Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая философия Маркса




О настоящем состоянии общества.

Если же рассматривать Маркса только как мыслителя, характеризующего современное ему состояние общества (не принимать в расчет то, что он говорит о будущем, в котором будут сняты все общественные противоречия), то картина получится достаточно мрачная.

«Человечный человек», о котором грезит Маркс, действительно будет (был бы) социальным существом, живущим с другими и для других. Но если брать суровую реальность, ту самую реальность, в которой господствует отчуждение, то марксово определение человека как общественного существа, прочитывается совсем иначе: человек есть «винтик» социального механизма, человек детерминирован обществом (оно создало его таким, чтобы он соответствовал своей функции, своему месту в общей конструкции).

Из всех типов общественных отношений Маркс выделяет в качестве основных, определяющих облик общества, - производственные отношения. Из всех подструктур общества «базисной», согласно Марксу, является экономическая (все же остальные относятся с «надстройке»). Эта схема предполагает, что процессы, идущие в базисных структурах, определяют процессы, идущие в «надстройке».

Маркс говорит об «идеологии». Конечно же, он предполагает, что когда-нибудь, в светлом будущем, человеческое мышление будет свободным и адекватным, но если говорить о текущем моменте, об эмпирической реальности: то, что мы думаем, то, что считаем правильным, хорошим или прекрасным («ценности», как бы сказал Ницше), - зависит от того, какое место мы занимаем в социальном механизме. Истина, согласно Марксу, классова (наука, искусство, классовы). То, что хорошо для одного класса, - плохо для другого.

Итак, если не брать в расчет общество будущего, а рассматривать только то общество, которое есть сейчас, получается, что человек подстроен под общество, а общество - под производство.

Производство оказывается у Маркса чем-то вроде бессознательного общества, тем скрытым, неявным механизмом, который способен подстраивать под себя потребности, интереса, мысли индивида, управлять им, как если бы он был марионеткой.

С одной стороны, Марксу всегда воздавали должное за то, что он обратил внимание на важность экономического фактора (насколько сильно экономические отношения влияют на сознание людей, определяют общество). С другой стороны, Маркса критиковали за то, что он абсолютизировал значение этого фактора.

Очевидно, что фактически на историческое развитие общества влияют не только производственные отношения, но и религия, культурные установки, особенности менталитета.

Нужно отметить, что в марксову формационную концепцию не укладывался, по существу, весь Восток, и он был вынужден ввести в свою схему некий «азиатский способ производства» (о котором он в дальнейшем не слишком много распространяется).

Впрочем, нужно сказать, что Маркс и многие из его последователей признавали обратное влияние «надстройки» на «базис».

 

Маркс внес существенный вклад в экономическую теорию своего времени. В частности, в качестве его основного достижения можно рассматривать то, что он пишет о сущности капитала.

Маркс различает простой товарооборот (когда целью обмена является приобретение нужного человеку товара) (схема: товар – деньги - товар), и иной вид товарооборота, тот самый, который получает распространение в капиталистическом обществе (схема: деньги – товар – деньги). Целью его является получение денег (большей суммы, чем была вложена вначале).

Избыток денег, который получается в результате такого товарооборота, Маркс называет «прибавочной стоимостью». Впрочем, при некоем нормальном (или идеальном) товарообороте (когда равное обменивается на равное) прибавочной стоимости, по мысли Маркса, получаться не должно.

Эта, полученная в результате обмена прибавочная стоимость, вновь пускается в оборот и приносит новые деньги. Постольку, поскольку некие деньги (или товар) участвуют в товарообороте, - они являются капиталом.

Таким образом, капиталист – это тот, кто делает из денег – (еще большие) деньги. Но он не производит нового продукта. Откуда же тогда берется прибавочная стоимость? – спрашивает Маркс.

Новую стоимость может создавать человеческий труд. Труд при капитализме, - пишет Маркс, становится товаром. Для того чтобы труд стал товаром, нужно, чтобы человек, продающий его, был свободен, а так же, чтобы он не имел средств производства (если у человека есть земля, он может выращивать на ней картошку, если у него есть пекарня, он может печь булочки, если у него ничего нет, он пойдет устраиваться на работу).

Капиталист покупает рабочую силу нанимаемого им рабочего, и она-то и производит прибавочную стоимость. То, что выплачивается рабочему, не эквивалентно, по мысли Маркса, тому, что у него покупается.

Ему выплачивается стоимость его рабочей силы (то, на что он может поесть, прокормить семью, снять жилье, удовлетворить какие-то свои духовные потребности (купить газету), в стоимость рабочей силы входит, так же стоимость обучения). Но все равно это – меньше той суммы, которую получает с его помощью капиталист (в результате пролетарской революции, по мысли Маркса, эта неравнозначность обмена будет устранена).

По мере интенсификации производства (допустим, поставили на фабрике новые машины) капиталист не будет выплачивать рабочему существенно больше, повышение заработной платы не будет соответствовать увеличению стоимости производимого рабочим продукта. Различие между богатством и бедностью будет нарастать, общественные противоречия накаляться, и это приведет в взрыву.

Не привело. Предпринимателям было выгодней повышать заработную плату, чтобы избежать социальных конфликтов. Концентрация капитала, разумеется, происходила, но это не привело к революциям.

Но дело даже не в этом. Для Маркса в качестве чего-то субстанциально важного выступает труд рабочего, производящего материальные блага. То, что произвел рабочий (сапоги, полотно, машины) – это то, что имеет подлинную цену и эту цену можно указать. Маркс полагает, что можно указать, сколько на самом деле стоит тот или иной произведенный продукт, и эта его истинная цена определяется количеством труда рабочего [1]. И это приводит к парадоксам.

1) Если человек производит нематериальные блага, то непонятно, как его оценивать. Получается, что его работа имеет принципиально иной статус[2] (он, как будто бы и не работает).

2) Согласно Марксу, оказываются «бесценными» (не имеющими цены) природные богатства (нефть, вода, золото), а так же то, что дано человеку от природы (талант, красота; и в то же время, как мы знаем, это можно прекрасно продать, например, сниматься в кино или играть на скрипке).

3) Оказывается, что не имеет цены какая-либо деятельность, связанная с организацией производства или распределением произведенного продукта.

Это убеждение в существовании (в возможности определить) истинную цену товара, по сути дела метафизично. Современный экономист скажет нам, что цена определяется на рынке, она зависит от того, насколько велик спрос на тот или иной товар (а спрос определяется потребностью в нем). Он скажет нам, что Маркс, сосредоточив внимание на сфере производства, совершенно не уделяет внимания сфере распределения.

Ясно так же, что чем дальше от времен Маркса к современности, там менее успешно реальная экономика будет вписываться в модель Маркса. Современное постиндустриальное общество занято в основном производством нематериальных благ (различных услуг, высоких технологий, развлечений).

[1] По сути дела тем, сколько времени он на нее потратил. В советской экономике, которая, действительно в общих чертах была основана на Марксе, преобладала повременная система оплаты. В основу брался некий элементарный труд рабочего (без принятия в расчет его квалификации).

[2] Так в СССР всех работающих делили на «рабочих» и «служащих».

_________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.