независимо от человека. Но если возникновение земледелия - это подлинная предпосылка изобретения объективированных богов, то оно же и подлинная предпосылка философствования: ведь благодаря объективации мифа у человека впервые появляется возможность вступать со своей собственной мифологией в рефлексивный диалог. В доземледельческую эпоху человек сращен со своей мифологией и не способен отделить себя от своего мифа. Его сознание является тотально мифологическим и не способно к диалогу с самим собой, т.е. не способно к самосознанию, к рефлексии. Теперь же, когда миф обретает объективированное существование, когда миф становится богом (или, точнее, множеством богов), у человека впервые возникает возможность диалога с собственным сознанием. Следовательно, религиозная объективация мифа, "обожествление" мифа создает принципиальную возможность рефлексии. Поэтому земледелие - суть подлинная предпосылка рефлексии и - в перспективе - философии. Впрочем, есть и другая сторона описанного процесса объективации человеческого взгляда, происходящего с наступлением эпохи земледелия. Да, эпоха земледелия - это эпоха, в которую начинается преодоление мифологического субъективизма, происходит открытие объекта, обладающего собственной логикой, и начинается процесс осознания мифа как объекта в различных религиозных конструкциях. Но одновременно - и это ничуть не противоречит сказанному - именно в эпоху земледелия закладывается фундамент человеческой субъектности, человеческой индивидуальности. Ведь палеолитический человек, в сущности, не являлся субъектом производства; подлинным субъектом производства являлся здесь ритуал и несомый им миф. Ритуал жестко диктовал человеку последовательность действий и - руками человека! - творил всю совокупность культурно-культовых предметов, которые возникали не по воле и желанию человека, а по самостоятельной и автономной логике ритуала. Теперь же, с возникновением земледелия человек впервые получает возможность осознать себя в качестве инициатора и демиурга собственной производительной деятельности, осознать себя в качестве хозяина собственных рук и хозяина произведенного продукта. И в этой точке - исток возникающей вместе с земледелием идеи индивидуальной собственности, а вместе с ней - и идеи индивидуальности как таковой. Субъектность, индивидуальность рождается, с одной стороны, как демиургичность, как авторство, а, с другой, - как право владения, как право собственности (в доюридическом, разумеется, смысле) на произведение собственных рук. Древний земледелец - суть подлинный прообраз Бога, поскольку он начинает переживать себя как демиурга и собственника производимого продукта. Итак, преодоление мифологической субъективности (открытие объекта) и открытие человеческой субъектности - это два взаимодополнительных процесса, и оба они оказываются возможными только в эпоху земледелия. Однако и этими двумя процессами еще не исчерпывается суть мировоззренческой революции, происходящей в неолитическую эпоху под знаком открытия целевого производства. Ведь целевое мировоззрение - это мировоззрение, которое принципиально живет во времени и предполагает некоторое будущее, отличное от настоящего. А, следовательно, возникновение земледелия как целевой формы производства - суть важнейшая предпосылка возникновения самого феномена истории и исторического сознания. Производство, в котором появляется цель, предварительное моделирование будущего, - это производство, в котором оказывается заявлена необходимость истории. И потому земледелие следует рассматривать в качестве одной из предпосылок возникновения в сознании человека идеи исторического будущего, отличного от настоящего. Совокупность всех перечисленных мировоззренческих факторов и обусловливает возникновение феномена цивилизации. Цивилизация - это принципиально целевое общество, которое живет во времени - т.е. имеет собственную историю, творимую людьми, и предполагает возможность некоего будущего, которое было бы отлично от настоящего. И подлинная колыбель цивилизации1 -земледелие.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |