КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как исхитрился свершить знающий все Демокрит? 3 страница
Дело в том, что наука развивается не путем постепенного накопления энциклопедической информации, как думал Аристотель, а значительно более революционным путем – благодаря смелым идеям, странным теориям и ниспровержению прежних теорий. Такой подход к научному методу означает, что в науке нет "знания" в том смысле, в котором понимали его Платон и Аристотель, то есть, в окончательном смысле. Есть информация, касающаяся самого последнего и наилучшим образом проверенного научного "мнения". Такое воззрение означает также, что в науке не существует доказательств. Доказательства существуют в чистой математике и логике, но они не дают нам никакой информации о мире, а только разрабатывают средства его описания. У Аристотеля определение дается слева – направо: "Щенок – это молодой пес" (это эссенциалистское определение, и оно не играет научной роли). Для Аристотеля определения представляют собой принципы, из которых выводится все наше знание, то есть они должны содержать все наше знание. В современной науке определение дается только справа – налево: "Как мы будем называть молодого пса? - Щенок" (это номиналистское определение, то есть, введение в научных целях сокращенных обозначений или символов для более краткой записи). Научные, или номиналистские, определения не содержат не только "знания", но даже и "мнения", а только вводят новый технический термин, помогают сократить длинный текст. Благодаря Аристотелю до сих пор существует предрассудок, согласно которому можно придать языку большую точность посредством использования определений. Однако в философии, которая в течение двадцати веков заботилась о значении своих терминов, содержится множество не только пустых слов, но и крайне неясных и двусмысленных терминов. В то же время наука типа физики, которая вряд ли вообще заботится о своих терминах и их значении, а, скорее печется о фактах, достигла величайшей точности. Более того, концентрация внимания на проблеме значения термина не только не позволяет добиться точности, она сама является главным источником неясности и двусмысленности. В науке следует избегать споров о словах.
Озабоченность значениями терминов с неизбежностью приводит к типичному для последователей Аристотеля результату, – к схоластике и мистике. Средневековая философия полна такой схоластики, и эта тенденция существовала вплоть до Канта. Аристотель стал отцом науки этики. Разработке ее основ он посвятил труды «Никомахова этика», «Большая этика», «Евдемова этика». Этика Аристотеля основана на общефилософском принципе объективной целесообразности. В человеке заложено внутреннее стремление к благой цели, то есть цели, преследуемой ради нее самой. Это стремление к счастью. Но счастье – не вещь, а действие, приносящее удовольствие. Следует подчеркнуть, что во времена Аристотеля добродетель – это не делание добра другому, а соответствие своему назначению, добротность. В основе добродетельного поведения лежит совершенство воли человека, то есть, желание блага себе – значит совершенный склад души, и желание блага другому человеку – означает совершенный мотив. Место пребывания души – не просто индивидуально ограниченное тело, а также – государство. Душа в государстве – такова исходная позиция этики Аристотеля, то есть границы этики между психологией (учением о душе) и политикой (учением о государстве). Счастлив, а, следовательно, и добродетелен тот, кто поступает наилучшим образом при данных обстоятельствах, так как ошибаться можно различными способами, а поступать правильно – единственно верным.
Аристотель делит добродетели на этические (практические: мужество, умеренность, щедрость, правдивость)и на дианоэтические (научные: рассудительность, мудрость, разумность). Высшей добродетелью и нравственным идеалом является мудрость, поскольку она связана с созерцанием высших принципов бытия и Бога. Душа человека приспосабливается к бытию в государстве путем сознательного преобразования страстей в добродетели. Добродетель по Аристотелю в умении избежать крайностей в поведении и выбрать "золотую середину". Страсть – это непосредственная почва нашего духа, на которой вырастает волевой импульс. Добродетель – это мера страсти, а порок – крайность страсти, то есть ее избыток или недостаток. Например, страх – изначальная страсть души, на почве которой могут сформироваться как добродетели, так и пороки. Избыток страха есть трусость, недостаток страха – дерзость и безрассудство. И то, и другое – порок, неконтролируемое разумом стремление души, отсутствие разумного начала. На почве страха вырастает и добродетель – мужество, и здесь выражена мера страха. Мужество в том, чтобы, чувствуя страх, совершать прекрасные дела, не поддаваясь страху. Человек, господствующий над страстями, всегда и во всем знает меру. Человек, попавший в рабство к страстям, всегда впадает в крайность в проявлении чувств и поступков. Таблица соотношения страстей, добродетелей и пороков по Аристотелю
Этика Аристотеля подчинена политике. Теорию государственного устройства, Аристотель анализирует в трактате «Политика», который называют самым важным текстом во всей античности и не только античности.[51] Город-государство – единственно возможная форма общежития и гарантия всех моральных ценностей. Цель государства – воспитание граждан в духе добродетели. Государство стоит выше семьи, личности и относится к своим членам, как целое к частям. Человек – это политическое (общественное) животное. Гражданином является тот, кто умеет и властвовать, и подчиняться. Отношения власти и подчинения бывают трех родов: 1) господские, 2) брачные, 3) отцовские. Рабы не принадлежат к составу государства, они – «одушевленная собственность». Ребенок (он еще не развит) и женщина (она лишена действенности) лишь потенциально принадлежат государству, т.к., являются гражданами. Существенный признак высшего блага состоит в его достижимости, т.к., благо не является совершенством «вообще», а для каждого человека свое собственное.
Исходя из этого, Аристотель критикует идеальное государство Платона. Он считает индивидуальную собственность и семью основой устойчивого государства, сильнейшим мотивом человеческой деятельности, так как человеку по природе больше свойственно заботиться о своем, чем об общем. Любовь к своей семье – есть основа, на которой держится государство - источник радости и дружбы. Он шел по стопам Платона: принял и систематизировал платоновскую натуралистическую теорию рабства, считая, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Его теория наилучшего государства смоделирована по образцу платоновского идеального государства. Вместе с Платоном он учит, что работающие классы не должны править, а правящий класс не должен ни работать, ни заботиться о деньгах. Всякая профессиональная деятельность порицается Аристотелем и фактически приравнивается к рабству. Занятия философией – это благороднейший и наиболее рафинированный способ скоротать время. Аристотель рассуждает не об «идеальной» конституции, а о наилучшей в данных общественных обстоятельствах. Проанализировав вместе с учениками государственную практику 158 греческих государств, Аристотель создает свою классификацию форм государственного устройства. К «правильным» формам он относит монархию, аристократию и политию, а к неправильным – тиранию, олигархию и демократию. Из неправильных типов наихудший - тирания, наиболее умеренный – демократия. Счастье обеспечено там, где нет ни чрезмерного богатства, ни чрезмерной нищеты, где в управлении преобладают люди среднего достатка и управляют ради общей пользы. Политические идеи Аристотеля по сути своей были достаточно консервативными, и даже временами с оттенком ретроградства. Вопросам эстетики и искусства, в частности трагедии посвящена книга «Поэтика». Аристотель создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления, разработал понятийный аппарат, которым философия пользуется до настоящего времени. Историческое значение философии Аристотеля грандиозно, но неоднозначно. По сравнению со своими предшественниками, в частности, с Платоном, Аристотель сделал громадный шаг вперед, он отказался от «чар Платона» – от объективного идеализма. Вернул философию и, вместе с ней, человека, да и все вещи на землю, сделал человека цельным, а не сказочно разорванным на космическую душу и земное тело. И когда мы рассматриваем историю философии как борьбу материализма «линии Демокрита» и идеализма «линии Платона», мы не причисляем Аристотеля ни к одной из них. Но влияние Аристотеля на последователей неоднозначно. Бертран Рассел писал: «Аристотель жил в конце творческого периода в греческой мысли, и после его смерти прошло две тысячи лет, прежде чем мир произвел на свет философа, которого можно было бы рассматривать как приблизительно равного Аристотелю. К концу этого долгого периода авторитет Аристотеля стал почти таким же бесспорным, как и авторитет церкви; и этот авторитет стал серьезным препятствием для прогресса как в области науки, так и в области философии. С начала XVII века почти каждый серьезный шаг в интеллектуальном прогрессе должен был начинаться с нападок на какую-либо аристотелевскую доктрину; в области логики это верно и в настоящее время».[52] Малые сократические школы. После казни Сократа его ученики организуют во множестве постоянные философские школы (Мегарская, Киренская, Элидо-эретрийская, киническая), в которых была рутинная практика школьных упражнений и преемственность руководителей школы – схолархов. Фридрих Ницше, характеризуя эти школы, писал: "Чем больше падало могущество греческих философов, тем более они внутренно страдали от этой желчности и злобности; а когда различные секты стали защищать свои истины на улицах, души этих женихов истины были совершенно загрязнены ревностью и злословием; тиранический элемент свирепствовал отныне, как яд в их собственном теле. Это множество маленьких тиранов готовы были съесть живьем друг друга; в них не осталось уже ни одной искры любви и слишком мало радости от своего собственного познания". [53] Остановимся на одной из самых известных школ – кинической. Основателем ее был Антисфен (446-366 до н.э.) из Афин, который пропагандировал твердость, выносливость и бесстрастие Сократа. Он оставил 10 томов сочинений (свитков). Название школа получила от гимнасии Киносарг, где Антисфен вел свои беседы. Как и Сократ, Антисфен был теоретическим противником демократии. Однажды он посоветовал афинянам принять постановление: "Считать ослов конями"; когда это сочли нелепостью, он заметил: "А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев". По его словам, государства погибают тогда, когда не могут более отличить хороших людей от дурных. Он считал, что человека можно научить добродетели, которая проявляется в поступках, таких как простота, близость к природе (чем мы лучше собак?), отказ от потребительской жизни, от почестей и наслаждений. Сам он называл себя Истинный Пес. Он первый ввел обычай отпускать бороду и носить посох и суму, а также спать на сложенном вдвое плаще. Но Сократ был противником показного аскетизма. Сократу не нужны были лишние материальные блага, чтобы они не мешали ему сосредоточиться на философствовании, для Антисфена его аскетизм был непосредственно самой философией. Когда Антисфен старался выставить напоказ дыру в своем плаще, Сократ, заметив это, сказал: "Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!". Антисфен был причиною изгнания Анита и смерти Мелета, написавших донос на Сократа. И все-таки Антисфен любил такое наслаждение, как жизнь. Однажды Диоген принес с собой кинжал, и, когда Антисфен воскликнул: "Ах, кто избавит меня от страданий!", он показал ему кинжал и произнес: "Вот кто". - "Я сказал: от страданий, а не от жизни!" – возразил Антисфен. Умер он от чахотки. Нет такого человека, который не знал бы "Диогена из бочки". Может быть потому, что его философия есть вариант для поддержки духа всех неимущих, разочарованных, гонимых и обездоленных. Философия последователя Антисфена киника Диогена (410-320 до н.э.) из города Синопа заключена в его поступках и высказываниях. В молодости он, как и его работавший менялой отец, подделывал монеты, был уличен, изгнан или сам в страхе бежал, пришел в Дельфы к оракулу и спросил, что ему делать, чтобы прославиться, и получил ответ: "сделать переоценку ценностей". И он прославился в веках, когда решил "портить всю монету", то есть все традиционные ценности, но в широком масштабе. Он отрицает все общепринятые нормы, ценности и условности, все, что люди называют культурой. Звания, почести, приличия, жилище, честь, счастье, богатство – все он объявил фальшивой монетой. Он решил жить очень просто, как собака, и его назвали киником, что означает "собачий". Диоген понял, как надо жить, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. Он ходил постоянно с сумой, в которой была пища, а жилья у него не было. Потом он устроил себе жилище в глиняной бочке при храме Матери Богов. Желая себя закалить, летом перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал заснеженные статуи. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, Диоген выбросил из сумы свою чашку, а потом, при виде мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, выбросил и миску. Он говорил, что над ним исполнились трагические проклятья, ибо он "Лишенный крова, города, отчизны, живущий со дня на день нищий странник". Он называл себя гражданином мира, то есть, был родоначальником космополитизма. При этом, не стесняясь называть себя собакой, он подчеркивал единение всего животного мира с человеком. Судьбе он противопоставил мужество, закону – природу, страстям – разум. Он говорил, что как слуги в рабстве у своих господ, так и дурные люди в рабстве у своих желаний. Алчность Диоген называл матерью всех бед, любовь – делом бездельников, старость в нищете – самым горестным в жизни. Диоген критиковал Платона за его пустословие и многоречивость, считая бессмысленной тратой времени исследование общефилософских абстрактных понятий. Он был уверен, что философия должна быть простой и доступной, а ее задача – научить человека правильно жить. Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для "стольности" и "чашности", Диоген сказал: "А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу". А тот: "И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума". Тогда Диоген стал бродить среди бела дня с фонарем в руках, объясняя: "Ищу человека". Конкретных людей он видел всюду, но человека как такового найти не мог, также как "стольность" и "чашность". Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено: "И с широкими ногтями". На вопрос: "Что, по-твоему, представляет собой Диоген?" – Платон ответил: "Это безумствующий Сократ". Когда Диогена спросили, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: "Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами никогда". Нуждаясь в деньгах, он просил друзей не "дать ему деньги", а "отдать его деньги". Платон заметил, что в смирении Диогена видна спесь, и назвал его Псом. Но Диоген ответил на это: "И верно: ведь я прибежал обратно к тем, кто меня продал". Диоген говорил, что люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают о своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего. Он осуждал тех, кто восхваляет честных бессеребренников, а сам втихомолку завидует богачам. Его сердило, что люди при жертвоприношении молят богов о здоровье, а на пиру после жертвоприношения объедаются во вред здоровью. Он удивлялся, что рабы, видя обжорство хозяев, не растаскивают их еду. Он хвалил тех, кто хотел жениться и не женился, кто хотел путешествовать и не поехал, кто собирался заняться политикой и не сделал этого, кто брался за воспитание детей и отказывался от этого, кто готовился жить при дворе и не решался. Он говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.[54] Диоген учил жить, довольствуясь тем, что имеешь. Его равнодушие к благам жизни потрясло Александра Македонского, который, остановившись над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь"; Диоген отвечал: "Не заслоняй мне солнце". Александр сказал: "Я великий царь Александр". – "А я, – ответил Диоген, – собака Диоген". И на вопрос, за что же его зовут собакой, сказал: "Кто бросит кусок, – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю". Когда Александр спросил: "Ты не боишься меня?" – "А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?" – "Добро", - сказал тот. "Кто же боится добра". Говорят, Александр воскликнул: "Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном". Диоген считал, что само презрение к наслаждениям, благодаря привычке, становится высшим наслаждением. Его жизнь – блестящее подтверждение известной истины: не место красит человека, а человек – место. Когда его продавали в рабство, на вопрос глашатая, что он умеет делать, он с достоинством сказал: "Властвовать людьми". И, указав на богато одетого Ксеннада, он добавил: "Продай меня этому человеку: ему нужен хозяин". Ксеннад купил его, отвел в Коринф, приставил его воспитателем к своим сыновьям и доверил ему все свое хозяйство. Диоген повел его так хорошо, что хозяин повсюду рассказывал: "В моем доме поселился добрый дух". Ученики хотели выкупить Диогена, но он обозвал их дураками, ибо не львам бывать рабами тех, кто их кормит, но тем, кто их кормит, - рабами львов, потому что дикие звери внушают людям страх, а страх – удел рабов. Велика была сила убеждения этого человека, его чары. Однажды эгинец Онесикрит послал в Афины одного из своих сыновей, который, послушав Диогена, там и остался. Отец послал за ним старшего сына, но и тот не вернулся. На третий раз отец приехал сам, но остался вместе с сыновьями заниматься философией. Несмотря на аскетическую жизнь, полную испытаний, Диоген прожил 90 лет. Он умер по одним рассказам, задержав дыхание, по другим, заразившись холерой. Бертран Рассел пишет, что сам Диоген был полон энергии, но его учение было предназначено для людей пассивных, разочарованных и утомленных. Оно не способствовало развитию науки, культуры и другой полезной деятельности, кроме протестной. Но почему же тогда так жива память о его словах и поступках? Уж точно не потому, что он творил непристойности на виду у людей. Вероятно, потому, что он всеми способами старался обратить внимание людей на то, что самая тяжелая победа – это победа над собой. И герой не тот, кто всех быстрее пробежал дистанцию на Олимпийских играх, а тот, кто одержал победу над своими страхами, предрассудками, жадностью, ленью, тщеславием, желанием наслаждений. Когда кто-то спросил его, зачем он пришел на соревнования, не для того ли, чтобы поглядеть на них, он ответил: - Нет, чтобы участвовать в них. Его собеседник засмеялся и спросил, с какими же противниками он собирается померяться силами; Диоген, бросив, как обычно, взгляд исподлобья, ответил: - С самыми страшными и непобедимыми, с теми, кому ни один эллин не смеет взглянуть в глаза; они, правда, не бегуны, не борцы, не прыгуны, не кулачные бойцы и не стрелки из лука, но они делают человека разумным. - Кто же они? - Труды, - сказал Диоген, - тяжкие труды, непреодолимые для обжор и безрассудных людей, которые весь день пируют, а ночью храпят; эти труды под силу одолеть только людям сухощавым, худым, с животами, подтянутыми, как у ос. Такой человек вызывает на бой всех подряд, сражается с голодом, терпит холод и жажду, сохраняет силу духа, даже если приходится переносить побои, не малодушествует, если его тело терзают или жгут. Бедность, изгнание, бесславие и другие подобные бедствия ему не страшными он считает их пустяками.[55] В философии периода эллинизма (III в до н.э. – I в н.э.) важную роль играли индивидуалистические этические учения – эпикуреизм и стоицизм, которые представляли собой модели нравственного неприятия действительности. Процесс упадка полисной жизни и перехода к крупным политическим конгломератам порождал желание спрятаться от рушащегося привычного мира. Это отразилось на содержании философских и этических учений. В философии получил развитие атомизм, в этике – гедонизм (от греч. Hedone - удовольствие) или пессимизм (от лат. pessimus — наихудший), но в любом случае предлагался уход от общественных задач и проблем. Человек, как атом, оставался наедине со своими бедами. В философии периода эллинизма (III в до н.э. – I в н.э.) важную роль играли индивидуалистические этические учения – эпикуреизм и стоицизм, которые представляли собой модели нравственного неприятия действительности. Процесс упадка полисной жизни порождал желание спрятаться от рушащегося привычного мира. Это отразилось на содержании философских и этических учений. В философии получил развитие атомизм, в этике – гедонизм (удовольствие) или пессимизм (наихудший), но в любом случае предлагался уход от общественных задач и проблем. Человек, как атом, оставался наедине со своими бедами. Эпикур (341-270 гг.до н.э.) – родился и вырос на острове Самос. В 306 до н.э. в 35-летнем возрасте, когда времена для Эллады были очень тяжелыми, он окончательно переселился в Афины, и хранил верность своему городу. Он оставил 300 книг (свитков). Он вошел в историю философии как представитель атомистического материализма и атеизма. В области этики эпикуреизм означает принцип личного счастья, понимаемый как отсутствие страданий. На воротах его школы "Сад Эпикура" была надпись "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо". Главным удовольствием в жизни Эпикур считал занятия философией – только они делают человека счастливым. В письме Менекею Эпикур пишет: "Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому – для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму – чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим".[56] Важнейшие разделы философии Эпикура – атомистический материализм и гедонистическая этика. Остановимся на его этике. Главная цель этики Эпикура – счастье, которое может быть достигнуто при условии нравственной суверенности человека, его уклонения от мира, свободы от страданий, страхов и общества. Человека ничто не должно волновать, он не обязан быть общественно активным. Эпикур развивает понятие атараксия (ataraxia - невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Вот как излагает взгляды Эпикура Диоген Лаэртский: Люди обижают друг друга или из ненависти, или из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние, даже притворно… Даже под пыткою мудрец счастлив. Он один способен к благодарности, которую выражает в добрых словах о друзьях, как присутствующих, так и отсутствующих. Впрочем, под пыткою он будет и стонать и стенать. Из женщин он будет близок лишь с такими, с какими это допускает закон. Рабов он не будет наказывать, а будет жалеть и усердных прощать... Ни жениться, ни заводить детей мудрец тоже не будет; правда при некоторых житейских обстоятельствах он может и вступить в брак, но других будет отговаривать. Он не будет болтать вздора даже пьяный; не будет заниматься государственными делами; не станет тираном; не станет жить и киником или нищенствовать. Даже ослепнув, он не лишит себя жизни. Ему по нраву будет сельская жизнь. Он сумеет противостоять судьбе и никогда не покинет друга. О своем добром имени он будет заботиться ровно столько, сколько нужно, чтобы избежать презрения. Он будет держаться догм, а не сомнений; и даже во сне он останется сам собою. А при случае он даже умрет за друга.[57] Согласно греческой традиции Эпикур определяет счастье как умеренное наслаждение. Наслаждение он понимает как свободу от страданий тела и смятений души. Наихудшим страданием он считает душевную боль, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего, и будущего. Также и наслаждения душевные больше, чем телесные. Самые главные страхи человека – непонимание природы Вселенной и боязнь смерти и гнева богов. Рассеять страх непонимания природы можно при помощи изучения природы. Отсюда образование – источник нашего наслаждения. Смерти бояться нет смысла, сам лично человек с нею не встречается. Он страшится только вида чужой смерти. Смерть – это потеря ощущений. Поэтому, пока человек жив, смерти нет, пришла смерть – человека нет. Богов бояться не нужно, они заняты своими делами, и если их не беспокоить, они не вспомнят о людях. Безопасность от людей достигается вполне только с помощью удаления от толпы. Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги. Таким образом, уединенная и добродетельная жизнь – источник наслаждения. Правило Эпикура – «живи незаметно». Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы. Желания бывают: одни – естественные и необходимые (например, питье при жажде); другие - естественные, но не необходимые (например, роскошный стол); третьи – не естественные и не необходимые, а порожденные праздными мнениями (например, венки и почетные статуи).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |