Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Организационные структуры инновационного менеджмента




Классификация научно-технических организаций. Научная организация и научный работник. Секторы науки (деятельности). Классификация субъектов инновационного предпринимательства.

Органический подход к построению организационных структур инновационных организаций. Стадии построения модели. Принципы построения модели. Имитационный эксперимент. Венчурные фирмы.

Венчурное финансирование. Организационные формы венчурных фирм. Составляющие венчура. Инжиниринговые фирмы. Внедренческие фирмы. Профитцентры. Структура управления консорциумом. Финансово-промыш-ленные группы. Цели создания ФПГ. Классификация ФПГ. Холдинговые компании. Классификация (типология) холдинговых систем.

 

Адаптивная структура (adaptive structure) – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

Бизнес-инкубатор – своеобразный питомник по выращиванию новых мелких фирм. Задача бизнес-инкубаторов – помочь тем, кто решил начать собственное дело, но не может самостоятельно в оперативные сроки создать материальную базу, обеспечить другие стартовые условия.

Обычно бизнес-инкубатор объединяет 10-100 молодых фирм. Нередко для этого используются пустующие помещения производственных цехов, учебных заведений, складов, зданий выделенных муниципальными властями. Фирмы получают самую разную финансовую поддержку частных инвесторов, государственных и муниципальных организаций, университетов и крупных компаний.

Бизнес-инкубаторы предоставляют начинающим малым фирмам доступные по цене помещения, разнообразные услуги, помощь в управлении, компанией. Организационно это небольшая (от 5 до 30 человек) группа опытных специалистов и экспертов, которые определенное время на оговоренных условиях опекают новичков в мире бизнеса. В большинстве случаев бизнес-инкубаторы – это юридически и хозяйственно самостоятельные прибыльные организации.

Бизнес-инкубатор осуществляет функцию содействия во внутренней административной работе. Централизованно на льготных условиях предоставляются помещения под офисы и производственные площади, различные услуги по лизингу, пользованию компьютерами, средствами связи, ксерокопировальной техникой и другим оборудованием, ведению деловой переписки и отчетности. Возможность объединения малых фирм на совместное использование дорогостоящего, но редко используемого оборудования, сообща пользоваться конторскими услугами и консультациями по менеджменту позволяет уделять больше внимания! и расходовать больше средств на становление и развитие своей фирмы.

Обычно фирмы являются клиентами бизнес-инкубатора от 2 месяцев до 2 лет. Более половины находятся в его составе до года. Решение о выходе из состава бизнес-инкубатора чаще всего принимает сам клиент на основе полученного опыта.

Венчурная фирма (venture - рискованное предприятие) – мелкая или средняя инвестиционная фирма, занятая научными исследованиями, инженерными разработками и их кредитованием. Улавливая и финансируя новые идеи, Венчурная фирма помогает крупным компаниям разрабатывать новейшие направления научно-технического прогресса. Термин "венчур" и производные от него понятия используются в ряде подзаконных актов РФ.

Венчурные (инновационные) фонды – своеобразные интеллектуальные диверсификаты, тесно связанные с многочисленными внедренческими наукоемкими организациями. Венчурные фонды совместно с внедренческими организациями разрабатывают план работ, решают вопросы сбыта (продаж), осуществляют подбор менеджеров высшей квалификации, проводят патентный анализ и др. Они являются одним из ведущих структурных звеньев так называемых инкубаторов инновационного бизнеса.

Венчурный капитал – основная форма финансового обеспечения создания и использования продуктовых и технологических инноваций. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и, в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где позитивный результат не гарантирован и имеется значительный риск.

Виртуальное предприятие – предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций.

Внедренческая фирма – организация межотраслевого характера, созданная с целью реализации заключительной стадии научно-производственного цикла освоения новой продукции, внедрения современной технологии.

« Внешний » управляющий или управляющая компания (gestion) – ограниченная определенным периодом времени деятельность ответственного лица (присяжного бухгалтера – евр.), проводимая им в обосновании операций с административными фондами, или компания, созданная для управления другим предприятием. Это форма управляющей компании, когда кредиторы предприятия, попавшего в трудное положение, не соглашаются больше его финансировать, если оно не будет взято под опеку.

Внешний венчур организации – организационная форма создания с другими организациями на коммерческих основах совместных фондов венчурного финансирования.

Внутренний венчур организации – подразделение с достаточной хозяйственной самостоятельностью и всеми преимуществами инновационной организации. Имеет матричную структуру менеджмента, действует как временный целевой коллектив, работающий по определенной целевой программе.

Групповое мышление (groupthink) – тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Дивизиональная структура – это тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры перестают быть эффективными. Дивизиональная структура - это такое внутреннее строение организации, при котором в рамках функциональных подразделений (производство, сбыт и др.) создаются более мелкие образования, выделяемые уже не по функциям, а по видам продукции, типу клиентов или географическим регионам. При этом задачи, общие для всей организации, - управление персоналом, юридические вопросы, финансы и т. д. - возлагаются на штабную структуру.

Иерархическая структура (tall structure) – организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

Инкубатор (фирма) (incubator) – форма поддержки развития местных небольших новых компаний со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров, которые контролируют и направляют работу "инкубаторов". Клиентами "инкубаторов" являются инновационные фирмы, производители новой техники, консалтинговые фирмы. "Инкубаторы" часто участвуют в собственности фирм-клиентов.

Инновационная инфраструктура – организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Инновационная организация – сложная технико-экономическая и социальная система, отражающая индивидуальность и специфику организации. Эта система описывается при определении характера взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение – подразделение» («группа – группа»), «индивид – организация».

Инновационная предпринимательская среда – сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности.

Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационное предпринимательство – вид коммерческой деятельности, характеризующейся особым многообразием организационных связей, развитостью и гибкостью своей функциональной структуры, широкими адаптационными возможностями и использованием венчурного (рискового) капитала.

Консорциум (consortium) – временное соглашение между несколькими банками и (или) промышленными компаниями (фирмами) с целью совместного размещения займа либо осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта. Члены консорциума при заключении соглашения предусматривают долю каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли. Возглавляет консорциум один из его членов, функции которого оговариваются в соглашении. Участниками консорциума могут быть частные и государственные организации, и даже государства. Участники консорциума полностью сохраняют свою экономическую самостоятельность, обладая правом одновременно быть членами других консорциумов. В процессе реформы экономики консорциумы создаются и в РФ.

Концерн – экономически господствующая современная форма корпорации в промышленности, имеющая многоотраслевой характер. Концерн объединяет десятки и сотни учреждений, учебных центров, испытательные полигоны и другие звенья, которые обеспечивают деятельность многоотраслевого экономического комплекса.

Основой современного промышленного производства могут быть только многоотраслевые компании, действующие в тесной связи с мелкими и средними фирмами. Экономическая реформа в РФ сопровождается и организацией, наряду с другими объединениями, концернов.

Корпорация– 1) объединение, совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. 2) юридический субъект (юридическое лицо), получивший чартер властей штата или федерального правительства и обособленный от индивидов, чьей собственностью он является.

Линейно-функциональная структура – модель организационной структуры, в которой функции менеджмента закреплены за штабными подразделениями.

Матричная организационная структура – организационная форма, требующая органического подхода к ее проектированию, обеспечивающая необходимые условия для разработки и координации горизонтальных, неформальных и косвенных связей. Основой матричной структуры является соединение положительных сторон линейно-функциональной и программно-целевой структур. Для матричных структур характерно обязательное назначение конкретного менеджера инновационной программы.

Многонациональная корпорация – группа предприятий, расположенных на территории нескольких стран, но подчиняющихся единому руководству.

Появление многонациональной корпорации являетсяхарактерной чертой развития капитализма после второй мировой войны.

С юридической точки зрения многонациональная корпорация может рассматриваться как группа, объединяющая филиалы, расположенные в нескольких странах. Однако характер связей, благодаря которым какая-либо компания может осуществлять контроль за деятельностью предприятия, не владея общей с ним собственностью, очень разнообразен: контракты на обработку деталей или на подрядные работы, соглашения о сбыте или франшизе, уступка патентов - все это обычные методы, с помощью которых многонациональные корпорации распространяют свое влияние далеко за пределы собственных филиалов.

Характеристика многонациональной компании, обладающей большим экономическим и, следовательно, политическим весом, требует обращения к понятиям силы и власти. Вес компании определяется, прежде всего, ее размерами; малое или среднее предприятие, имеющее отделения на территории нескольких стран, еще не является многонациональной корпорацией; в то же время к таким компаниям можно отнести некоторые крупные промышленные предприятия с громадным оборотом (по сравнению с которым бюджеты и даже ВНП ряда государств выглядят незначительными, а то и вообще смехотворными), даже если их производственный потенциал сосредоточен главным образом в одной стране, откуда их продукция экспортируется в остальные страны мира. Овладение передовой технологией, безусловно, содействует укреплению могущества многонациональной корпорации, однако это могущество определяется тем, в какой степени компания, исходя из глобального видения мирового рынка, использует все имеющиеся в ее распоряжении средства (коммуникации, связь, компьютерную обработку данных и т.д.), чтобы определить и осуществить стратегию такого масштаба. Будучи действительно транснациональным центром решений и действий, она оказывает значительное влияние на мировую экономику.

Благодаря своим решениям в области капиталовложений и выбору мест размещения производства, многонациональные корпорации играют важную роль в распределении мирового производственного потенциала. Их влияние на международную торговлю пропорционально их участию в этой торговле; по некоторым оценкам торговля осуществляется между различными подразделениями одних и тех же многонациональных групп, составляет почти половину мирового импорта. Масштабы их международных финансовых операций, идет ли речь о финансировании капиталовложений или об управлении денежной наличностью, обеспечивают им привилегированное положение в качестве заемщиков или вкладчиков на рынке евровалют. Содействуя обороту капиталов, людей и техники, они в значительной степени способствовали экономическому росту и развитию. Однако их экономическая мощь является источником скрытых конфликтов с теми государствами, на территории которых осуществляется их деятельность. Поскольку власть государственных органов не распространяется за пределы национальной территории, эти органы не имеют возможности диктовать свою волю многонациональным корпорациям. Промышленно развитые страны, стремящиеся в первую очередь не допустить того, чтобы какая-либо многонациональная группа могла злоупотреблять своим доминирующим положением, а также страны третьего мира, добивающиеся доступа к технологическим знаниям, которыми обладают многонациональные предприятия, всеми силами стараются заключать межгосударственные соглашения, устанавливающие для многонациональных компаний определенные нормы поведения. Однако прогресс на этом пути идет медленно и с большим трудом; на сегодня главный результат этих попыток состоит в том, что многонациональные корпорации придерживаются правил поведения, которые они установили для себя сами.

Наукоемкие отрасли – отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних, передовых достижений науки и техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к дополнительным затратам средств и к необходимости привлечения к работам научного персонала.

Непроизводственная сфера – совокупность отраслей, результат деятельности которых выступает не в форме продукции, а в форме услуг. Непроизводственная сфера охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение и культуру, науку, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое о6служивание. Непроизводственная сфера в нашей стране, составляющая на 1989 год 20% в объеме валового национального продукта, значительно отстает от развитых стран (в США – 47%). Повышение удельного веса непроизводственной сферы в народном хозяйстве необходимое условие воспроизводства рабочей силы и обеспечения нормального процесса в производственной сфере.

Олигополия - разновидность рынка. Такой вид рынка, на котором несколько фирм продают стандартизированные товары, и доступ для других фирм затруднен. На таком рынке обычно действует сильная неценовая конкуренция.

Организационная реструктуризация – изменение организационной модели компании.

Организационная структура, ориентированная на покупателя (customer departmentation) – тип организационной структуры, где отделения формируются в соответствии с основными группами покупателей.

Организационная структура типа конгломерата (conglomerate organization) – один из видов адаптивной структуры, используемый очень крупными предпринимательскими организациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в отдельных частях используют структуры различных типов.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.