КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольника, и которое представляет собой весьма своеобразный род интеллектуальной ограниченности, что достаточно подробно было проанализирована на страницах настоящей книги. Вместе с тем, образование - это вешка, знаменующая выход человека в пространство исторического времени, когда впервые оказывается возможен феномен ДИАЛОГА между различными мифами и феномен исторической трансформации мифа в пространстве этого диалога. Однако между возможностью диалога и фактом диалога - огромная дистанция. Реальная история цивилизации - а это, как минимум, восемь тысячелетий - представляет собой не столько историю диалога между мифами, сколько историю ожесточенных столкновений между ними. Доисторическое время - это время мирного сосуществования различных культурно-мифологических целостностей. Это время, когда один культурный миф, миф одного племени вполне равнодушен к факту существования других мифологических Вселенных, обладающих существенно иными топологическими характеристиками. Каждое племя создает свое, глубоко индивидуальное мифологическое пространство, создает свою мифологическую Вселенную, четко демаркируя свое культурно-видовое своеобразие по отношению к представителям других мифологических общностей. Любой человек тщательно поддерживает закон своего племени, и ему в голову не приходит соотнести свой миф с мифом другого племени. Всевозможностный характер мышления первобытного человека, всевозможностный характер мышления маленького ребенка в любую историческую эпоху означает абсолютную, доходящую до равнодушия терпимость этих способов мышления к чужим, не совпадающим с их собственной позициям. В сущности говоря, у всевозможностного мифа нет своей позиции, и оттого он не способен заметить чужую позицию - ее для него как бы не существует. Так, различные племена австралийских аборигенов существуют на соседних территориях, постоянно пересекаются друг с другом, и, казалось бы, постоянно сталкиваются с многочисленными фактами несовпадающих мифологий. У них разные обряды, разные церемонии, разные мифологические герои - а, стало быть, и принципиально разные объяснения возникновения всего сущего - от природных явлений до конкретных предметов на местности. Однако ни одному аборигену не приходит в голову обратить внимание на эти многочисленные факты несовпадения. То, что у другого человека другой миф - не только не удивительно, но и как бы незаметно для первобытного человека. И точно так же маленький ребенок не слышит, что его собственные объяснения, его собственные мифологемы совершенно не совпадают с мифологемами и "объяснениями" других детей или взрослых. "Моя мама - самая красивая!" - утверждает один ребенок. "И МОЯ мама самая красивая" - утверждает его товарищ. И первый спокойно соглашается со вторым, абсолютно не принимая во внимание, что одно суждение, как минимум, противоречит второму. И так - в тысячах и тысячах каждодневных ситуаций. Сознание дошкольника существует по законам, для которых нет противоречий. Нет парадоксов. Нет проблем. Ведь проблемность предполагает рефлексию. А как раз ее-то у ребенка-дошкольника и нет. И оттого очевидное для взгляда образованного взрослого противоречие оказывается за границами внимания дошкольника. Так и сознание первобытного человека демонстрирует своего рода абсолютную терпимость. Которая, впрочем, является на самом деле не терпимостью, а просто неспособностью заметить чужое. Ни для ребенка, ни для первобытного человека "мира чужого" просто не существует. Точнее, возможен ФАКТ чужака, но зрение первобытного человека или маленького ребенка устроено таким образом, что оно не способно увидеть МИР чужого. Увидеть мир, построенный по иным законам, нежели мир собственный. Но если первобытный человек не замечает противоречивости своего и чужого мира, то для древнего грека глубокое несовпадение своего и чужого явлено с предельной отчетливостью. Он четко знает: есть мир эллина - и мир варвара. И только первый из двух по-настоящему имеет право на существование. Эллин смотрит на варвара с нескрываемым презрением и пренебрежением. В отличие от первобытного дикаря, он знает о принципиальном несовпадении ценностей ЕГО культуры с ценностя- ми других культур. Он четко разделяет свое и чужое. И проблемы выбора для него не существует: свое обладает безусловным преимуществом перед чужим. Если у первобытного человека факт существования чужого не вызывает ни малейшего напряжения: он его попросту не замечает, то для древнего грека чужое - ЕСТЬ, но смысл этого чужого в том, что оно принципиально ниже по рангу. Впрочем, это отнюдь не исключительная позиция эллина. Представитель любой древней цивилизации занимает, в сущности, ту же самую позицию: жесткого отделения "своего" от "чужого" и высокомерного презрения к "чужому". И не случайно эпоха цивилизации - это эпоха государственности и войн. Цивилизованное человечество - это человечество, которое впервые осознает несовпадение своего и чужого в силу появляющихся у него (благодаря институту образования) инструментов рефлексии. Однако еще долгое время его сознанию оказывается недоступна идея ДИАЛОГА своего и чужого. Оно обнаруживает чужое не как собеседника, но как мир чуждого, как мир врага. Возникновение мира цивилизации обозначено, таким образом, возникновением не только феномена школы, но и феномена нетерпимости в культуре, и именно это явление нетерпимости к чужому является наиболее яркой манифестацией совершившегося перехода от всевозможностного мифа к мифу избирательному, мифу невсевозможностному. Чтобы лучше почувствовать суть совершившегося при этом интеллектуального переворота, вернемся к разговору двух воображаемых детей о своих мамах. "Моя мама самая красивая!" - заявляет один. "Ничего подобного! Это МОЯ мама самая красивая!" -ВОЗРАЖАЕТ другой - и сжимает кулаки для потасовки. Нравится нам это или не нравится в нравственном смысле, но это уже позиция школьника. Позиция цивилизованного человека, способного отличить свое от чужого, и готового вступить в бой за правоту своего. Конечно, как и в первом случае это пока еще не диалог. И даже совсем не диалог. Ведь диалог предполагает понимание чужого. Однако на этот раз собеседники уже отчетливо осознают несовпадение своих позиций. И за этим осознанием стоит целая интеллектуальная эпоха. Это еще не диалог, но уже спор позиций. Спор позиций, возможный лишь на определенном уровне развития рефлексии. И потому это - шаг вперед в интеллектуальном смысле. Хотя и кровавый, как показывает история цивилизации, шаг. Ключевая точка, с которой начинается время истории - это точка, в которой одна мифология оказывается явлена другой. Когда один миф научается видеть другой миф. Когда становится очевидным факт несовпадения мифологий и возникает необходимость выработать к этому какое-то отношение. Здесь мифологическое оборачивается религиозно-идеологическим и становится основой существования государств. И это именно та точка, в которой человек выходит из состояния равновесной тождественности со своим мифом и переживает искушение чужим. До сих пор главной ценностью его существования была ценность сохранения. Смысл жизни состоял в поддержании той мифологической традиции, которая тысячелетие за тысячелетием транслировалась десятками поколений, подтверждая культурно-видовую идентичность представителей данного племени. И оттого история была невозможна. Взгляд представителя данного племени был подчеркнуто равнодушен к тому, как смотрят на мир представители чужого племени. Мифы не сталкивались друг с другом, и даже не задевали друг друга, существуя как бы в параллельных реальностях. И оттого можно было с уверенностью сказать: все, что будет, уже существовало в прошлом. И первую точку прорыва этой доисторической самотождественности человека следует определить как точку неудовлетворенности чужим. Казалось бы: миф остается прежним. Остаются прежними обряды, ритуалы и традиции, гарантирующие культурную самоидентичность данной племенной общности. Изменяется только одно: миф утрачивает позицию принципиального равнодушия к факту существования других мифов. Миф наконец-то замечает факт существования других мифов и обнаруживает свою неудовлетворенность этим фактом. Миф начинает сравнивать себя с другим мифом, всячески демонстрируя позицию культурного высокомерия. И это та точка, в которой у мифа возникает потребность, которой у него никогда не было: потребность в экспансии, потребность подчинения себе чужого мифа. Потребность САМОУТВЕРЖДЕНИЯ по отношению к чужому мифу. У мифа возникает неудовлетворенность чужим мифом, не совпадающим с его собственным, и этот чужой миф становится для него предметом своеобразного вожделения: подчинить его себе и, тем самым, утвердить абсолютное преимущество СВОЕГО мифа. И это именно та точка, в которой начинается собственно история, которая вся складывается как борьба миров. Отныне миф перестает быть сферой человеческой культурной естественности, которой дела нет до того, что существует некая чужая естественность. Нет, отныне он любую чужую естественность, чужой миф воспринимает как сферу неестественного, а, стало быть, воспринимает как нечто несовместное с самим собой. Факт существования чужого становится предметом жесткого отторжения. Осознание того, что есть чужое, вызывает страх. Чужое начинает восприниматься как угроза. Возникает необходимость в особых инструментах, которые позволили бы своему мифу одержать полную и безоговорочную победу над чужим мифом. И тогда возникают религии, в которых мифы манифестируют себя в храмах и статуях богов. И тогда возникают государства, каждое из которых представительствует ту или иную ре- лигиозную идеологию и посредством которых религии вооружаются для борьбы против чужих богов и чужих религий. Миф получает религиозно-государственное обрамление. Он становится воинствующим мифом. Возникают и умирают царства. Одна царская династия сменяется другой. И все это сопровождается непрестанными войнами, которые никогда нельзя объяснить некой экономической целесообразностью. Это всегда войны за самоутверждение одной государственной религии за счет другой. Войны древнего мира - это воистину войны богов, когда высшим смыслом войны является вовсе не завоевание золота и рабов (любые военные трофеи здесь, скорее, символы победы, чем ее смысл), - а доказательство величия своего бога. И оттого главным содержанием древнейших исторических летописей становятся именно войны, а ведение войн становится главнейшим достоинством любого древнейшего правителя. Война, таким образом, оказывается подлинной завязкой истории: ведь с наступлением эпохи войн возникает историческая интрига и историческая непредсказуемость. И это тот ключевой пункт, в котором возникает сама потребность в летосчислении. Это тот ключевой пункт, в котором у человека возникает потребность в исторической размерности. Таким образом, история начинается там и тогда, где и когда мифы начинают "меряться силами". История начинается там и тогда, где и когда миф становится идеологией. Когда происходит ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ столкновение мифологических схем. Когда возникает искушение один миф подчинить логике другого. Когда один миф пытается взять на себя ответственность за судьбу другого мифа. Когда миф выходит на тропу войны. Когда люди начинают умирать за идею. Когда идеология создает государство как инструмент своей агрессии против чуждых идеологий. Когда возникает феномен государственно-идеологического тоталитаризма. И все это возникает в той точке, в которой возникает феномен образования. Любое государство на заре цивилизации обслуживает какой-то миф - миф, возведенный в разряд государственной религии, государственной идеологии. Оттого и происходит так, что самые ранние государства в истории цивилизации - это глубоко религиозные, и, вместе с тем, тоталитарные государства. Это государства, которые пытаются осуществить власть мифа. Подлинным сердцем любого древнего государства является религиозно-храмовый комплекс, в котором некая мифология пытается осуществить себя как абсолютную по отношению ко всем прочим мифологиям. А образование - это и есть тот особый институт, посредством которого религиозно-государственный миф пытается осуществить свое тоталитарное господство над личностью. Естественно, что античный грек никогда не скажет: "все может быть". Он слишком прочно держится за ценности своей культуры. И хотя античная мифология плотно населена отзвуками первобытной архаики и принцип "все может быть" весьма активно бытийствует в этих мифах, реальная жизнь древнего грека определяется совсем иными законами. Перефразируя А.Ф.Лосева, можно было бы сказать, что под роскошным покрывалом греческого мифа скрывается чрезвычайно строгое рационалистическое мышление, и не случайно изобретение формальной логики оказывается одним из высших достижений древнегреческой цивилизации. В частности, это означает, что древний грек безусловно и отчетливо знает слово "невозможно". Это человек, которому безусловно знаком закон исключенного третьего и ценность непротиворечивого высказывания. И если первобытному человеку или маленькому ребенку совершенно незаметна противоречивость и непоследовательность собственных суждений, то мировоззрение древнего грека рационально простроено и не допускает смешения противоположного. Если нецивилизованный дикарь просто не замечает факта несовпадения ценностей, факта существования разных и несовпадающих между собою миров, то человек цивилизации, человек школы - а именно таковым является древний грек - не может не замечать этого факта, и, более того, для него этот факт является знаком войны. Войны за торжество СВОИХ ценностей над миром, в котором господствуют ценности ЧУЖОГО. Ибо уже не существует мира, в котором все возможно и все равно имеет право на существование. Ибо образованное мышление - это мышление, понимающее смысл формулы ''или - или". Ибо образованное мышление - это мышление, стремящееся к непротиворечивости. А поскольку оно еще не созрело для диалога с иным, оно предпочитает унижение иного.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |