КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодаря чему у человека формируется поле личностного протеста, в котором только и происходит рождение личности. Так часто проклинаемые внежизненность и иллюзорность образования оказываются отнюдь не недостатками последнего, если смотреть на образование в общекультурном контексте. Любой человек, прошедший школу, получает возможность выработать некую личностную дистанцию по отношению к культуре, а, следовательно, получает шанс стать самим собой. Первобытный человек или ребенок-дошкольник слипаются с получаемой ими культурной информацией, не умеют сформировать по отношению к этой информации личностную дистанцию, а, значит, не способны вступать в диалог с этой информацией. Накапливая знания, они не могут их творчески трансформировать, не умеют создавать "новое знание" в подлинном смысле этого слова. Травма образованием выводит их из безмятежного равновесия с самими собой. И в этом состоит высшая ценность образования как мира иного. Не сумме знаний, которую приобретает или не приобретает ученик за сколько-то лет непрерывно- го обучения, а в той дистанции, которую он формирует внутри себя по отношению к освоенной им сумме знаний. И это позволяет понять саму суть того, что есть институт образования в человеческой культуре. Это есть исторически возникающий институт систематического интеллектуального насилия над личностной безответственностью ребенка. Институт насилия над безапелляционной субъективностью дошкольного познания, когда ребенок упорядочивает информационные потоки окружающего мира, нимало не сообразуясь с тем, как это принято в культуре, а целиком и полностью полагаясь на прихоть своего Я. Институт насилия над детской непосредственностью - во имя формирования рефлексивной опосредованное™. Институт систематического насилия над детской уверенностью в том, что все возможно, над детской неспособностью видеть противоречия и парадоксы - во имя торжества закона исключенного третьего. С точки зрения усвоения информации школьная зубрежка абсолютно неэффективна. Но с точки зрения формирования протестного пространства личности это совершенно гениальное культурное изобретение. Школа, пронизанная пафосом абсурдной зубрежки, школа, где зазубривание оторванной от жизни информации возведено в священный принцип - это и есть образование par exellence, образование по преимуществу, образование как таковое, образование как тот совершенно особый институт культуры, без которого не была бы возможна современная цивилизация, построенная людьми, обнаружившими себя в ситуации личностного протеста против образования. Школа - это инструмент, посредством которого в человеке возделывается идеал строгого мышления. Благодаря школе ребенок перестает мыслить как ему угодно, а начинает мыслить в соответствии с некими правилами и нормами, характеризующими данную культуру, данную цивилизацию. И потому любой гуманистический протест против "школы зубрежки" должен быть, как минимум, осторожен. В "школе зубрежки", школе смирения перед культурой есть своя ценность. Если ребенок не прошел такой школы, он задерживается на ступени мифологического мироотношения "все возможно" и не поднимается до необходимости рационалистического школения своих мыслительных процессов. Ведь несмотря на то, что творческая энергия мифа - несомненный факт, эта энергия оказывается весьма малоконструктивной в пространстве реальной культуры, если она не научается говорить на языке строгого логического мышления, создающего принципиальную возможность понимания (в коем мифологически организованное мышление попросту не нуждается). Подлинная свобода должна быть вышколена. Нужно понять, что школа как институт образовательного насилия над человеческой личностью обладает огромной и ничем другим не заменимой ценностью в культуре. Огромное значение школы заключается в том, что в ней рационализуется первично- мифологическое отношение ребенка к миру, а, значит, ребенок утрачивает свою индивидуальность как право истолковывать окружающий мир абсолютно произвольно, никак не связывая свое истолкование с позициями других. И хотя ребенок утрачивает при этом свою мифологическую индивидуальность, зато он обретает язык понимания других. Впрочем, смысл школы, вовсе не в том, чтобы преодолеть и отвергнуть миф как таковой. В конце концов, это попросту невозможно, коль скоро на творческой энергии мифа выстраивает свое индивидуальное миропонимание любой ребенок-дошкольник. Личностный миф, принципиально непреодолим, и, более того, является подлинным фундаментом движения личности в культуре. Школа - в лучшем случае - осуществляет рационализацию мифа, дает ребенку язык диалога как со своим собственным мифом, но ни в коем случае не отменяет миф. Конечно, Фрекен Бок из знаменитой повести Астрид Линдгрен, которая грозится: "Я выбью из тебя этого Карлсона!" и на самом деле готова выжечь каленым железом поэтические фантазии Малыша о "мышах, которые по ночам вылезают на крышу и греют свои лапки в лунном свете", страшна. Но, с другой стороны, Фрекен Бок - это персонифицированная Школа, сам смысл которой заключается в том, чтобы вывести ребенка за границы безудержного фантазирования об окружающем мире. Иначе не состоится ДИАЛОГ ребенка с окружающим миром. Потому что если все люди занимаются только тем, что произвольно сочиняют свое индивидуальное видение мира, диалог разных пониманий невозможен. Мир будет поляной роскошных мифологических цветов, где каждый цветок существует только для самого себя, а не для других. Образование - это именно то, что призвано сформировать у ребенка слух на другое, и, значит, при всей непривлекательности позиции фрекен Бок, позиция эта - жестокая необходимость, без которой нельзя. Благодаря образованию, и только образованию различные мифологические миропонимания обретают платформу для видения друг друга, для слышания друг друга, для диалога друг с другом. Суть детского, мифологического понимания состоит в том, что Сайта Клаус или Карлсон существуют на самом деле. И это ключевое условие полноценного вхождения ребенка в мир, а также источник творческих импульсов взрослого человека. Однако человек, инфантильно задержавшийся на ступени детского фантазирования "все возможно", это отнюдь не человек творчества. Ведь детское всевозможностное сознание не знает парадоксов, а, значит не умеет удивляться. Оно с готовностью принимает любую интерпретацию происходящих событий и лишено способности конструктивной работы с предметом. А способность вычленять парадокс и работать с парадоксом является важнейшей особенностью собственно научного мышления. Правда, принято считать, что удивление это норма жизни ре- бенка. Но ведь удивление, согласно Аристотелю, это начало философии. Возможность удивления связана с очень высоким уровнем развития сознания. Способность к удивлению связана со способностью видеть парадокс. А маленький ребенок ничему не удивляется. Самые фантастические "объяснения" происходящих вокруг него событий воспринимаются им как нечто должное и само собой разумеющееся. Причем если взрослый предложит маленькому ребенку-дошкольнику два абсолютно взаимоисключающих варианта трактовки какого-то события, ребенок попросту не заметит этого, и с готовностью примет и ту, и другую версию. И лишь пройдя обучение у туповатой "фрекен Бок", он обретает способность удивляться. Ведь только в том случае, если я твердо знаю, что Вселенная построена по Ньютону, меня может потрясти мыслительный ход, предложенный Эйнштейном. И наоборот: если для меня с самого начала ВСЕ ВОЗМОЖНО, никакие, даже самые удивительные факты и теории не заставят меня задуматься.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |