Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Инновационная политика предприятия




Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Государственная инновационная политика. Основные цели государственной инновационной политики. Документы, регулирующие инновационную государственную политику. Формы государственной инновационной политики.

Управление инновациями. Два уровня инноваций. Инновационная политика предприятия. Функциональные области управления инновациями. Организация инновационного менеджмента.

Этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности. Приоритетные направления научно-технического развития России.

 

 

Антиконкурентная практика (anti-competitive practice) – нарушение норм конкурентной борьбы путем захвата господствующего положения на рынке. Подобное нарушение норм превращается в целую систему, направленную на снижение и уничтожение конкуренции на рынке. На рынке образовательных услуг в России систематическое нарушение норм конкурентной борьбы допускается государственными образовательными учреждениями, которые по сути своей с советских времен были монополистами. Монопольная позиция определяется как ситуация, когда одно образовательное учреждение поставляет на рынок труда по крайней мере 25% выпускников по данной специальности. В настоящее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда вся система российского законодательства об образовании направлена на то, чтобы защитить монополию государственных учреждений, занимающих господствующее положение на рынке и всеми методами ограничивающих доступ на него других производителей образовательных услуг (барьеры входа). Действия, которые наносят ущерб положению соперников государственных образовательных учреждений, включают в себя: экстенсивный прием абитуриентов; ограничительную практику организации трудоустройства выпускников негосударственных образовательных учреждений; не лицензирование деятельности новых образовательных учреждений без участия советов ректоров вузов, в состав которых входят только представители государственных образовательных учреждений; всевозможные нарушения прав студентов негосударственных образовательных учреждений.

Антимонопольная политика – 1) политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий; 2) совокупность законодательных, экономических и административных актов, нацеленных на ограничение условий монополизации внутреннего рынка и на демонополизацию экономики. В зарубежных странах проведение антимонопольной политики имеет богатую практику. Впервые в мировой истории антитрестовское законодательство было принято в США, а позднее было использовано практически во всех развитых странах. Наиболее действенными из перечисленных мер (законодательные, административные и экономические акты) являются экономические меры, суть которых заключается в политике ограничения роста цен на продукцию монополий.

Уровень монополизации в нашей стране был самый высокий и все названные три вида мер антимонопольной политики вполне применимы и в нашей экономике.

Бутлегерство (bootlegging) – подпольное, контрабандное изобретательство, тайная работа над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников. С этой целью руководство компании «GM», например, разрешает 5 тыс. ученых до 15% своего рабочего времени использовать для работы над неутвержденными (незапланированными) проектами. Этот подход активно используют многие американские фирмы, в том числе «Дженерал электрик».

Государственная инновационная политика – создание благоприятного экономико-правового климата для осуществления инновационных процессов в коммерческих и некоммерческих организациях; является связующим звеном между сферой академической науки и потребностями конкретной экономики.

Государственное предпринимательство – деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. В РФ оно ещё играет ведущую роль в экономике в связи с преобладанием госсобственности и недостаточным развитием рыночных отношений. По мере разгосударствления и приватизации собственности, развития мелкого и среднего производства, инфраструктуры рынка, становления фермерских хозяйств удельный вес государственного предпринимательства уменьшается.

Государственное регулирование инновационной деятельности организаций – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения необходимых условий для эффективной инновационной деятельности коммерческих и некоммерческих организации.

Дотация – 1) денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; 2) государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели; 3) денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для поддержки региональных и местных бюджетов при недостаточности их собственных доходов.

Инновационная политика государства – 1) совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров; 2) цели инновационной стратегии государственных органов и механизмы ее осуществления.

Инновационная политика организации – основное направление стратегического планирования, осуществляемого на уровне высшего менеджмента организации. Разработка и внедрение инновации – основное направление стратегии организации. Главное в инновационной политике организации – формулирование основной цели разработки инновации, определение сроков и проведение оценки результатов в виде конкретных целей, сокращения сроков и внедрения инновации. Четкая инновационная политика организации задает направление для сбора информации и выработки предложений, что приводит к настойчивому поиску возможностей и создает мотивацию для групп разработчиков.

Малые предприятия (small-scale enterprise) – важнейший элемент рыночной структуры, необходимой обществу, эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности. Малый бизнес за рубежом получил широкое распространение. Малые предприятия эффективны в торговле, легкой промышленности, строительстве, электронной промышленности и т.п. В США в машиностроительной промышленности 27% предприятий имеют численность работающих менее 100 чел. Форма собственности малых предприятий может быть различна: государственная, частная, кооперативная, индивидуальная, семейная, арендная и т.д. В РФ к малым предприятиям относятся предприятия численностью до 200 чел. в промышленности и строительстве. В науке и научном обслуживании – до 100, в других отраслях производственной сферы – до 50, в отраслях непроизводственной сферы – до 15 чел.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.