Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Инновационный процесс как объект инновационного менеджмента




Сущность инновационного менеджмента. Функции инновационного менеджмента. Инновации, инновационный процесс. Признаки инноваций. Виды инноваций и их классификация. Формы инновационного менеджмента.

Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Движущие силы нововведений. Субъекты инновационного процесса. Методология системного описания инноваций. Профессиональные требования к инновационному менеджеру (организации различаются отношением менеджеров к использованию нововведений).

История нововведений и их теоретического осмысления. Труды Дж. Шумпетера, Н.Д.Кондратьева и С.Кузнеца.

Гарант – поручитель: государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию. Гарант обязан исполнить обязательство за должника только в том случае, если последний не удовлетворяет требованиям кредитора.

Гарантия – ручательство, обеспечение выполнения обязательств. В торговле продавец обычно предоставляет гарантию качества. По согласию сторон гарантом (поручителем) исполнения договорных обязательств может стать третье лицо, например, известная фирма, банковское учреждение. Банковскую гарантию предоставляет покупатель в случае, если в его платежеспособности не уверен продавец.

Группа (group) – два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другое (других) и испытывает на себе его (их) влияние.

Группа руководителя (command group) – группа, состоящая из руководителя и подчиненного, находящегося в зоне его контроля.

Диффузия – в экономике распространение технических новшеств, новых технологий среди компаний, фирм.

Догоняющий тип инновационного процесса – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.

Жизненный цикл инновации – период времени от зарождения идеи у новатора до освоения и использования его у потребителя-инноватора.

Изобретение (invention)– результат научных исследований и разработок и производственной деятельности, воплощающей новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи в любой области экономики.

Беспатентными являются изобретения, на которые поданы патентные заявки, но не получены патенты на изобретения: изобретения, не патентуемые изобретателями в целях сохранения большей секретности, а также некоторые изобретения, не подлежащие патентованию, например, в таких областях, как биоинженерия или фармацевтика.

Объектами изобретений являются новые устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, селекционные достижения, а также применение по новому назначению ранее известных устройств, способов, веществ и штаммов. При этом устройством признается искусственно созданный материальный объект (изделие, сооружение, конструкция, машина, механизм, деталь), элементы которого находятся в функционально-конструктивном единстве. Способом является процесс выполнения взаимосвязанных действий над материальными объектами и их применением. Под веществом понимается искусственно созданное материальное образование, представляющее собой совокупность взаимосвязанных элементов (атомов и молекул), составляющих и ингредиентов. Штаммом микроорганизма является наследственно однородная культура, продуцирующая полезные вещества или обладающая иными полезными свойствами. Под селекционным достижением подразумевается выведение новых сортов растений, пород животных. Применением известных объектов изобретения по новому назначению признается их использование с целью выполнения функций, для которых они не предназначены и которые не вытекают с очевидностью из известного назначения.

Инвестиционная компания– финансовое учреждение, предназначенное исключительно для коллективного управления вложениями его акционеров, как в ценные бумаги, так и в недвижимость.

Если такие организации не имеют статуса юридического лица, они называются «фондами совместного размещения». Независимо от формы компании название «акционерное общество по управлению капиталом в ценных бумагах» больше подходит для тех организаций, фонды которых состоят исключительно из ценных бумаг: компании по операциям с ценными бумагами не осуществляют инвестиций непосредственно; так называемые акционерные общества по управлению капиталом в ценных бумагах, или «холдинг-компании», существовали раньше и по-прежнему могут существовать, занимаясь той же деятельностью и не имея какого-либо специального юридического налогового статуса. Но, учреждая такой статус, государственные органы власти хотели подчеркнуть роль, которая отводится этим новым учреждениям при финансировании инвестиций через финансовый рынок, приспособленный к нынешним пристрастиям владельцев сбережений.

Природа инвестиционных компаний. Инвестиционные компании созданы по образцу «investment trusts», которые получили распространение в Великобритании в конце XIX века, в Соединенных Штатах - после 1920 года и несколько позже в разных странах Европейского континента. В англосаксонских странах встречаются самые разнообразные их формы; помимо различий, обусловленных их юридической природой, существует (например, во Франции) отличие, связанное с условиями вступления в компанию и выхода из нее акционеров, которое лежит в основе «открытых» и «закрытых» организаций; большое разнообразие правил дает возможность выбрать форму помещения вложений: уставы могут предоставлять управляющим широкую свободу действий или строго определять состав портфеля (fixed trusts).

Инвестиционные компании гарантируют своим акционерам распределение рисков и снимают с них всякую заботу по ведению дел; эти компании, по сути, призваны облегчить вступление в свои ряды новых держателей сбережений для размещения как в ценные бумаги, так и в недвижимость. Поэтому во Франции с 1945 года продолжалось их развитие и был установлен режим, имеющий два аспекта:

· положения, предназначенные для защиты сбережений: четкое определение цели компании, регламентация использования средств и минимальный капитал в целях обеспечения распределения рисков;

· налоговый статус, который должен обеспечить этим компаниям налоговую «прозрачность» и создать для акционеров положение, аналогичное тому, при котором они непосредственно получали бы свою долю прибылей в регулярном или чрезвычайном порядке без их перераспределения по каналам этой компании.

Формы. Формулировка, принятая для инвестиционных компаний с постоянным капиталом по операциям с ценными бумагами, была принята и для компаний с переменнымкапиталом и в дальнейшем перенесена на компании по недвижимости.

Инвестиционные компании с постоянным капиталом по операциям с ценными бумагами, или «закрытые» компании, были предусмотрены указом от 2 ноября 1945 г.; во исполнение этого указа сразу же была создана Национальная инвестиционная компания. Характерные особенности этих компаний касаются их средств (состоящих исключительно из собственного капитала), использования этих средств (вкладываемых только в ценные бумаги, без права приобрести характер участия или быть вложенными в акции одной компании в объеме более 5% ее капитала) и использования прибылей (ограничение расходов на управление, тантьем, распределение полученных доходов).

Инвестиционные компании с переменным капиталом по операциям с ценными бумагами (SICAV) называются также «открытыми» компаниями, потому что их капитал может постоянно изменяться в зависимости от вступления в них и выхода из них акционеров; следовательно, их акции не могут котироваться на бирже, и стоимость этих акций автоматически определяется каждый день в зависимости от стоимости чистых активов, исчисленной согласно биржевой стоимости портфеля, которым они обладают (т.е. суммы ценных бумаг, составляющих этот портфель, исчисленной по курсу дня). Предусмотренные в законодательном порядке с 1957 года такие компании могли быть созданы лишь после опубликования декрета от 20 сентября 1963 г. о вступлении закона в силу. Правила использования средств еще более строги, чем для «закрытых» компаний: 30% активов должны состоять из ликвидных средств, казначейских бон или ценных бумаг в облигациях; некотирующиеся акции компаний не могут превышать 10% актива. Прибыли, распределяемые с разбивкой по годам, должны быть полностью распределены, чтобы подпасть под действие льготного налогового режима. Издержки и комиссионные, предназначенные для определения ликвидационной стоимости акций при вступлении акционеров в компанию и выходе из нее, устанавливаются уставом и подлежат контролю или предусмотренному уставом ограничению.

Инвестиционные компании по операциям с недвижимостью, созданные в соответствии со статьей 33 закона от 15 марта 1963 г., имеют целью привлечь сбережения в строительство жилья, предназначенного для сдачи внаем, чтобы таким образом оказать содействие государству в области развития жилищного строительства. Эти компании имеют монополию на эксплуатацию сдаваемых внаем зданий, которые на три четверти предназначены для использования в качестве жилья и для которых не требовалась помощь государства в виде предоставления специальных займов. Необходимо наличие минимального капитала; предварительное согласие на закупки, на вклады в натуре и на программы строительства содействует защите прав акционеров; налоговая «прозрачность» обеспечивается освобождением от уплаты налогов на компании, освобождением от уплаты налога на уровне акционеров части прибыли, которую они распределяют (премии за строительство и часть поступлений от сдачи внаем), нормами, регулирующими передачу собственности. В соответствии с режимом компаний по операциям с недвижимостью, созданных с этой же целью согласно указу от 24 сентября 1958 г. эти компании могут также пользоваться гарантией на доходы, получаемые от сдачи внаем.

Аналогичный режим был создан в соответствии с указом от 28 сентября 1967 г. для компаний, имеющих в качестве единственной цели внаем зданий для профессионального использования, в частности, в рамках договоров о лизинге; они называются инвестиционными компаниями по операциям с недвижимостью в торговле и промышленности (SICOMI).

Инвестор – субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

Инноватика (innovatics) – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Процесс внедрения новых идей, процесс превращения созидательной концепции в реальность.

Инновации(инновационная деятельность) – процесс исследования, разработки, создания и распространения новых изделий и технологий, внедрения прогрессивных форм производства и управления. Он простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Инновации (нововведение) (innovation) – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Под инновацией понимается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.

Понятие «инновация» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Важно отличать инновацию от новшества (изобретения) и не смешивать эти два понятия, поскольку новшество – это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигнет рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новшество можно рассматривать как предмет инновации.

По своей эффективности инновации подразделяются на успешные и неудачные. Благодаря успешным инновациям достигается объем продаж, позволяющий окупить капиталовложения, связанные с внедрением нового технологического решения, и получить значительную прибыль. Напротив, неудачной считается инновация, которая не позволяет окупить производственные капиталовложения.

Инновация во всех ее видах связывается с деятельностью индивидуумов, отличающихся психологическими особенностями и руководствующихся волей к самоутверждению, победе и доказательству своего превосходства.

Инновационная активность – комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование результатов научных разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

В статистике выделяют следующие виды инновационной деятельности:

· исследования и разработки;

· технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

· пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции:

· маркетинг новых продуктов, включая деятельность, связанную с выпуском новой продукции на рынок, предварительным исследованием рынка, адаптацией продукции к различным рынкам, а также рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

· приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

· приобретение овеществленных технологий – машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

· производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг.

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Инновационная «длинная волна» – состоит как бы из двух «гребней» («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере распространения волны сближаются.

Инновационно -инвестиционный процесс – объединенные в едином цикле и под единым управлением инвестиционный и инновационный процессы.

Инновационные технологии – наборы методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающие реализацию нововведения. Различают виды инновационных технологий:

· внедрение;

· тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);

· консалтинг;

· трансферт;

· аудит;

· инжиниринг.

Инновационный лаг – период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию).

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением – первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя.

Инновационный цикл – 1) период создания, распространения и использования инновации; 2) комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса. В него входит проведение поисковых НИР с целью выдвижения и обоснования идеи о новых методах удовлетворения общественных потребностей, выполнение прикладных НИР и ОКР с целью материализации научного знания в новых продуктах, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализация.

Инновация – 1) процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в новации; 2) в узком смысле под инновацией понимается фаза введения новации, а момент первого производственного освоения этой новации считается моментом ее введения; 3) под новацией понимается нечто новое, и оно близко к понятию изобретение; 4) прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических управленческих решений производственного, экономического, административного и другого характера; 5) нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности; 6) развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности; 7) новое явление, новшество в рамках какой-либо системы, порождающие значимые изменения в социальной практике; 8) объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога; 9) сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект и имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера; 10) процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы фирмы; 11) философский подход – акцент на новые знания и разрешение противоречий; 12) психологический подход – прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов; 13) технический подход – акцент внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий; 14) в соответствии с международными стандартами определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам; 15) по Б. Санто – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход; 16) по Б. Твиссу – это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание; 17) по И. Шумпетеру – это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом; 18) по Ф. Никсону – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования; 19) как товар – специфический товар, который может быть продан при осознании реальной возможности коммерциализации идеи, проведении экспертизы, определении возможных рынков продажи. Инновация-товар должен иметь вид патентов, производственного опыта, опытных или промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники и новых технологических процессов.

Классификация инноваций. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.д.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменное конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

Технологически новый продукт – это продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении

Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе фирмы:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

· инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

· инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные).

Существует расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И. Пригожин. Он разделил инновации:

· по механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;

· по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;

· по преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;

· по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;

По характеру общественных целей различают инновации:

· экономические, ориентированные на прибыль;

· экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

· специальные (военные, здравоохранения, образования и др.).

Технические нововведения могут быть классифицированы не только по основным видам (новый продукт, новый процесс, новая услуга), но и по их наукоемкости или по сумме капитальных затрат и срокам их окупаемости.

П. Друкер выделяет семь источников возникновения инноваций:

1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли);

2) неконгруэнтность – несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;

3) нововведения, основанные на потребности процесса;

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5) демографические изменения;

6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Консультационная или аналитическая группа – коллектив исследователей, менеджеров и представителей функциональных подразделений, который обеспечивает прогнозирование инновационных процессов в организации, выбор перспективных идей, определение тематики исследований, а также координирует работы специалистов, участвующих в программах.

Менеджер инноватики – творческая личность и ученый организатор, способный получить заказ на перспективный проект производства конкурентоспособных товаров или услуг, подобрать коллектив исполнителей и реализовать проект со сдачей объектов «под ключ». Он отвечает за конечный результат, включая организацию производства и обучение персонала. Работает на базе современных компьютеризированных систем информационного, финансового и организационного обеспечения.

Менеджмент инновационным процессом – непрерывный управленческий процесс, когда инновационные идеи, преобразующиеся в производственные планы и программы, стимулируют проникновение во все новые сферы производства и товарные рынки. Менеджмент инновационным процессом является самостоятельным объектом менеджмента.

Научная (научно-исследовательская) деятельность – получение, распространение и применение новых знаний.

Научная организация – это организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности.

Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования.

Научно-техническая революция (нтр) – коренные качественные преобразования производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. НТР есть результат бурного развития науки и техники во второй половине XX века. НТР вызвала к жизни новые поколения машин, производительнее старых на целый порядок, гибкие автоматизированные системы, малоотходные или безотходные технологии, рациональные формы организации производства и труда. Электроника, лазерная техника, волоконная оптика, материалы с заранее заданными свойствами все глубже проникают во все формы деятельности. Новые технологии позволяют комплексно перерабатывать сырье, практически ликвидировать отходы производства, в том числе и вредные для окружающей среды, создавать экологически чистые производства, экономить сырье и материалы. НТР ведет к экономии живого труда, потребность в котором уменьшается, но повышаются требования к профессиональной подготовке и квалификации работников.

Научно-технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Научно-технический прогресс – процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой (некоммерческой) реализации.

Научно-технологическая деятельность – получение, распространение и применение новых знаний в области решения технологических, конструкторских, экономических, организационно-технических и социально – политических проблем, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы.

Новаторство – процесс интеллектуальной деятельности людей, имеющий творческий характер и приводящий к появлению нового научного знания, открытий, изобретений, рационализаторских предложений и других результатов новаторских решений.

Новация (novelty, innovation, novation) – 1) новшество в области производства, технологии, организации; 2) в гражданском праве: способ прекращения обязательств, согласно которому обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

Объект управления – инновационный процесс в производстве, представляющий сложную организационную систему, строго ориентированную на инновации с учетом изменений внешних и внутренних условий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.