КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой из этих культур - своя природа, не похожая на природу культуры христианской, и оттого каждая из них имеет равное с христианской культурой право на существование. И только универсально-безличная идея ПРИРОДЫ впервые дает шанс на со- здание единой платформы взаимного понимания носителей различных культур. И, вместе с тем, дает шанс на диалог. Ведь открытие принципа природы впервые делает все интересным и все ценным. И проводит абсолютный водораздел между образованным человеком средневековья и образованным человеком Нового времени. Даже если оба они мыслят и чувствуют себя христианами. В самом деле, участнику крестового похода - даже если это образованный человек своего времени, - в голову не приходит отнестись к чужой культуре как к предмету исследовательского интереса. Ему в голову не приходит, что у этой чужой культуры есть своя природа, которая может быть исследована и понята. Чужая культура ему не только неинтересна, но и чужда, а, стало быть, требует уничтожения. К такому пониманию его обязывает все полученное им образование. И совсем иное отношение к чужой культуре обнаруживаем мы у человека, воспитанного в естественнонаучной парадигме. Отношение священного трепета: каждый клочок чужой культуры должен быть сохранен как предмет возможного изучения. Каждый клочок чужой культуры - это драгоценное свидетельство, по которому может быть реконструирована и понята ее природа. Таким образом, только открытие принципа природы создает предпосылку для утверждения принципа абсолютной ценности любой культуры. А это значит, что человеку, прошедшему школу новоевропейского мышления становится очевидной ценность ИНОГО. Иного - значит, имеющего иную природу. А, значит, достойного не проклятий и уничтожения, а изучения. Ибо великий тезис "у всего есть своя природа" как раз и означает, что ВСЕ достойно изучения. Поскольку природа - это и есть то, что можно изучать. Смысл термина "природа" совершенно не сводим к идее некоей вселенской целостности, окружающей мир человека: мол, "человек - и природа", "общество - и природа". Как раз в этом смысле термин "природа" является всего лишь заменителем средневековой идеи Бога и не привносит с собой ровным счетом ничего нового. Там - Бог был всем, теперь - Природа стала всем, приняв на себя функции Бога... Разницы, по сути дела, никакой. Гораздо более глубокий смысл идеи природы открывается в тот момент, когда человек осознает, что природа - это то, что есть у каждой вещи и у каждого явления. И только новоевропейский человек может сказать так: "Мне интересна природа его реакции на мои слова". Или: "мне интересна природа религиозного отношения к миру". Постичь природу того или иного явления означает такого человека постичь тайну этого явления, его внутренний закон. Предположение, согласно которому у всякой вещи или у всякого культурного явления есть своя природа, означает возможность и необходимость изучения этой вещи или этого культурного явления. А, следовательно, означает абсолютную ценность любой вещи и любого явления культуры. И именно это обстоятель- ство становится подлинным основанием для возможности диалога культур. Лишь с возникновением философии природы чужая культура становится интересной сама по себе, т.е. с точки зрения ее природы, а не с точки зрения той или иной религиозной идеологии. Подлинное величие шага, совершенного европейскими мыслителями, открывшими (или, точнее, изобретшими) феномен Природы как внесубъектного образования состоит во введении некоего универсального основания для диалога самых разных культур. Основания, не имеющего конфессиональной принадлежности. Не пафос той или другой религии, провозгласившей себя мировой и универсальной, а изобретение идеи природы как безличного основания возможного диалога между людьми стало подлинным прорывом в истории цивилизации и открыло дорогу к постепенному осознанию человечеством себя как единого (хотя и культурно разного). Что значит постичь природу человека? Это значит, между прочим, постичь природу его богов. Постичь природу его идей. Постичь природу его культур. Но, таким образом, понимание природы мусульманства, природы иудаизма или природы христианства и становится подлинным основанием для возможного диалога этих конфессий. И так - во всем. Если я хочу, чтобы у меня состоялся диалог, а не война, я обязан понять ПРИРОДУ позиции своего оппонента или собеседника. И, вместе с тем, должен понять природу своей неспособности понять его аргументы. Идея природы, таким образом, - это идея закона, который может быть явлен каждому, и осознание которого может стать реальной основой для диалога, каких бы вопросов и каких бы сторон культуры это ни касалось. А понять природу человека вообще и понять природу любого отдельного его проявления -отдельных поступков и действий либо какого-то культурного феномена - это и значит создать основание для диалога как искусства одновременного удержания своего и чужого. Только с возникновением новоевропейского научного мышления человечество обретает шанс на взаимопонимание, и основа этого взаимопонимания обретается им вне самого себя, в идее природы. Ведь природа - это то, что делает людей одновременно едиными - и различными. Природа - это то, можно обнаружить у всего. Природа - это тот глубинный, прирожденный закон, который заставляет тот или иной предмет, то или иное существо, тот или иной феномен культуры вести себя таким, а не другим образом. И установка на выяснение природы тех или иных поступков, действий, манифестаций - это установка, которая по сути своей направлена на возможность диалогического понимания иного. Почему люди мыслят и чувствуют по-разному? Потому что у их мышления и чувств разная культурная природа. И оттого ус- ловием понимания и диалога с другим является способность и интенция понять природу этого другого. Не нужно ни принимать, ни подминать под себя позицию другого. Задача отныне состоит в том, чтобы понять ПРИРОДУ этой другой позиции. Понять тот природный закон, который заставляет эту другой позицию быть другой. И если природа христианства оказывается явлена мусульманину, он способен вступить в диалог с христианством. Если природа православия явлена католику - он способен вступить в диалог с православием. Если я понимаю природу позиции своего оппонента (ее корни, ее происхождение, ее генезис, властвующий над ней закон), это значит, что я способен вступить в диалог с позицией своего оппонента. Понимание природы чего бы то ни было - это радикальное условие для ведения диалога с этим "чем-то". Принцип природы - это фундаментальный и универсальный принцип, дающий ключ к пониманию и диалогу. Поэтому когда новоевропейские мыслители выдвигают на авансцену своего философствования принцип природы, они осуществляют тем самым воистину революционный прорыв, и оказываются гораздо более христианами, нежели их теологические предшественники. И лишь с этого момента - момента изобретения великого принципа природы само христианство обретает лицо действительного гуманизма и культурной терпимости. Само христианство начинает говорить на языке понимания чужого. И возникает та интерпретация христианских принципов, которая закладывает фундамент современной культуры. Принцип природы - это тот великий принцип, который впервые научает христианство, равно как и все прочие мировые религии говорить на языке ПОНИМАНИЯ. И вовсе не благодаря самому себе, не благодаря своей особой религиозной сущности, а исключительно благодаря принципу природы само христианство радикально меняет свою суть, перестает быть религией культурного геноцида во имя иллюзорного братства, но становится религией культурной терпимости и культурного диалога. Лишь с возникновением платформы природы и утверждением ее на месте идеи воинствующей религиозной нетерпимости человечество созревает для культурного диалога. Диалога, преодолевающего агрессивно-военную трактовку закона исключенного третьего и принимающего возможность иного. Возможность третьего, четвертого, пятого - находящихся за пределами черно-белой логики противоположностей. Но значит ли это, что диалог предполагает возможность всего, чего угодно? Значит ли это, что диалог есть возвращение к "все-возможностному мифу"? Разумеется, нет. Потому что диалог всегда есть встреча логик. А, стало быть, предполагает возможность и необходимость рациональной реконструкции логики иного. Предполагает наличие некоего закона, некоей природы, которую можно понять и расшифровать. Предполагает наличие школы, наличие чрезвычайно жестких ограничений, без которых невозможно понимание. Предполагает, что природа позиции другого принципиально интеллигибельна, принципиально доступна для понимания, принципиально охватываема рациональным рассудком - ибо природа - это и есть то, что принципиально можно понять. Диалог невозможен, если нет жесткого поля законов, управляющих логикой собеседников. Любой подлинный диалог предполагает определенные правила диалога и определенную способность к пониманию позиции другого. Возможен и необходим диалог культур, но весьма рискованно и опасно провозглашать необходимость диалога со всем, чем угодно. Подлинный диалог предполагает определенный уровень образованности, а, значит, определенный уровень рефлексивной простроенности позиции собеседника. Нельзя вести диалог с нахрапистой и воинствующей безграмотностью, пренебрегающей элементарными правилами рационального дискурса. Нельзя вести диалог с отсутствием позиции - когда партнер по диалогу не способен удержать свою собственную позицию и логику диалога. Нельзя вести диалог с бредом. Нельзя вести диалог, если позиция культурного оппонента лишена элементарной рациональной простроенности. Таким образом, образование - это важнейшее условие возможности диалога. И возможность диалога - это совсем не торжество всевозможности. Диалог безусловно допускает существование иного и право иного на существование. Но это вовсе не значит, что диалог допускает существование ЛЮБОГО иного, подобно всевозможностному мифу. Ведь для последнего позиции другого просто не существует. И оттого он вообще не способен к пониманию. Его глубоко мирный характер по отношению к другим мифологиям есть свидетельство его интеллектуальной инфантильности, и не более того. Всевозможностный миф - это мирное сосуществование различных культур, не замечающих и не слышащих друг друга. Наоборот, диалог - это мирное сосуществование различных культур, слышащих, понимающих друг друга, и... принимающих друг друга в своих несовпадениях. А между все-возможностным мифом и культурным диалогом пролегает огромная историческая эпоха культурно-идеологического тоталитаризма, когда знание о существовании иного являлось источником вражды и культурного отчуждения. Естественно, что позиция диалога чрезвычайно трудна и требует непрерывной интеллектуальной активности по отношению к миру чужого. Ведь это не гегелевское преодоление противоположностей, но некоторое диалогически неисчерпаемое сохранение существующих противоположностей. И - диалог в пространстве этих противоположностей.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |