Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика тревожности




Коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление тревожности

Особенности преодоления тревожности у детей и школьников

Специфика проявления и причины возникновения тревожности у детей и школьников

Общая характеристика тревожности (основные теории, виды тревожности).

Тревожность

Основные вопросы:

Основная литература:

. – 1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 192 с.

2. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми// Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1991.

3. Кучерова Е.В. Игровой диалог взрослого с ребенком, его специфика у тревожных детей // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. – Пермь, 1993. – с.102 – 119.

4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. – М., 2001.

5. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001.

6. Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. – М., 1996.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М., 2000.

 

 

Тревожность это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.

Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны педагога и психолога.

Анализ современных психологических исследований тревожности приводит к заключению, что они исходят в основном из четырех основных источников: классических теорий эмоций, психоанализа, неофрейдизма и теории научения.

Тревожность в классических теориях эмоций понимается как:

- одна из форм страха (Джемс – Ланге);

- комплексное эмоциональное состояние, которое может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение (К. Изард).

Тревожность в классическом психоанализе определяется как неприятное эмоциональное переживание. Содержанием тревожности являются переживание неопределённости и чувство беспомощности. По мнению З. Фрейда, тревожность характеризуется тремя признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием этого переживания. Он выделил следующие виды тревожности: объективная (реальный страх) – на опасность во внешнем мире, невротическая – на опасность, не определяемую и не известную, и моральная – «тревожность совести». Невротическая тревожность близка к тому, что принято описывать в терминах тревожность как личностное образование, или высокий уровень тревожности. Моральная тревожность возникает вследствие восприятия эго опасности, идущей из супер-эго и представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности.

А. Фрейд выделяла тоже три основных вида тревожности: объективная тревожность, боязнь супер-эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. Тревожность, с точки зрения А. Фрейд, - основной фактор, порождающий защитный процесс и ведущий к неврозу.

Понимание тревожности в неофрейдизме наиболее ярко представлено в работах К. Хорни. Она вводит термин «базальная тревожность» для обозначения переживания глубокой ненадёжности и смутной озабоченности. Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который ребёнок воспринимает как потенциально враждебный себе.

В теориях научения тревожности, точнее тенденции к ее уменьшению, придается основное значение в социализации ребёнка. Она может способствовать выработке как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость (Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, Р. Уолтерс).

Дж. Тейлор впервые дает определение тревожности, которое и на современном этапе принимается многими психологами – исследователями. Под тревожностью автор понимает переживание нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующее этому поведенческое стремление избегания воображаемой угрозы.

В отечественной психологии, чаще всего, различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Ханин Ю.Л. отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых переживаний напряжённости, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. А тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.