КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образование - это отнюдь не просто передача знаний и не просто освоение знаний - освоением знаний занимается и дошкольник. Образование - это освоение ребенком мира отчужденных знаний. Потому что школа как специализированный институт предлагает ребенку знания, вырванные из жизненно-практического контекста. Знания так называемого учебника. Или более широко - книжные знания. И в этом состоит наиболее глубокая специфика школы. Если до сих пор ребенок приобретал знания в непосредственном жизненном опыте, по своему хотению, то отныне перед ним ставится задача освоения некоей суммы искусственно систематизированных знаний. И если до сих пор знания осваивались как бы сами собой, то специфика школьного образования состоит в том, что ребенок вынужден отныне прилагать массу искусственных усилий, чтобы освоить сумму заведомо отчужденных от него книжных знаний. Вспомним молитву безвестного шумерского ученика: "Я пишу свою табличку, я учу свою табличку, я рассказываю свою табличку!" В чем смысл этого действа? В том ли, чтобы просто запомнить содержащуюся в табличке информацию? Это выглядело бы странно, имея в виду то, что доцивилизованный человек без всякого школьного научения запоминал и передавал изустно, из поколения в поколение огромные объемы информации. И точно так же ребенок-дошкольник не жалуется на память: он запоминает множество самых мелких подробностей быстротекущей жизни именно постольку, поскольку события эти для него жизненно значимы. Но стоит ему прийти в школу и столкнуться с феноменом ОТЧУЖДЕННОГО знания, как тотчас начинаются головные боли и жалобы на плохую память. И не удивительно: школьный механизм зубрежки отчужденного знания далеко не самый лучший механизм запоминания. И если он возникает-таки в истории культуры, то причина этого вряд ли заключалась в том, чтобы более эффективно передать ребенку какие-то знания. Как раз с функцией запоминания информации школа справляется значительно хуже. Но в чем же тогда состоит ее социально-культурная функция? Именно в том, что, предлагая ребенку мир отчужденного знания, она впервые стимулирует в нем способность и готовность к диалогу. Школьное, книжное, навязываемое знание - это знание, по отношению к которому ребенок неизбежно дистанцируется, а, значит, вступает с ним в диалог. И потому объективный, культурно-исторический смысл школы заключается вовсе не в научении как таковом, а... в формировании у ребенка особой позиции по отношению к осваиваемому им знанию. До сих пор ребенок был субъектом добываемых им знаний, а, стало быть, те знания, которые он обретал, переживались им как свои собственные, личные, неотчужденные знания. Наоборот, школа вводит ребенка в совершенно новую ситуацию: он должен овладеть ЧУЖДЫМИ для него знаниями. Институт образования, в какую бы культурно-историческую эпоху мы с ним ни сталкивались, всегда имеет одну отличительную черту: он создает для ученика иной мир по сравнению с самой жизнью. Особое пространство, со своей, ни на что не похожей топологией. Пространство учения, из которого устранена сама субстанция жизни. Внутри института образования человек - и не человек вроде. Он не ребенок, и не взрослый; он - учащийся. Необразованный человек просто живет, вначале - жизнью ребенка, затем - жизнью взрослого. И набирает опыт в процессе ежеминутного взаимодействия с миром окружающей его культуры, с миром социума. Что касается собственно образования, то здесь все подчинено особым, искусственным законам, весьма не похожим на законы реальной жизни. Это мир, в котором человек как бы не живет, а... учится, чтобы жить. Огромный кусок своей жизни он посвящает некоему параллельному существованию в мире учебни- ковой жизни. Основным содержанием, основной целью его существования на протяжении десяти или пятнадцати лет становится приобретение знаний и навыков, обладающих лишь потенциальной - и весьма проблематичной! - практической ценностью. И деятельность по получению образования приобретает в жизни человека самозначимый, самобытийственный характер - становится "превращенной формой" жизни, если вспомнить известный образ Мамардашвили. И в этом состоит основной контур драмы образования. Драмы несовпадения образования и жизни. Каждый цивилизованный человек переживает в своей жизни эту драму образования, что является одной из пружин личностного существования этого человека, его непрерывного драматического диалога с самим собой, и, вслед за этим, одним из источников его творческой реализации в культуре. Ребенок-дошкольник ценен сам по себе, ценен своей неповторимостью, своей очаровательной детской непосредственностью, своей зависимостью от самого себя. Он фонтанирует своей субъективностью, он фонтанирует СВОИМИ представлениями о том, как организован и устроен окружающий его мир, нимало не смущаясь очевидной для взрослых нелепостью и противоречивостью многих своих представлений. Он не озабочен необходимостью соотнести между собой различные позиции и различные мнения, которые он усваивает из реплик взрослого мира и переделывает на свой лад. Он ВСЕ приемлет и все складирует в своем сознании, создавая в итоге порою весьма забавные и неординарные интеллектуальные конструкции, поражающие воображение наблюдательных взрослых. Однако сам ребенок относится к своим интеллектуальным монстрам весьма и весьма спокойно. Для него в них нет ничего удивительного и парадоксального, ничего необыкновенного - всего того, что с такой готовностью усматривают в его суждениях представители мира взрослых. Ведь взрослый -это человек, прошедший школу нормативного мышления. А только человек, отчетливо осознающий границы нормы, способен по достоинству оценить отклонение от нормы, выход за границы принятого. И оттого столь часто взрослые смотрят на мир дошкольника глазами, полными восторга. И мало найдется взрослых, которых бы не умиляла эта непосредственность в пяти- или шестилетнем малыше. Учащийся же школы - это совершенно другая интеллектуальная и психологическая эпоха в жизни человека. И совершенно по-новому смотрят на учащегося взрослые. Бог с ней, с его фонтанирующей индивидуальностью. А вот может ли он подчинить свое "я" логике иного? Способен ли он затормозить свою субъективную экспансию в мир, чтобы услышать точку зрения ДРУГОГО? Если "да", - то это свидетельство его социальной зрелости, свидетельство его способности вступить в мир, предполагающий иные взгляды. Отныне он ценен не каким-то индивидуальным своеобразием, а своей приобщенностью к иному, где "иным" выступает содержание образования. Не случайно» что дети-школьники, даже если это отпетые двоечники, хвастаются: "А я уже в шестом классе!!" Заметьте: НЕ ВОЗРАСТОМ хвастаются, а тем, под какую категорию школьной КЛАССификации они попадают. Если дошкольник хвастается СОБОЙ, то школьник - тем, в какую категорию, в какой класс он зачислен. Отныне он - не Петя Сидоров, отныне он -ученик какого-то класса. Его КЛАССИФИЦИРОВАЛИ в структуре образования, и он этим обстоятельством чрезвычайно горд. И даже для самых близких людей отныне он ценен не тем, что есть его Я, а тем, насколько он совпадает с иным. Интересен не собой, а тем, как в нем представлен, допустим, учебник по биологии или по русскому языку за седьмой класс. А главным словом его жизни становится слово "успеть", коль скоро он оказывается проклассифицирован не только по классам, но и по предметам посредством так называемого табеля успеваемости. В отличие от дошкольников - существ, для которых так трудно найти параметры количественной сравнимости, - существование школьника просто пронизано идеей количественной сравнимости. И, кстати сказать, сами школьники жаждут быть сравниваемыми по тем или иным количественным показателям - и не важно, показатель ли это роста, силы, или учебной успеваемости. Главное, что они принципиально сравнимы с другими. Но главной точкой отсчета для соизмеримости учащихся является их отношение к тому иному, каковым выступает содержание образования, которое выступает - ни больше, ни меньше, -универсальным прообразом для каждого из сидящих за школьной партой. Отныне - совместно с соучениками по классу - ребенок сам меряет себя меркой иного и этому иному принадлежит. Ему навязываются здесь смыслы, знания и навыки, никак не вытекающие из его предшествующего развития, но привносимые принципиально ИЗВНЕ. И это принципиально чуждая его внутреннему "Я" реальность; но отныне именно она становится языком и содержанием его коммуникации со своими сверстниками или же с миром взрослых. Если раньше ребенок осуществлял коммуникацию на своей собственной, суверенной территории, т.е. на почве того, что было для него личностно значимым, то отныне ДРУГОЕ становится предметом моей коммуникации со сверстниками или со взрослыми. Если дошкольник волен сам выбирать (и создавать) рамки своих взаимоотношений с информационными потоками окружающего мира, то ученик - это особое существо, лишаемое свободы выбора. Его учебная позиция целиком и полностью навязывается ему извне. И он обязан со смирением относиться к этой своей новой роли. Смиренно нести свой крест ученика, не задавая лишних вопросов - занять такую позицию для вчерашнего ребенка, принимавшего внешний мир лишь в той мере, в какой тот позволял ему осуществить экспансию собственного "Я", - означает подлинную психологическую революцию. Экзистенциально-травматичное переживание этого рубежа, на котором я должен преодолеть упоение собственным "Я" и подчинить свое безудержное своеволие логике другого является одной из глубинных личностных составляющих человека современной цивилизации. Школа - это то место, где ребенок научается себя вести смирно, смиренно. ''Веди себя смирно!" - это, так сказать, стратегический окрик-призыв, обозначающий саму глубинную суть школы. И это отнюдь не по поводу дисциплины поведения только, а по поводу дисциплины-в-культуре. Той дисциплины мысли и духа, которая и есть смирение в высшем смысле этого слова. Разумеется, в каком-то смысле это подавление личности. Подавление всевозможностной детской уверенности в том, что мир может строиться исключительно по законам его, ребенка хотения. Возможно, главная функция школы состоит в том, чтобы осуществить насилие над этим детским представлением о все-возможностности сущего. Сформировать у ребенка то высокое смирение, без которого невозможна подлинная культура. И которое только потом, много лет спустя, может и должно будет взорвано неким дерзновенным творческим бунтом. Но это - потом. Потом, когда прошедший этап долгого и смиренного молчания ребенок обнаружит в себе силу и волю ПОЙТИ ПРОТИВ всего того, чему его до сих пор учили. Когда родится то, что можно будет назвать подлинным творчеством, подлинной свободой. А прежде - долгая и нудная дорога смирения, каковой и является по сути своей школа.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |