Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь при акцентуациях характера у детей и подростков




Коррекция характерологических свойств личности

Вопросы:

1. Психологическая помощь при акцентуациях характера у детей и подростков

2. Коррекция социально-педагогического типа личности

Литература:

1. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. – Самара, 1997.

2. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.

3. Р.В. Овчарова. Практическая психология образования. – М., 2003.

 

 

Под акцентуацией характера в психологии понимают крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Акцентуации характера чаще всего проявляются в подростковом возрасте (А.Е. Личко), так как одной из особенностей этого возрастного периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Вместе с тем, основа акцентуации закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому кратко остановимся на описании акцентуированных типов у дошкольников и дадим общие направления коррекции этих типов.

Гипертимный тип. Дети этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции по отношению к взрослому. Они везде вносят много шума, неугомонны, любят компании сверстников, стремятся командовать ими. Способны схватить все на лету, но при этом неусидчивы, часто отвлекаются, недисциплинированны. Для них характерно бодрое настроение, высокий жизненный тонус, цветущий внешний вид, хороший аппетит и здоровый сон. Они не терпят контроля, опеки, покровительства старших, стремятся высвободиться из-под контроля, нарушая дисциплину, правила поведения, отстаивая свою самостоятельность.

Формы коррекции:

· со стороны взрослых необходимо исключить давление, излишнюю опеку, прямой контроль следует заменить косвенным, стараться не провоцировать сознательного непослушания, протестных реакций;

· в процессе организации деятельности важно разнообразить ее виды, чтобы ребенок постоянно был включенным в работу;

· организуя взаимодействие со сверстниками, нужно исключить взаимодействие с такими же детьми, объеденять следует с дошкольниками, которые, с одной стороны, будут уступать, с другой – будут положительно воздействовать на процессуальные и исполнительские стороны деятельности, таких детей следует включать в игры, где они попеременно будут играть роль лидера и подчиненного;

· у самого ребенка следует формировать навыки самоконтроля, способность к сочувствию, сопереживанию.

Лабильный тип. Характеризуется соматической отягощенностью: частые ангины, непрерывные простуды, хронические пневмонии, ревматизм и т.п. – все это имеет затяжной характер. Главная черта детей этого типа – крайняя изменчивость настроения. Поводы для смены настроения ничтожны: неудачно сказанное слово, хмурый взгляд взрослого, оторванная пуговица. Все это приводит к унынию, мрачному расположению духа. В то же время интересная новость, похвала способны поднять настроение. Настроению присущи не только частые перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят сон, аппетит, работоспособность. Одни и теже люди кажутся то милыми, то надоедливыми и скучными. Дошкольник данного типа способны на привязанность, но к тем, кто их действительно любит, заботится и участливо относится. Из сверстников предпочитает дружить с теми, кто способен отвлечь, утешить, посочувствовать, проявить внимание. Чувствительны к знакам внимания, похвале, порицания же и нотации ввергают их в уныние. Хороша интуиция на других людей. Они сразу чувствуют, кто к ним хорошо относиться, кто безразлично или недоброжелательно. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток скрыть его.

Форы коррекции:

· со стороны взрослых должно быть чуткое внимательное отношение, исключающее грубость, окрики и т.п., ориентация на поощрение, порицание и наказание, как правило, ничего не дают;

· детей данного типа следует включать в такие виды деятельности, где было бы пусть незначительное, но продвижение с нарастающим успехом;

· организуя взаимодействие со сверстниками, нужно подружить дошкольников лабильного типа с таким ребенком, который способен проявлять участие, сопереживание, оказать поддержку, но и быть терпимым к сменам настроения;

· у самого ребенка важно формировать уверенность, эмоциональную устойчивость.

Астено-невротический тип. С раннего возраста дети данного типа обнаруживают признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, энурез. Главной чертой является повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии. Утомляются чаще при умственных нагрузках, чем при физических. Любые соревновательные ситуации для таких дошкольников оказываются непереносимыми. Раздражительность возникает по любому поводу, выливаясь на окружающих, но легко, и сменяется раскаянием, слезами. Как уже мы сказали, они склонны к ипохондрии – внимательно прислушиваются к своим ощущениям, постоянно боятся заболеть, любят лечиться, охотно укладываются в постель и т. п. К товарищам тянуться, но быстро устают от общения и ищут одиночества.

Формы коррекции:

· со стороны взрослых рекомендуется ровное доброжелательное отношение, умение не реагировать раздражительностью на раздражительность, не фиксировать внимания на состоянии здоровья, не обострять мнительность;

· организуя деятельность таких детей, должна быть разумная дозировка физических и умственных нагрузок, полностью следует исключить соревновательные ситуации;

· необходимо включать детей астено-невротического типа во взаимодействие со сверстниками, но в такие группировки, где ребенка бы принимали, но не настаивали на продолжении игры, если он утомился;

· у самого астеника нужно формировать уверенность в отношении своего здоровья, снимать боязнь болезни близких.

Сензетивный тип. У детей данного типа с раннего возраста проявляется пугливость и боязливость: темноты, животных, одиночества и др. Для них характерна высокая чувствительность, застенчивость, обидчивость. Они сторонятся бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижные и озорные игры. Испытывают трудности в общении в новой обстановке с незнакомыми людьми, однако с теми, к кому привыкли, общительны. Сверстникам предпочитают малышей, из видов деятельности – тихие игры, лепку, рисование. К родным испытывают большую привязанность, даже при холодном обращении отличаются послушанием, опеку принимают охотно. Упреки, нотации вызывают слезы, отчаяние, но не протест. Рано формируется чувство долга, ответственности. Достаточно выражено чувство собственной неполноценности, при этом дети не переносят насмешек, подозрения, несправедливых обвинений.

Формы коррекции:

· со стороны взрослых важно обеспечить благожелательное отношение, отсутствие отрицательных оценок, недопустимы насмешки, подозрения;

· в процессе организации деятельности включать в ситуации, требующие ответственности, через это обеспечивается возможность самоутверждения;

· во взаимодействии со сверстниками надо помочь найти друга, поручать в игре главные роли, но в компании таких же по типу детей;

· у самого ребенка следует снимать страхи, формировать уверенность, преодолевать через создание ситуаций успеха чувство неполноценности.

Психоастенический тип. Это робкие, пугливые дети, для которых характерна моторная неловкость, склонность к рассуждениям, ранние интеллектуальные интересы. Возможны страхи – незнакомых людей. Новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью. Отличительной чертой является нерешительность, мнительность,

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.