Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные тесты 3 страница




б) проявление уважения к собеседнику;

в) ненавязывание собственных суждений и оценок;

г) соблюдение скромности, отсутствие поучения, назидательного тона;

д) учёт порога внимания и понимания слушающего;

е) учёт интереса партнёра к теме разговора;

ж) отсутствие категоричности высказывания.

5. Верными являются утверждения:

а) некоторые формы вежливого обращения устаревают или вообще выходят из обращения;б) со временем некоторые формулы речевого этикета утрачивают первоначальное значение, приобретают иной смысл;

в) по этикетной информации можно распознать возраст человека, его уровень образованности, профессию;

г) речевой этикет особо ценится в дипломатии;

д) этикетные обращения устойчивые, напоминают фразеологизмы;е) формулы речевого этикета употребляются автоматически, в ситуации отсутствия времени на их выбор;ж) речевой этикет особенно важен в ситуации общения ранее незнакомых людей, установления контакта, определения характера отношений между членами нового коллектива;з) соблюдение речевого этикета наиболее важно в устной речи, в рабочей ситуации; и) отсутствие приветствия со стороны знакомого человека может свидетельствовать о нежелании общаться, обиде, корысти персоны в прежних ситуациях, отсутствии элементарной речевой культуры.

6. Эвфемизм – это:

а) устойчивые формулы речевого этикета в письменной речи;

б) замена слова или выражения на менее грубое, неприличное с точки зрения автора.

7. Соблюдение правил речевого этикета:

а) свидетельствует о хороших манерах, внутренней культуре человека;

б) делает речь более доступной и уместной;

в) определяет результативность, успешность процесса общения;

г) способствует позитивной оценке личности говорящего или пишущего.

 

Х. ТЕХНИКА РЕЧИ И РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО

 

1. Техника речи – это:

а) умение общаться без речевых ошибок;

б) четкость артикуляционных переходов, умение держать основной тон и интенсивность звука, владение речевым дыханием;

в) умение владеть такими качествами голоса, как сила, звучность, высота, чёткая дикция, правильные интонации.

2. Интонация – это:

а) окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру;

б) тембровая характеристика речи;

в) средство передачи эмоций, создания художественного образа на сцене, в кино, в искусстве выразительного чтения.

3. Основные функции интонации:

а) выражение типа высказывания (вопрос, утверждение, побуждение);

б) выражение коммуникативного порядка высказывания (старое / новое) и установление между частями фразы смысловых отношений;

в) передача основного смысла высказывания;

г) выражение эмоций автора речи;

д) выражение оценки автора к высказанному;

е) воздействие на эмоции слушающего, убеждение;

ж) указывание на завершённость-незавершённость высказывания;

з) оформление группы слов или предложений в единое интонационное высказывание с общим фразовым акцентом;

и) создание акустического благозвучия отрезка речи;

к) выделение наиболее важных по смыслу компонентов высказывания.

4. На практике интонация создаётся:

а) изменением звуковых тонов;

б) распределением силы ударения между словами, мелодикой речи, паузами, темпом речи, ритмико-мелодическими средствами, громкостью речевого потока, эмоциональными оттенками голосового тембра;

в) изменением громкости звучания, акустическими переходами тембра речи.

5. В устном выступлении интонация должна:

а) соответствовать эмоциональному настрою аудитории;

б) быть натуральной, правдивой;

в) соответствовать содержанию выступления;

г) сочетать различные способы выделения фразы (словесно-логический и эмфатический).

6. Индивидуальными характеристиками голоса являются:

а) высота;

б) темп;

в) звуковой объём;

г) глубина;

д) тембр;

е) диапазон;

ж) интенсивность.

7. Индивидуальные характеристики голоса:

а) являются постоянными, врождёнными;

б) изменяются в зависимости от эмоционального состояния человека, условий коммуникации, вида речевого высказывания.

8. Основные типы голоса:

а) напряжённый;

б) расслабленный;

в) придыхательный;

г) скрипучий;

д) певучий.

9. Виды речевых пауз:

а) акустические;

б) физиологические (дыхательные);

в) ритмические;

г) смысловые;

д) психологические;

е) синтаксические.

10. Речевые паузы необходимы:

а) перед выступлением – для обдумывания речи автором и адаптации слушателей;

б) в середине выступления – для разделения изложения мыслей, организации внимания слушающих;

в) после выступления – для улучшения восприятия речи.


Краткий словарь терминов

Агон – испытание, этап риторического соревнования.

Адгерентные средства – дополнительные средства усиления выразительности (выдвижение, конвергенция, сцепление, «обманутое ожидание»).

Адлибитум (импровизация) – манера речи, когда оратор пользуется всеми её богатствами свободно, по желанию, на выбор, по своему усмотрению.

Академическое красноречие – речь, формирующая научное мировоззрение посредством научного изложения материала, глубокой аргументированности, логической культуры. Включает в себя мастерство научного доклада, сообщения, обзора, лекции (научно-популярной, школьной, вузовской), учебной беседы, реферата, выступления на семинарских занятиях.

Активизация аудитории – создание у присутствующих слушателей творческой атмосферы размышления, вовлечение их в соучастие. Приёмами активизация аудитории являются хеппинг, заманивание, провоцирование, соревновательное скандирование, разговор с залом, разговор-интервью, «длинные шнуры» (вопрос-ответ), игровые действия, ритуальные и церемониальные действия (минута молчания, прослушивание гимна, обычаи, обряды), «нанизывание» (коллективное пение, коллективные выходы, шествия, коллективные выступления, рапорты).

Активный словарный запас – лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного коммуникативного высказывания.

Акцио – завершающий этап риторического канона, исполнение публичной речи.

Антонимы слова, выражающие противоположные значения (смеяться – плакать, умный – глупый, широкий – узкий, альфа – омега).

Апломб – излишняя самоуверенность оратора во время выступления.

Апория – попытка подвергнуть сомнению, дискридитировать противостоящую точку зрения, независимо от степени её верности.

Апострофа – риторический приём обращения к слушателю или читателю как отсутствующему, к вымышленному или к неодушевлённому предмету как живому.

Апофазис – последовательный перебор и опровержение всех возможных альтернатив, кроме одной.

Аргумент – бесспорный, неопровержимый, проверяемый факт в споре, рассуждении, доказательстве.

Аргументация – 1) подбор оратором суждений, подтверждающих или опровергающих тезис; 2) искусство ведения дискуссии.

Артикуляция – движение активных органов речи при образовании специфического акустического эффекта, звуков. Артикуляция каждого звука зависит от предшествующего звука, от слога, в котором звук находится, иногда и от последующего звука. К дефектам артикуляции относятся, картавость, шепелявость и др.

Аудитория – адресат речи оратора, слушатели лекции, доклада, радио- и телепередач и т.д.

Аудиторный шок (сценический страх) – состояние эмоционального напряжения, затрудняющее выражении мыслей посредством речи. Во время аудиторного шока в речи возрастает количество и длительность пауз, бессмысленных повторов, снижается словарное разнообразие, грамматическая правильность, отчётливость артикуляции и т.д.

Афронт – неожиданная неприятность, оскорбление, резкий отпор в беседе или споре.

Барьер возможностей речевого развития – окончание физиологического созревания речевых областей мозга (примерно к трёхлетнему возрасту), вызванное отсутствием тренировки соответствующих функций центральной нервной системы. Барьер возможностей речевого развития присущ, например, детям-маугли, которые росли в окружении животных и после семилетнего возраста практически утратили способность овладеть речью.

Богословско-церковное красноречие – вид ораторского искусства, которому характерны продуманность, эмоциональность, пафосность, искренность, морально-этическая назидательность, насыщенность речевыми тропами и фигурами, цитация, интонационно-ритмическая организованность текста. Видами богословско-церковного красноречия являются проповедь, соборная речь, семинарская и академическая лекция, телебеседа, исповедь, молитва и др.

Буква – графическое изображение звука (фонем) на письме.

Вербальные средства общения словесная коммуникация в виде устной и письменной речи.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мышления. Являясь идеальным воспроизведением человеком («в уме», «про себя») образа действия, внутренняя речь недоступна восприятию других людей, она не произносится, обращена к самому себе и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Чаще всего она отличается от внешней лаконичностью, отрывистостью, сокращённостью, почти никогда не существует в форме полных, развёрнутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок. К помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются сложностью перехода от сокращённой внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.

«Возвратный удар» –полемический приём обращения доводов оппонента против него самого.

Выразительность речи – яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности. Выразительность речи непосредственно связана с уровнем эмоциональности и воображения человека, его умением оформлять связное высказывание. Источником развития выразительности речи являются литературные и особенно фольклорные произведения (пословицы, скороговорки, загадки, песни, сказки и т.д.), язык которых необычайно экспрессивен, эмоционален. Невербальные средства выразительности – жесты, позы, мимика. Стилистические средства выразительности – порядок слов, выбор разнообразных типов предложений. Звуковая выразительность зависит от выбора правильного темпа, чёткой дикции, силы голоса, выразительной интонации.

Гомилетика – наука о христианской церковной проповеди священника.

Грамматическое значение слова – дополнительное к лексическому значение целого класса слов (например, грамматическое значение предметности объединяет имена существительные), значение выражающее различные отношения: слова к другим словам в словосочетании или предложении, говорящего к сообщающему и т.д. Обычно слово имеет несколько грамматических значений, выражающихся грамматической формой слова (число, род, склонение и др.), которая обычно образуется приставкой, окончанием, ударением, сочетанием основ.

Дебаты – спор по актуальным вопросам государственного и социального характера. Дебаты предполагают многочисленные выступления, сопоставление разнообразных мнений для выработки правильного решения проблемы.

Декламация – искусство красноречия, выразительного чтения литературных произведений, иногда малосодержательная, напыщенная речь оратора.

Деловая речь – речь сферы производства, бизнеса, торговли, административных и хозяйственных учреждений. Деловой речи характерны лаконизм, спланированность, высокая точность, однозначность формулировок, отсутствие средств языковой выразительности, экспрессии, юридическая обоснованность. Деловая речь реализуется в устной (переговоры в производственной, коммерческой, административной сферах) и письменной (контракты, договоры, акты, доверенности, заявления, протоколы, доклады, отчёты и пр.) формах.

Демагогия – ложные обещания, лесть, обычно в политической речи.

Дефекты звукопроизношения – устойчивые или неустойчивые нарушения в произношении звуков, такие как их отсутствие, искажение, замена, смешение.

Диалог – форма речи в виде реплик двух собеседников. Диалогическая речь характеризуется предварительной неподготовленностью, краткостью, фрагментарностью высказываний с преобладанием простых и неполных предложений, использованием разговорной лексики и невербальных средств общения (мимики, жестов, поз), большой ролью средств интонационной выразительности. Развитие диалогической речи, преобладающей в дошкольном возрасте, основывается на умении слушать, поддерживать и понимать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать, умении вести себя во время беседы, быть сдержанным. К диалогической речи ребёнок обращается в беседе, в игре, на прогулке. По существу речь всегда диалогична, даже если её адресатом является лицо предполагаемое, некий виртуальный, воображаемый собеседник или читатель, или своё второе «я». Иногда в отношении обмена диалогическими высказываниями между несколькими лицами употребляется термин «полилог». Овладение дошкольниками диалогическим общением предшествует усвоению основ монологической речи, как более сложно организованной. Наиболее продуктивными методами развития диалогической речи дошкольников является беседа, драматизация, прослушивание образцов диалогической речи в аудиозаписи.

Дикция – манера произнесения звуков, слогов, слов, которая обеспечивается взаимодействием органов речевого аппарата. Внятная и чёткая дикция влияет на точность понимания высказывания собеседником, слушателем. Существуют мнения учёных о том, что дикция напрямую связана с условиями и образом жизни, вскармливанием в младенчестве, воспитанием и интеллектуальным развитием человека. Причинами плохой дикции может быть неправильная (вялая, нечёткая) артикуляция, небрежное отношение к голосу, влияние диалектов, смешение артикуляционных особенностей двух языков, что проявляется в акценте, а также дефекты, травмы, повреждения органов речевого аппарата. Совершенствование дикции предполагает отработку артикуляции при помощи скороговорок, чистоговорок, специальных упражнений для разминки речевого аппарата и правильной постановки каждого звука, упражнения на замедление и ускорение речи, придание ей разнообразных интонаций. Хорошая дикция складывается и через образцы для подражания (речь воспитателя, аудиозаписи, видеозаписи).

Дискурс – диалог, беседа, разговор.

Дискуссия – публичный спор с целью убеждения оппонента, выяснения и сопоставления разных точек зрения, поиска истины, нахождения правильного решения спорного вопроса.

Диспозиция – второй этап работы над речью, в котором оратор упорядочивает собранный материал в виде плана-конспекта с ясно очерченной последовательностью утверждений и аргументов.

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему, рассуждение, в котором сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения.

Инвектива – речь с открытыми оскорблениями в адрес собеседника.

Инвенция (изобретение) – первый этап работы над речью, в котором оратор определяет содержание выступления, отбирает накопленный материал, находит способы доказательства тезисов.

Интервью – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для массового распространения в СМИ (радио, ТВ). Задача интервью – знакомство с личностью интервьюируемого или анализ актуальной общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица.

Интонация (лат. intonatio – «громко произносить») – тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу. С помощью интонации передаётся смысл высказывания, его характер (вопрос, утверждение, побуждение), выражается коммуникативный порядок речи (старое / новое), отражается оценка автора к высказанному, расчленяется текст на предложения и синтагмы, указывается на завершённость / незавершённость высказывания. Вместе с ударением и громкостью образует просодическую систему языка.

Интуитивная теория развития речи – ошибочное положение о том, что развитие речи дошкольника происходит исключительно на основе подражания, интуитивно (неосознанно) и даже врождённого инстинкта (Н.С. Рождественский и др.)

Информационная речь – вид ораторской речи, которой характерны содержательность и лаконичность, актуальность и новизна сообщения, отсутствие спорных моментов, наличие элементов активизации и удовлетворения интересов слушателей, сопоставление старой и новой информации, опора на конкретные факты и их анализ, акцентация внимания аудитории на нерешённых проблемах.

Иррациональные аргументы («психологические аргументы», «аргументы к человеку», «доводы к аудитории») – обращение к чувствам, желаниям, интересам слушателей, напоминание о благородстве, рассудительности, здравомыслии аудитории, указание на материальные, социальные интересы, благополучие, свободу, привычки публики.

Казуистика – изворотливость, хитрость в спорах, доказательствах.

Когнитивная теория Ж. Пиаже – психо-физическая концепция развития речи, утверждающая наличие у человека врождённой способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Подтверждением данной теории является среди прочего и детское словотворчество. Когнитивная теория Ж. Пиаже развитие речи ребёнка связывает с активным развитием его мышления.

Коммуникативная теория развития речи – речь возникает и формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде, как естественная потребность в общении, вызывается нуждами жизнедеятельности ребёнка. В основе развития речи лежит формирование языковых обобщений и творческой речевой способности, что позволяет ребёнку не просто повторять, подражать, но и создавать новые высказывания в коммуникации.

Коммуникативная целесообразность речи – высшая ступень овладения литературным языком, которая предполагает оптимальное использование языка в конкретных условиях речевого общения, выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определённого смысла. Т.А. Ладыженская коммуникативную целесообразность называла «хорошей» речью. Так, в определённой ситуации уместнее употребить разговорную фразу «Извините, от вашего рассказа я чуть не лопнул со смеху» вместо литературного выражения «От ваших глупых слов я чуть не лопнул от смеха»; уместнее сказать «Дайте, пожалуйста, чашку чая», чем более литературно «Дайте чашку чаю». Формирование коммуникативной целесообразности речи (уместности, лексического богатства, точности, выразительности, соблюдения правил речевого этикета и т.д.) является общей задачей речевого развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативные качества речи – принципы построения речи, которые служат для наилучшего, наиболее точного восприятия слушателем или читателем автора речи. Это правильность, точность, уместность, логичность, выразительность, ясность, доступность, чистота речи. Система коммуникативных качеств речи составляет понятие «культура речи».

Конгруэнтность – натуральность, естественность вербальных и невербальных речевых средств оратора.

Консенсус – общее мнение аудитории по спорному вопросу.

Контроверза – научное разногласие, спор.

Коррекция речевых нарушений – коррекционные, профилактические и развивающие действия, включающие в себя исправление, преодоление речевых недостатков детей и взрослых, создание условий для их включения в полноценную жизнь, выявление причин речевых дефектов (заикание, брадилалия, тахилалия, дисфония, афозия, алалия, ринолалия, дислалия, дислексия и др.).

Красноречие (элоквенция) – мастерство устной речи, способность говорить красиво, правильно, убедительно, интересно, выразительно, соблюдая нормы речевого этикета. Достигается в результате длительного самосовершенствования и специального обучения.

Лексические ошибки – лексико-семантические (нарушение лексических норм) и лексико-стилистические (нарушение стилистических норм) ошибки речи. Лексико-семантические ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, неправильное сочетание слов («пожилая лошадь»), употребление нелитературных слов (жаргонов диалектов, просторечий и др.). Лексико-стилистические ошибки: употребление слов и выражений в несвойственном им стиле, словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости, неоправданное повторение одних и тех же слов, тавтология (передача одного и того же по-разному), которая приводит к неоправданному удлиннению речи.

Лексическое значение слова – основное, индивидуальное значение (смысл, семантика) слова, мысленная соотнесённость звукового содержания с обозначаемым им предметом или явлением действительности. Союзы, предлоги, частицы, междометия не имеют лексического значения и вне предложения в них не содержится никакого смысла.

Меморио – этап запоминания текста публичной речи, четвёртый этап античного риторического канона.

Монолог – речь одного человека, не требующая собеседника, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица, речь логически законченная, т.е. с полными, развёрнутыми суждениями, завершёнными фразами. Элементы монологической речи могут встречаются уже в двухлетнем возрасте. Овладение монологом предполагает продолжительное формирование умений воспринимать (слушать и понимать) связные высказывания, пересказывать их и строить собственную речь. В отличие от диалога, монолог требует более высокого уровня развития мышления. Примером связной монологической речи является чтение стихотворений вслух, рассказывание, сочинение (творческое рассказывание). Эффективно обращаться к «моделированным» рассказам и особенно к чтению художественных произведений воспитателем, к аудиозаписям как образцу связной речи. Развитие связной монологической речи основывается на предшествующем освоении звуковой культуры, словаря, грамматического строя языка, предполагает сформированность умения строить высказывания различных типов (описание, повествование, рассуждение).

Нарушение звукопроизношения – неправильное произношение, выражающееся в искажении, замене или пропуске звуков. Причинами артикуляционных нарушений могут стать необратимые дефекты речевого аппарата, недостаточно развитая подвижность и переключаемость органов артикуляции, недоразвитие фонематического слуха, усвоение неправильной речи окружающих, снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи.

Невербальные средства общения бессловестная (экстралингвистическая) коммуникация в устном (жесты, мимика, позы, взгляд, дистанция) и письменном (знаки препинания, цвет и размер шрифта и т.д.) выражениях. В определённых ситуациях невербальные средства общения могут передавать больше информации, чем их языковое сопровождение.

Нейро-лингвистическое программирование – активное влияние на человеческое подсознание путём создания определённого речевого процесса, активизирующего безусловные рефлексы индивидуума. Путём считывания мимики, жестов, интонации, темпа речи, ритма моргания и т.д. улавливается настроение слушателя и создаётся ситуация убеждения, целенаправленного воздействия.

Образная речь – речь яркая, эмоциональная, выразительная, наглядная, картинная (например, «идёт белый, пушистый снег», «когда я ем, я глух и нем»). Лучшие примеры средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.) содержатся в произведениях фольклора и художественной литературы. К школе у большинства детей образная речь находится на низком уровне, в том числе и в связи с тем, что сенситивный период её формирования наступает только в старшем дошкольном возрасте.

Оратор – личность, владеющая мастерством речи, выделяющаяся специфическими манерами, привычками, поведением (сдержанность – развязность, открытость – замкнутость, доброжелательность – безразличие, объективность – предвзятость и т.д.).

Органы речи – органы человека, участвующие в звукообразовании. Органы речи образуют произносительный аппарат, управление которым осуществляется командами из коры головного мозга. Органы речи выполняют в основном дыхательную, или пищепроводящую функции. Их можно условно разделить на три участка: 1) дыхательный отдел (лёгкие, бронхи, дыхательное горло), который является основным звукообразующим органом. В русском языке, в отличие, например, от японского, произношение образуется на выдохе потока воздуха; 2) средний отдел, голосовой аппарат (гортань и голосовые связки). Основу гортани образуют подвижные мембранки и хрящи: щитовидный, перстневидный, кадык (у мужчин). Изменение позиций хрящей натягивает голосовые связки (приводит к повышению и понижению голоса), увеличивает и уменьшает голосовую щель (изменяется громкость голоса). С возрастом в хрящах накапливается кальций, они окостеневают, что приводит к повышению у женщин и понижению у мужчин голоса; 3) надгортанные полости (губы, полости глотки, рта и носа). Они отвечают за окончательное формирование звуков. Необходимо следить за слизистой глотки, зависящей от деятельности желудка и половых желёз. Сухость слизистой глотки ведёт к огрублению, хрипоте. Все звукообразующие органы речи разделяют на 1) пассивные (зубы, твёрдое нёбо, задняя стенка зева, верхняя челюсть) и 2) активные (голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть). Работу органов речи, выполняющих активную роль в звукообразовании, целенаправленно совершенствуют с помощью специальных упражнений, речевой гимнастики, пения.

Орфоэпия 1) нормы образцового, правильного, обязательного для всех произношения звуков и их сочетаний в литературном языке; 2) наука о правилах произношения. К орфоэпическим нормам относятся ударение, интонация и произношение фонем в различных позициях. Традиционно к орфоэпии относятся все произносительные нормы литературного языка (оглушение звонких на конце слов, изменение звучания неударных гласных, оглушение звонких последующим глухим, озвончение глухих после звонких и др.). Согласно другой точки зрения (М.В. Панов) к орфоэпии относятся только вариантные произносительные нормы.

Парадигма – совокупность лингвитсических элементов, имеющих схожие свойства. В грамматике – слово, которое служит образцом склонения или спряжения, в риторике – пример речевого высказывания, взятый с целью сравнения.

Пассивный словарный запас – лексические единицы, которые адекватно воспринимаются, используются носителем языка преимущественно в рецепции (восприятии) чужого высказывания.

Пафос – один из трёх базовых составляющих элементов античной риторики: этос – этическое начало, логос – словесное, мыслительное начало, пафос – эмоциональное начало.

Переносное значение слова – термин, принятый для таких значений слов, которые сложились в результате перехода слова от обозначения одного предмета к обозначению другого. Переносное значение в этом смысле противопоставляется исходному, прямому значению. Перенос значения слова с предмета на предмет основан на уподоблении этого предмета по какому-либо признаку другому предмету. Предпосылкой переносного значения служит образное употребление слова в речи, сравнение.

Пикировка – обмен колкостями во время спора, обсуждения.

Полемика – публичный спор откровенных оппонентов с выраженно противоположными взглядами (чаще всего на политическую или научную тему).

Политическое красноречие (агитационное красноречие) – вид ораторского искусства, которому характерна полемичность, агитационность, эмоциональность, отражение острых социальных, государственных и политических проблем, яркая выраженность авторской позиции, доходчивость, лаконичность и афористичность. В политическом красноречии выделяются такие жанры, как пропаганда, агитация, политические дискуссии, телевизионное обращение, телевизионные дебаты, лозунги и призывы, речи на совещаниях и партийных съездах, парламентские и митинговые речи и др.

Правило Гомера –последовательное изложение сильных, средних и в завершение самых сильных аргументов.

Правило Паскаля – предоставление оппоненту возможности выхода из проблемной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.