Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда, влияющая на процесс освоения инноваций




Инновационная предпринимательская среда. Нововведения как объект инновационного управления. Среда, формирующая инновационную деятельность предприятия. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности. Оценка макроэкономической среды организации (экономической, правовой, политической, социальной, технологической, конкурентной и др.). Маркетинговая оценка инновационной деятельности. Основные виды ориентаций предприятий (инновации, сбыт, стратегический спрос). Маркетинговое исследование. Инновационная монополия.

 

Анализвнешней среды (environmental analysis) – процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

Внешнюю среду подразделяют на:

· микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

· макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Барьеры входа (barriers to entry) – элемент структуры рынка, характеризующий препятствия к появлению на рынке новых участников. Препятствия к вхождению на рынок имеют различную природу:

· преимущество более низких затрат у укоренившихся фирм, возникшее в результате того, что они владеют значительной долей рынка и реализуют в производстве и сбыте экономию от масштаба;

· сильная приверженность потребителей к продуктам укоренившихся фирм, сформировавшаяся в результате деятельности, направленной на дифференциацию продукта;

· контроль над источниками сырья, технологией и рынками со стороны укоренившихся фирм, осуществляемый либо прямым владением, либо через патенты, франшизу и исключительное дилерство;

· большие капитальные затраты, которые должны осуществить новые участники, чтобы начать производство и покрыть убытки начальной стадии входа на рынок.

Экономическое значение входных барьеров заключается в том, что они могут заблокировать вход на рынок и тем самым дают возможность укоренившимся фирмам получать сверхприбыль и воздействуют на функцию размещения ресурсов, выполняемую рынками.

Вышеперечисленные факторы могут поставить серьёзные проблемы перед небольшим, начинающим с нуля новым участником. Однако они могут не оказать почти никакого воздействия на крупную фирму-конгломерат, располагающую обширными финансовыми ресурсами, которая пытается войти на этот рынок путём слияния с укоренившимся производителем или поглощения его. Более того, основную теоретическую предпосылку доступа, что укоренившиеся фирмы всегда имеют преимущества перед потенциальными участниками, следует также поставить под сомнение. В обстановке динамического рынка новые участники могут ввести новую технологию, опередив существующие фирмы, или разработать новый продукт, что даст им конкурентные преимущества перед укоренившимися фирмами.

Барьеры выхода (barriers to exit) – элемент структуры рынка, характеризующий препятствия на пути фирмы, намеревающейся покинуть рынок, которые удерживают фирму на рынке, несмотря на падение объёма продаж и прибыльности. Bыходные барьеры определяются тем, владеет ли фирма используемыми ею активами или она арендует их; имеют ли эти активы специальное назначение или могут быть использованы в иных направлениях; можно ли реализовать активы на рынках подержанного имущества; какова степень недоиспользования емкости рынка и степень развитости производственной и сбытовой инфраструктур. Барьеры выхода определяют лёгкость, с которой фирмы могут покинуть приходящие в упадок рынки, и, таким образом, воздействуют как на прибыльность фирм, так и на функционирование рынков.

Внешняя неопределенность (uncertainty environmental) – это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.

Заграничные инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частного капитала за пределами своей страны в различные сферы экономики с целью увеличения прибыли. Заграничные инвестиции – одна из форм экспорта капитала в предпринимательском виде. Прямые заграничные инвестиции позволяют инвестору осуществлять полный контроль иностранного предприятия (фирмы). Портфельные заграничные инвестиции дают возможность и право получать иностранным инвесторам дивиденды.

Заявка на участие в торгах (bidding) – официальное заявление фирмы о намерении участвовать в торгах.

Инфраструктура (infrastructure) – совокупность отраслей народного хозяйства, создающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Первая включает отрасли, обслуживающие материальное производство: все виды транспорта, связь, линии электропередач, водоснабжение и др. К социальной инфраструктуре относятся: торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, системы здравоохранения и народного образования, предприятия бытового обслуживания и др. отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей.

Инфраструктура рынка (market infrastructure) – совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих деятельность рынка. Различается инфраструктура рынка товарного, финансового, рабочей силы. Инфраструктура товарного рынка включает торговлю, аукционы, ярмарки, товарные биржи и др. Инфраструктура финансовая охватывает всю банковскую систему, фондовую биржу, валютную биржу и др. Инфраструктура рабочей силы включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров и др.

Исследование деятельности фирмы – этап маркетинговых исследований, на котором выявляется способность фирмы подготовить и осуществить на рынке те мероприятия, которые были признаны целесообразными в ходе проведения исследования рынка.

Конкурентное отличие (competitive advantage) – высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и охранять клиентуру.

Конкурентное преимущество - активы и другие достоинства фирмы, дающие ей преимущество над конкурентами.

Конкуренция (competition) – элемент рыночного механизма, означающий экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за привлечение как можно большего числа покупателей, получение благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Снижение цен теоретически возможно или за счет снижения издержек производства, или за счет уменьшения прибыли. Крупные монополии могут позволить себе некоторое время отказаться от получения прибыли. Ценовая конкуренция возникает в условиях, когда цены и количество реализуемых товаров (и услуг) определяются в основном под влиянием действия закона спроса и предложения. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, с большей производительностью. В последнее время важное значение приобретают такие качества товаров, как экологичность, энергоемкость, безопасность, эргономические и эстетические свойства.

Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирмы. В нашей стране традиционно предприятия не конкурировали за рынок и прибыли. Переход к рыночным отношениям предполагает установление приоритета покупателя и устранение приоритета производителя. Развитию конкуренции будет содействовать создание малых предприятий, разгосударствление и приватизация предприятий и т. д.

Косвенные факторы окружающей среды (indirect environment) – факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, влияют на ее деятельность.

Маркетинг (marketing)– научная система организации и управления производственной, коммерческой и сбытовой деятельностью предприятия, ориентированная на потребителя. Маркетинг в буквальном смысле слова означает рыночную деятельность, работу с рынком, направленную на прогнозирование, формирование и удовлетворение спроса потребителей на товары и услуги. Это система поведения товаропроизводителя в условиях сложного комплекса функционирования рынка.

Маркетинг возник в 20 годы XX века в США и получил широкое развитие в 50-60-х годах в связи с обострением проблем сбыта. Главные цели маркетинга – получение наибольшей прибыли путем исследования и прогнозирования емкости рынка, товарной конъюнктуры, определение потенциальных потребителей и производителей; разработка, производство и сбыт товаров и услуг, пользующихся спросом, формирование спроса у потребителей на новые товары и услуги.

Реализация маркетинга проходит три этапа. На первом осуществляются рыночные исследования: определяется потенциальный спрос отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым предназначается новая продукция, на втором этапе конкретно устанавливается: кто, что, когда, где и каким образом должен делать. На основании плана определяются объемы и график спуска продукции, сроки для создания товарных запасов, программа рекламных и других мероприятий по стимулированию сбыта. На третьем этапе осуществляется реализация разработанного плана по координации работ по распределению, продаже, рекламе и активизации сбыта товаров.

Управление маркетингом осуществляют специальные службы внутри компаний. Службу маркетинга возглавляет директор (управляющий), в составе службы имеются специалисты по анализу рыночной конъюнктуры, ценовой политике, сбыту, научным исследованиям и т.п.

В условиях перехода к рыночной экономике использование предприятиями и фирмами маркетинга приобретает очень важное значение.

Неопределенность внешней среды (uncertainty environmental) – функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Нестабильная внешняя среда (turbulent environment) – внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собою сложность, подвижность и неопределенность среды.

Обучение (training) – одна из инновационных технологий, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения инновации, либо, например, создания малого предприятия. Выполняется фирмами, специализирующимися в этом виде инновационных технологий (инкубаторы, технологические парки и др.)

Окружение прямого воздействия (direct-action environment) – внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.