Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы профилактики и коррекции социально и педагогически запущенных детей




Методы профилактики социально-педагогической запущенности.

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, ситуаций занимательности; ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности;

2. Методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: методы личностной и групповой перспективы, коллективные игры, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

3. Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях: уважение, педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.

4. Методы психолого-педагогического воздействия и стимулирования активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

 

Методы психолого-педагогической коррекции запущенности

1. По направленности выделяют следующие методы: коррекции эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сфер личности;

2. По цели и содержанию: методы коррекции дисгармонии индивидуально-психологического развития; нарушений развития свойств субъекта деятельности, общения, самосознания; коррекции отношения к детям, родительской и профессиональной компетентности.

Представим систему психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности в виде таблицы.

Система психолого – педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности дошкольников и младших школьников (Р.В. Овчарова)

 

Подструктуры личности Предметы коррекции Педагогические приемы Психологические приемы
Индивидуально типологические особенности личности   - дисгармония развития; - нестабильность и ригидность нервной системы; - неразвитость произвольности психических процессов. - Понимание, сочувствие; - снятие напряжения; - рационализация воспитательно-образовательного процесса - Развитие произвольности в двигательной сфере, познавательной и эмоциональной сфере, в общении и поведении; - когнитивная тренировка; - терапия искусством; - систематическая дисенсибилизация.  
Свойства субъекта общения - высокая тревожность; - слабая социальная рефлексия; - трудности общения; - неадекватное поведение; - низкий социальный статус. - Доверие к личности ребенка; - формирование реально осознаваемых мотивов поведения и реально действующих; - анализ конфликтных ситуаций; - пример и авторитет педагога в отношении к детям. - Игровая коррекция поведения в группе; - ролевое научение; - коммуникативные игры и упражнения» - расшатывание традиционных позиционных ролей» - статусное перемещение детей
Свойства субъекта деятельности - дисгармония мотивов учения; - школьная тревожность; - низкая учебно-познавательная активность; несформированность основных учебных умений; - слабая обучаемость   - руководство ролевым взаимодействием детей в игре; - ролевой диалог педагога с запущенным ребенком; - творческое самовыражение ребенка в игре; - обогащение предметной среды; позитивное стимулирование; - авансирование успеха; - парциальная оценка результатов; - наглядные опоры в обучении; - комментируемое управление; - создание учебных ситуаций с элементами новизны; - опора на жизненный опыт детей; - поэтапное формирование умственных действий; - опережающее консультирование по трудным темам; - щадящая учебная нагрузка.   - Снижение значимости учителя; - снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; - десинсибилизация к оцениванию; формирование адекватной самооценки школьных успехов; - релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.
Свойства субъекта самосознания - Нарушенный образ «Я»; - неадекватная самооценка; неудовлетворенность притязаний на признание; - комплекс неполноценности. - Безусловное принятие ребенка; - эмоциональное поглаживание; - ожидание завтрашней радости. - Психологический массаж; - идентификация; - зеркальное отражение; - развитие позитивного восприятия других; - самовнушение: «Я хочу, я могу, я буду».

Важную роль методы психологической коррекции играют в общении психолога с родителями социально и педагогически запущенных детей и их педагогами.

Так, в работе с родителями можно использовать следующие методы: родительские дискуссии на темы воспитания, групповой анализ семейных коммуникаций, анализ характеристик «идеального родителя и ребенка», методы семейного портрета, семейного совета, семейная хроника, семейная скульптура и т.п.

К методам коррекции личностно-профессиональных недостатков педагогов можно отнести следующие: педагогический анализ деятельности и отношений с детьми, педагогические этюды, педагогическая импровизация, педагогическое прогнозирование, анализ конфликтных ситуаций и пр.

В отношении воспитателей, родителей и учителей могут быть использованы методы релаксации, эмоциональной децентрации, идентификации с ребенком, расширения средств самовыражения, эмпатийного слушания, социальной рефлексии, моделирования поведения, позитивного восприятия детей. Названные методы помогут снять чувство вины, личностную тревожность педагогов и родителей, будут способствовать преодолению их эмоциональной холодности, авторитарности, принятию запущенного ребенка.

Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (Р.В. Овчарова)

Программа включает следующие блоки:

Блок 1. Снятие неуверенности в себе (2 занятия).

Задачи:

- повышение уверенности в себе;

- развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников;

- формирование навыков физической культуры;

- обучение приемам ауторелаксации;

- психомышечная тренировка;

- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

- формирование умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности;

- формирование умения выделять свои достоинства.

Блок 2. Притязание на социальное признание (3 занятия).

Задачи:

- привить ребенку новые формы поведения»

- научить ребенка самому принимать верные решения;

- дать почувствовать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

- коррекция аффективного поведения;

- приобретение навыков саморасслабления.

Блок 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя. (2 занятия).

Задачи:

- воспитание в ребенке уверенности в себе;

- коррекция поведения с помощью ролевых игр;

- создание условий для удовлетворения потребности в признании образа самого себя;

- формирование у детей моральных представлений;

- тренировка психомоторных функций.

Блок 4. Снятие конфликтности (2 занятия)

Задачи:

- коррекция поведения с помощью ролевых игр;

- формирование адекватных форм поведения;

- снятие напряжения у детей;

- нравственное воспитание;

- регулировка поведения в коллективе;

- обучение приемам ауторелаксации.

Блок 5 Коррекция депривации притязания на признание (2 занятия).

Задачи:

- снятие депривации притязания;

- уменьшение тревожности;

- преодоление негативных переживаний;

- воспитание уверенности в себе

На занятиях используются следующие методы и приемы: метод идентификации с именем в прошлом, настоящем и будущем, метод идентификации со своим тезкой, элементы психогимнастики, разыгрывание этюдов, тренинг желательного поведения, спортивные игры, мини –олимпиада, рисование, беседы и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.