КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылка диалога культур вступила в разительное противоречие с постсредневековой концепцией образования как процесса трансляции знаний, образования как процесса трансляции каких-то истин. Основные принципы новоевропейской школы - это принципы, родившиеся в недрах средневековой школы. И великие педагогические реформаторы Нового времени - Коменский, Песталоцци и другие - так и не сумели выйти за границы средневековой образовательной парадигмы как парадигмы трансляции истин от учителя к ученику. И это стало основой культурно-образовательного кризиса современной цивилизации, когда школа стала все более и более отчетливо демонстрировать свою неспособность адекватно ответить на вызов, брошенный ей философией природы и сопряженной с ней идеей диалога культур. Природа, загнанная в прокрустово ложе средневековой идеи образования, превратилась в выхолощенное "знание о природе" передаваемое ученику с помощью учебника и образовательных стандартов, вместо того, чтобы быть живым основанием совершенно нового по сравнению со средневековьем типа образования - образования как диалога культур. И эта неспособность постсредневековой школы ответить на вызов, брошенный ей культурой, стала особенно очевидной в XX веке. В каком-то смысле можно было бы утверждать, что XX век проходит под знаком мифа. И это более чем странно. Ведь именно этот век стал веком подлинного торжества науки и просвещения. А суть европейской науки и европейского просвещения как раз и определяется термином "рационализм". Что же касается глубинной сути мифа, то она определяется чем-то прямо противоположным: миф иррационален. Не мудрено, что просветительский рассудок смотрел на миф свысока, как на прерогативу необразованного и невежественного человека. Умение мыслить рационально, с опорой на законы формальной логики и с отсечением всех заведомо ложных и несостоятельных возможностей - в этом виделось безусловное преимущество человека образованного перед необразованным. Поэтому стратегической идеей европейской цивилизации на протяжении нескольких веков была идея тотальной демифологизации общественного сознания, и успехи в деле образования - так виделось - делали этот идеал как никакой другой доступным и близким. Казалось бы, весь ход развития культуры и науки в веке XIX свидетельствовал о небеспочвенности таких ожиданий. Ближайшее крушение всех и всяческих мифологий представлялось интеллектуальной самоочевидностью. И залогом тому была фантастически быстрая экспансия образования. Всеобщая образованность, причем образованность в специфически-европейском смысле должна была явиться надежным гарантом демифологизации общественного сознания на всех его уровнях. Ведь быть образованным в европейском смысле как раз и означало умение рационально мыслить, а рационально мыслить - это значит мыслить аналитически, отделяя возможное от невозможного и осуществляя мыслительные операции исключительно в пространстве возможного. Что же на самом деле предъявил адептам образованного мышления XX век? Казалось бы: наконец-то реализовались идеалы европейских просветителей, и наступил век действительно всеобщей образованности. То, что раньше было прерогативой избранных, прерогативой узкого социального слоя, стало теперь достоянием самых широких масс. К тому же именно в XX веке научно-рационалистический подход достиг наивысших практических успехов. А это также входило в программу-максимум европейских просветителей. И поскольку считалось, что именно дремучие, невежественные массы являются носителями мифологического сознания, указанные изменения должны были означать конец мифа. Однако именно в XX веке случилась настолько мощная флуктуация самого дремучего мифологизма в образованное общественное сознание, что это тотально дезавуировало надежды и ожидания просветительского разума: образованный человек XX века впал в состояние... полной мифологической невменяемости. Произошло то, что даже приблизительно не могли себе представить адепты просветительской идеи. В сознании образованного человека XX века вдруг актуализировался тот уровень мифа, который характеризует мышление первобытного человека и ребенка-дошкольника, а именно - уровень всевозможностного мифа. Произошла совершенно невероятная вещь. Человек получивший европейское образование, а, значит, так или иначе прошедший школу рационалистического мышления, лежащего в самом основании европейского идеала образования, все настойчивее стал обращаться к образцам мышления не просто арационалистичным, но и всевозможностным. Он стал мыслить с полным равнодушием не только по отношению к "бритве Оккама", но и вообще не соблюдая каких бы то ни было рационалистических приличий. Мир для него начал населяться энергетическими вампирами и оборотнями, бесовскими силами, кармическими воплощениями, загробными голосами, астрологическими сценариями - и притом... всем этим одновременно! В его голове каким-то непонятным образом сформировалась невероятная смесь самых различных, притом совершенно противоположных мифологий. Он молится в православном храме, справляет католическое рождество, снимает порчу и сглаз у заезжего колдуна-целителя, определяет астрологический сценарий своей судьбы по восточному календарю, верит в множественное воплощение своей жизни и одновременно в последние достижения научно-технического прогресса. Иисус Христос, Альберт Эйнштейн и знакомый экстрасенс со способностью к столоверчению обладают для него одинаковой степенью реальности. Его образованное сознание представляет собой невозможное смешение заведомо несовместимых вещей - однако это менее всего выводит его из равновесия. Доминирующей идеей массового общественного сознания в XX веке становится всеобщая вера во все. И твердая убежденность в том, что ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ. А ведь именно эта убежденность является ключевой характеристикой мифологического сознания в его наивно-детских и первобытно-архаических формах. "Все может быть" - это значит, что возможны ясновидение, вампиризм, превращение человека в оборотня, жизнь после смерти, многочисленные повторные рождения, натурализованные бесы и ведьмы и проч., и проч., и проч. "Все может быть" - это значит, возможно, чтобы вчерашняя журналистка из районной газеты сегодня стала живым воплощением Господа Бога Нашего Иисуса Христа, а вчерашний секретарь обкома, за всю жизнь не написавший ни строчки авторского текста, стал вдруг автором многих книг и отцом российской демократии. Нет ничего невозможного -таков лозунг современного образованного человека, опровергающий саму суть идеи образования, саму суть рационального способа мышления, т.е. мышления, направленного на отсечение сферы возможного от сферы невозможного. Откуда берется всевозможностный миф в пространстве самого образованного из всех доныне существовавших веков? Каким образом у образованного человека формируется готовность верить во все, что угодно? Несет ли за это ответственность только система образования или же есть какие-то более фундаментальные причины впадения образованного человека в беспредел всевозможностной веры? Рациональный рассудок предшествующих веков был слишком уверен в том, что жизнь без мифов доступна всякому человеку, достаточно получить надлежащее образование. Сегодня рациональный рассудок пребывает в состоянии полной растерянности перед лицом своеобразной пандемии всевозможностного мифа, охватившей человечество, несмотря на достигнутый уровень всеобщей образованности. Образованное человечество XX века этически поднялось до того, чтобы отвергнуть идею культурного геноцида. Оно вырвалось на свободу из-под власти культурно-идеологического тоталитаризма. Оно обрело идею абсолютной терпимости к культурному иному. Но, увы, не в форме диалога, а в форме возобновленного всевозможностного мифа. Когда этический протест против культурно-идеологического тоталитаризма, не обеспеченный достаточным уровнем рациональной рефлексии привел к реабилитации наивно-детского представления "все возможно". И это безусловно явилось свидетельством глубокого кризиса новоевропейской системы образования, которая оказалась не готова к новому культурному вызову. Ибо способность вести диалог с иным предполагает не только жесткую рациональную рефлексию и отбор возможностей, но и мужество быть собой.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |