КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможность реализует. Образованный человек в контексте культуры - это отнюдь не человек, который покинул почву своей естественной мифологии, но человек, который обрел способность находиться в рефлексивном диалоге со своей естественной мифологией. Разумеется, в каком-то смысле это демифологизированный человек. Ведь в своем протестном пространстве он рефлексивно дистанцируется по отношению к получаемым им знаниям и осуществляет с ними индивидуально-личностный диалог. Однако, с другой стороны, он оказывается своеобразным заложником полученного им образования и делает свое образование средством... укрепления собственного мифа. Образованному человеку кажется недостаточным того, что миф смысловым образом санкционирует его жизнь. Ему кажется необходимым и уместным создать интеллектуальные подпорки для мифа в виде тех или иных рациональных аргументов. Как если бы, узнав, что земля, которая ни на что не опирается, несется в космическом пространстве, он начал строить подпорки для Земли: не дай Бог, упадет и разобьется! И это, если угодно, позиция образованного невротика. Полученное им образование и навык рациональной аргументации не позволяет ему отнестись к собственному мифу с позиций наивной непосредственности. Поэтому он важно надувает щеки и начинает объяснять и оправдывать свой миф аргументами рассудка - ровно настолько, насколько ему позволяет это делать полученное им образование. В сущности говоря, из этого важного надувания щек и попыток рационального оправдания, объяснения и интерпретации того, что вовсе не требует рационального объяснения, оправдания и интерепретации, и рождается феномен философии. Воистину правы оказываются те древнегреческие философы, которые подмечают, что философия рождается из анекдота. Философ - это человек, которому оказывается мало того, что Бог (или боги) как высшая мифологическая инстанция жизни существует, и оправдывает смысл существования этой жизни. Он начинает создавать интеллектуальные подпорки для Бога. Или - более широко - интеллектуальные подпорки для мифа. Ему оказывается мало того, что миф как высшая инстанция его жизни ЕСТЬ. Ему оказывается важным санкционировать существование этого мифа слабыми аргументами своего рассудка. Ему оказывается мало того великого знания, что земля стоит на черепахе и трех слонах. Ему - получившему образование! - отныне требуется АРГУМЕНТИРОВАТЬ эту фундаментальную мифологическую гипотезу. Рационально ее проинтерпретировать. На уровне того уровня образованности, которого ему удалось достичь. А в результате из мифа необразованного получается образованный миф. Рационально простроенный. Философически реконструированный. Великий в своей иррациональности миф, низведенный... до уровня образования. До уровня того образования, которым может похвастать данная личность. Напомню: в широком смысле мифом можно назвать любой феномен или любую идею, становящуюся предметом иррациональной веры. Именно в этом значении употребляем мы термин "миф", рассуждая о "коммунистическом мифе" или о "современной политической мифологии". Такой миф всегда является предметом более или менее сознательного выбора, совершаемого человеком. И каждый человек, к какой бы культурной эпохе он ни принадлежал, окружает себя плотным облаком такого рода установок веры, несет в своей повседневной жизни многообразный мир своей индивидуальной мифологии - разнообразных ценностных ориентиров, позволяющих ему делать в тех или иных ситуациях тот или иной выбор. Это мифы научные, религиозные, политические, моральные, эстетические, психологические, сексуальные, бытовые и т.д. Каждый человек увешан мифами, которые являются глубинным основанием его ориентировки в мире и выполняют для него роль охранительных амулетов. Как и полагается мифам, все они носят вполне иррациональный характер. Даже если человек и пытается объяснить, почему он делает тот или иной политический, моральный или эстетический выбор, само это объяснение зачастую оказывается построено по мифологическим законам. Так, поклонник Ельцина может до хрипоты спорить со своими политическими оппонентами, приводить разнообразные аргументы в пользу своего "героя", но конечным основанием его позиции является формула совершенно иррациональная: "Я ВЕРЮ Ельцину!". И то же самое можно сказать про любого другого политического героя или эстрадного кумира: отношение к нему всегда является в своей основе глубоко иррациональным. И именно в этом смысле функционируют в языке словосочетания типа: "миф Ельцина", "миф Горбачева", "миф Жириновского", "миф социализма", "демократический миф". В этом же смысле можно говорить о мифах в области морали или науки и т.д. Все перечисленные мифы так или иначе являются мифами образованными, коль скоро для всех них характерна некая рациональная опосредованность. Та, с помощью которой человек не просто бездумно верит в некий миф, а выстраивает некую рациональную конструкцию-объяснение своей веры. Все свои способности рациональной аргументации человек активизирует, дабы оправдать и обосновать свой миф. И в результате пространство мифа имеет выраженное субъективно-рациональное измерение. Образованный человек не просто верит в свой миф. Он обязательно выстраивает КОНЦЕПЦИЮ своей веры. А это значит, что, включая механизм рациональной аргументации, я по максимуму осуществляю свой субъективный ВЫБОР и отбор возможностей. И, вполне очевидно, что в описываемом случае меня уже никак И его во всяком случае не устраивает тот всевозможност- ный миф, на котором строится детское или первобытное мировосприятие. Для образованного человека отнюдь не все возможно, а только то, что соответствует ЕГО мифологии. И этим принципиально отличается образованная мифология от мифологии необразованной. Образованный человек тоже мифологичен, но его миф функционирует совершенно иначе, нежели миф первобытного человека или миф ребенка. Образованный человек находится в весьма любопытных взаимоотношениях с своей собственной иррациональностью. Он свою иррациональную веру пытается окружить разнообразными интеллектуальными подпорками, создаваемыми из аргументов, которые он черпает в своем образовании. А в результате возникает кентавр своего рода рационализованной иррациональности. Эта-то рационализованная рациональность и является образованным мифом - мифом, пронизанным интенциями рациональной аргументации. Частокол рациональных аргументов, оправдывающих ту или иную иррациональную веру или установку может быть развернут до уровня и масштаба философской доктрины, а может обходиться весьма скромными апелляций к данным житейского опыта. Но и в том, и в другом случае человек будет манифестировать себя как рационально мыслящее существо, а, значит, существо, склонное к доказательствам. Как существо, знакомое с формальной логикой. И неважно, насколько представляемые доказательства будут убедительны. Важна сама принципиальная установка на необходимость и возможность рационального обоснования того, во что он верит. Образованный человек - это человек, который так или иначе гордится той школой мысли которую ему довелось пройти, и которая поставляет ему средства рефлексивного и формально-логического самообоснования. И оттого самое сокровенное, самое смысловое, что есть в его существовании - миф - он устанавливает на рельсы своего рационально-культурного мышления. И создает совершенно особый миф - миф, с которым находится в рефлексивном диалоге. Образованный миф - это разборчивый миф. Если всевозможностный миф ребенка или первобытного человека приемлет все, то образованный миф не таков. Он осуществляет весьма и весьма тонкую избирательную активность по отношению к поступающей из внешнего для мира информации, и если какая-то информация не будет его устраивать - он без тени сомнения ее отсечет. А если на его пути встретятся факты, противоречащие его сути, он спокойно парирует: "Тем хуже для фактов!" Ведь это миф, прошедший школу рационального аргумента. А это значит, что он не просто ВЕРИТ в некую высшую мифологическую истину, но и производит достаточно жесткое логическое отсечение всего того, что противоречит истине мифа. Всю силу рациональной аргументации пытается он применить для защиты своих мифологических истин. Для отделения "правиль- ного" знания от неправильного - в соответствии со своим пониманием истины. Для отделения "возможного" от "невозможного". Уже в самых древних своих культурно-исторических образцах образованное сознание демонстрирует эту свою принципиальную ориентированность на отделение "возможного" от "невозможного". Возьмем для примера образованное сознание античного грека. Казалось бы, оно пронизано самыми невероятными мифологическими представлениями. Эти мифы, тянущиеся из самой глубокой архаики, несут в себе яркий пафос всевозможностности, в них воистину царит логический беспредел. И, тем не менее, образованный грек четко отделяет "возможное" от "невозможного" и держит своеобразную дистанцию по отношению к собственным мифам. Он вовсе не склонен принимать на веру все, что угодно (как это было характерно для тотемистического сознания первобытного человека или всевозможностного сознания ребенка). Он крайне избирателен к поступающей информации. Он накладывает на события и факты достаточно жесткую сетку миропонимания. Ту жесткую сетку, которая очерчивает некий ПРЕДЕЛ восприятия мира. Ту сетку восприятия, которая заставляет его осуществлять ЦЕННОСТНЫЙ ОТБОР поступающей ему информации. И прямо противоположную картину демонстрирует миф необразованный, не вышколенный рациональным размышлением. Его главная характеристика состоит в том, что он носит всевозможностный характер. Он не предполагает никакой рациональной самоинтерпретации, а просто существует как высшая данность. Скажем, вера ребенка-дошкольника в маму и папу лишена каких бы то ни было сомнений и какой бы то ни было интенции рефлексивного отбора. Сознание такого ребенка нерефлексивно. А это значит, что оно не знает каких-либо альтернатив или каких-либо противоречий. Оно ВСЕ ПРИЕМЛЕТ. И если мир взрослых (мир детских богов) предлагает сознанию трехлетнего малыша какие-то взаимоисключающие суждения, ребенок ничуть не смущается этим, а с уверенностью принимает и то, и другое, не видя в этом никакого противоречия. Значит, ТАК НАДО. Кому? Зачем? - это не его вопросы. ТАК УСТРОЕН МИР. Мир, в котором высшей ценностью является не истина, а мнение взрослого. И точно так же устроен миф (и мир) первобытного человека. Миф (и мир), которому совершенно чужд пафос рефлексивного анализа. Миф (и мир), в котором ВСЕ ВОЗМОЖНО. Мир, в котором миф не требует рациональной аргументации и не знает закона исключенного третьего. И, вместе с тем, мир, который поразительным образом возобновляется современным образованным человеком в том беспределе всевозможностного, о котором шла речь выше.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |