Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символический мистицизм. Теория нуминозного опыта




 

Согласно этой теории, миф есть результат встречи человека с Богом (можем вслед за швейцарским теологом XX века Карлом Бартом повторить: «этого Бога с этим человеком»; т. е. встреча двух личностей). Встреча эта происходит по воле Бога, где и как Он хочет. Как формулирует С. Н. Булгаков, трансцендентное хочет встречи с человеком. Первична именно зпифания: явление Бога. Миф выходит «из безвременных глубин, над которыми остров людей» (К. Кереньи). Человек–передатчик мифа – лишь медиум, через которого льется высшая истина.

«Мифу присуща своя особая достоверность, которая опирается не на доказательства, но на силу и убедительность непосредственного переживания»,– указывает Булгаков. По Рудольфу Отто, нуминозный опыт есть опыт духовный, указывающий на присутствие Божества, внушающий трепет, вызывающий ужас; ужасающее и завораживающее таинство, непознаваемое, извечное, влекущее и подчиняющее себе; предстоящи Всецело Иному. Нуминоаное не принадлежит нашему миру. Причем «сознание, что в человека входит нечеловеческая сила и в нем совершаются превышающие его собственную меру события, одно только и создает жизненную убедительность мифа» (С. Булгаков).

Уже затем этот опыт оформляется в миф. Мирча Элиаде отмечал, что миф – это «священная история» прорывов трансцендентного или сверхъестественного в наш мир. Миф – запечатленье мистического, нуминозного духовного опыта, звука и света божественной истины, мистический прорыв за поверхность вещей, в их суть, отклик на зов. Миф – толкование, экзегеза символа. Причем с точки зрения мифа «божественное является наиболее самоочевидным» (К. Кереньи).

«Космическое меню, которое предлагает нам трансцендентное» (Дж. Ф. Бирлайн), богато возможностями и перекличками. Разнообразие нуминозного опыта сочетается в этом «меню» с многозначительными соответствиями, выявляемыми сравнительной мифологией. Символика нуминозного позволяет в конкретном, единичном увидеть универсальное, общезначимое. Позволяет открыть в факте парадигму. В «Британской энциклопедии» есть точное определение на сей счет: «Исход из Египта – это мифологическая проекция конкретного события, произошедшего в какое-то конкретное время, на нечто, происходящее постоянно: таким образом, он становится образцом для ситуаций и жизненного опыта всех людей – их освобождения от уз обскурантизма, их индивидуального откровения на индивидуальном Синае, их скитаний по собственной бесплодной пустыне и даже их смерти в этой пустыне ради того, чтобы дети их детей в конце концов смогли достичь «обетованной земли». Точно так же историческое разрушение иерусалимского храма превратилось благодаря мифу в образец продолжающегося взаимного отчуждения Бога и человека, их отторжения друг от друга».

По Владимиру Ильину, выразить сущность мирового процесса можно только в порядке символической интуиции, даваемой мифом – как научным, так и религиозным. Видение вещи в себе дается научно-мифологической гипотезой – и религиозно-символическим видением.

Соответствия в разных мифосистемах для некоторых современных мифологов стали поводом для того, чтобы синтезировать их, выстраивая связный сюжет некоей универсальной мифологической системы, объемлющей всю совокупность мифов человечества. Отчетливо эта тенденция проявляется в книгах Дж. Кэмпбелла «Маски бога» и «Тысячеликий герой».

Однако мистический дар человека несовершенен. В падшем мире человек не может избавиться от печати греха и всецело открыться навстречу высшему бытию. Кроме того, он в момент встречи с нуминозным пребывает в смятении, которое не позволяет ему в полном объеме охватить то, что ему предстоит. Таким образом, эта передающая среда не может быть вполне прозрачной. В результате возникают на выходе более или менее замутненные представления о высшем бытии.

Так, по мнению И. Я. Бахофена, фундаментальный мифический опыт теллуричен, хтоничен. Это опыт матери-Земли-прародительницы – порождающей и поглощающей жизни... Если это так, то совершенно очевидно, что опыт этот не столь уж совершенен. Но, вероятно, это все-таки не так.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.