КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь миф в своем исходном качестве - это то, что отличает одну культуру от другой, это то, что определяет самоценность культуры. Идеологизированный миф, пытающийся подчинить разные типы культурного миропонимания некоей единой смысловой матрице, конечно же, является разрушительной силой. Легко представить, какое количество различных естественных культурных мифологий было уничтожено в процессе генезиса древнейших цивилизаций, в каждой из которых лишь только одна мифологическая Вселенная одерживала победу, превращаясь в религиозную систему, жестко сцепленную с силой государственной машины. Однако глубокий культурный парадокс любой государственной идеологии заключается в том, что она, стремясь, казалось бы, к безраздельному властвованию, вместе с тем порождает некое протестное поле культуры, принципиально совпадающее по своей сути с тем протестным пространством личности, которое рождается в процессе образования. Никакой идеологии, в том числе самой авторитарной никогда не дано осуществить абсолютное подавление других, не совпадающих с ее собственным способов миропонимания. В любом, даже в самом жестком тоталитарном государстве существует огромный мир андеграунда, представляющий собой чрезвычайно разнообразную жизнь подавленных, но так и не уничтоженных других мифов. Это в полной мере применимо даже к тоталитарным режимам XX века (примечательно, что никогда и нигде оруэлловский сценарий тоталитаризма не был даже близко осуществлен: и в нацистской Германии, и в сталинской России культурный андеграунд, культурное сопротивление имело чрезвычайно развитые формы), не говоря уже о культурных автократиях прошлого. Достаточно обратиться к блестящему анализу низовой культуры средневековья, проделанному М.М.Бахтиным в пространстве научно-андеграундного философствования социалистической России. А другая сторона дела заключается в том, что именно тогда, когда та или иная идеология празднует свою окончательную победу над чуждыми ей мифами, когда та или иная группа богов воцаряется на идеологическом Олимпе, происходят странные вещи: наступает время еретичества, когда внутри господствующей идеологии начинаются брожение и расколы, связанные с различными способами интерпретации базовых идеологических мифов, и это приводит в конце концов к тому, что любая государственная идеология взрывается и происходит ее более или менее глубокая реформация. Таким образом, любая идеологизация и тоталитаризация мифа оказывается не смертью его, а... условием его развития. Эпоха глубоко стагнированных, неподвижных мифологий -это как раз доисторическая эпоха. А с началом истории, с началом жестоких и кровавых столкновений различных мифологий и государственно-идеологических самоутверждений одних мифологий за счет других начинается особое время развивающихся мифологий. И именно этот бурный процесс преобразования мифологий и непрерывной смены общественных мифологи- ческих ориентиров является, судя по всему, одной из самых глубоких и мощных пружин самого исторического развития. При этом не носитель религиозной истины, борющийся за ниспровержение чужих истин во имя утверждения истины собственной, а еретик внутри собственной религии, реформатор собственного миропонимания - вот тот, кто обусловливает культурный прогресс, обусловливает выход за границы устоявшихся миропонимании и открывает новые культурные горизонты. Еретичество - генеральный путь развития и самоизменения мифа, а, вместе с тем -генеральный путь развития и самоизменения культуры в целом. Вместе с тем, в реальной истории культуры развитие общественной мифологии, смена общественных ценностных ориентиров и общественных идеалов - это глубоко невротический и драматический процесс. Любое еретичество, пытающееся вырваться за границы устоявшихся мировоззренческих истин, встречает жесткое сопротивление идеологизированных мифологий, и это порождает новую кровь. И потому реальный прогресс в истории культуры всегда кровав. И потому та модель развития мифа, развития культуры, которая до сих пор главенствовала в истории культуры никак не может быть признана оптимальной. Да, миф, возведенный в статус идеологии имеет объективно-исторический смысл. Да, тоталитаризм постоянно оборачивается своей противоположностью. Да, рождается "протестное поле культуры". Да, возникает еретичество. Да, только с возникновением феномена религиозно-тоталитарной мифологии возникает феномен развивающегося и изменяющегося мифа. Но какой ценой! Плата за развивающийся миф в реальной человеческой истории - это бесконечные войны на идейной почве. Плата - это моря крови и взаимной ненависти. Плата - это сам глубоко невротический характер человеческой цивилизации. Есть ли другой путь развития мифа? Думается, есть, и связан он с великим принципом природы, открытым новоевропейскими мыслителями, но до сих пор не воплощенным в реальном бытии культуры.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |