КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как исхитрился свершить знающий все Демокрит? 2 страница
Схема бытия такова: Бог – «демиург», творец мастер, ремесленник. Имея материю-«хору» (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало – пространственность) и эйдосы (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную сферическую форму. Посредником между миром идей и видимым миром становления выступает душа. Душа - есть идея повсюду разлитого дыхания; она бессмертна и облекается во многие тела попеременно; начало души – числовое, а тела – геометрическое. Она объединяет мир идей и мир вещей, в том числе и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. Душа в человеке сама движется и состоит из трех частей: разумная часть расположена в голове, страстная часть – в сердце, а вожделенная часть – при пупе и печени. Разумная часть – источник намерения, суждения, понимания. Страстная часть – источник мужества, наслаждения, боли и гнева. Вожделенная часть – источник позывов к еде, соитию и прочему подобному. Движение души напоминает движение планет. Из середины со всех сторон душа окружает тело по кругу. Состоит она из первооснов и гармоническими расстояниями разделена на два соприкасающихся круга, из которых внутренний круг в свою очередь разделен на семь кругов. Власть принадлежит внешнему кругу, он есть круг Тождественного, а внутренний – круг Иного. Во внутреннем ладу находятся и ее собственные основы. Когда правильно движется круг Иного, возникает мнение, когда круг Тождественного – тогда знание. Мир идей – есть мир подлинного бытия, а материя – есть небытие. Мир вещей является подлинным лишь в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени. Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся подобие вечности». Теория познания. Предметом истинного познания может выступать только мир идей, то есть, нематериальный мир. Мир вещей может быть лишь объектом мнения или представления, так как единичные вещи обладают относительным существованием. Знание предшествует восприятию. Символ пещеры является иллюстрацией к гносеологии Платона, применяется им в теории познания и излагается в седьмой книге «Государства» в диалоге Платона и его брата Главкона. На протяжении двух с половиной тысяч лет философы разных направлений ссылаются на этот символ, и не только при изложении взглядов Платона, но и при анализе теоретико-познавательных проблем. Платон пишет: «После этого, - сказал я, - ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот такому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. - Это я себе представляю, - сказал Главкон. - Так представь себе и то, что другие люди за этой стеной несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. - Странный ты рисуешь образ и странных узников! - Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? - Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?»[43]. Узники в оковах, которые с детства не видят истинного источника света, а только блики на стене, не видят вещей, а только их тени, символизируют прикованность наших органов чувств к условиям существования на Земле. Платон не отрицает познаваемости мира, но вектор познания устремляет ввысь, в космос, где находится истинный мир, мир вечных идей, который аналогичен Солнцу. Познание мира вещей для него несущественно. Но, чтобы «разглядеть» мир идей, органов чувств недостаточно, нужна созерцательная деятельность разума. Платон подчеркивает, что разум, направленный на созерцание мира идей, то есть, философский разум, спасает человека от порочной жизни. Он пишет: «Но способность понимания, как видно, гораздо более божественного происхождения; она никогда не теряет своей силы, но в зависимости от направленности бывает то полезной и пригодной, то непригодной и даже вредной. Разве ты не замечал у тех, кого называют хотя и дурными людьми, но умными, как проницательна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо? Значит, зрение у них неплохое, но оно вынуждено служить их порочности, и, чем острее они видят, тем больше совершают зла. - Конечно, я это замечал. - Однако если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые словно свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать там все так же остро, как теперь в том, на что направлен их взор».[44] Между вещами существуют общие отношения, которые не ощущаются, а понимаются нами. Таковы понятия тождества, различия, сходства, величины, единства, множества. Человеческая душа обладает способностью непосредственного усмотрения этих начал. Таким образом, знание есть результат духовного созерцания или «припоминания». Теория познания как припоминания (анамнесис) связана в учении Платона с понятием метемпсихоза, учением о переселении душ. Душа, пребывая в мире идей, непосредственно запечатлевает их. Потом, попадая в тело, она забывает об увиденном. Но, находясь среди конкретных вещей, она начинает припоминать виденное ранее. Вслед за Сократом Платон считал, что истинное знание имеет основание в самом себе и поэтому не может быть усвоено внешним догматическим образом. Диалектическая беседа – рассуждение побуждает душу к припоминанию. Платон делит знание на мнение и истинное знание. Мнение или «докса» состоит из воображения и верования. Истинное знание «эпистема» включает в себя «дианойю» - рассудочное, опосредованное, дискурсивное знание и «ноэзис» - интуитивное, предпосылочное знание, чистое созерцание, усмотрение разумом мира идей непосредственным образом. Ноэзис – высшая ступень познания истины, она доступна лишь мудрецам, прошедшим этапы посвящения. Мифы, которыми изобилуют диалоги Платона, служат средством «наведения» посвященных на рождение в себе этого знания. Миру идей, душе мира и телу мира как основным элементам структуры космоса соответствуют в государстве три сословия свободных граждан: правители (философы), воины (стражи), дельцы (ремесленники и земледельцы). В душе каждого человека соответственно выделяются три части: разумная, яростная (аффективная) и вожделеющая. Каждой части души и каждому сословию присущи свои добродетели: разумной (правителям) – мудрость, яростной (воинам) – мужество, вожделеющей (ремесленникам и земледельцам) – умеренность. Общая добродетель, гармонически объединяющая все перечисленные – справедливость. Справедливость по Платону – есть мудрое равновесие всех сторон души, всех добродетелей души и, следовательно, всех сословий государства. Потрясенный судом над своим любимым учителем Сократом и его казнью, Платон создает проект государственного устройства, основанного на справедливости. В своей социальной утопии, изложенной в книге «Государство» Платон делает вывод, что справедливость в государстве достигается, если каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других. Управляющие сословия – философы и стражи не должны иметь семьи и собственности, потому что привязанность к материальному миру мешает созерцать мир идей и воплощать их в социальной практике. Общественное воспитание детей и наличие общей собственности у управляющего класса позволит решить главную проблему управления – проблему сочетания личных и общественных интересов и сделать государство устойчивым и стабильным. В его государстве граждане поделены на три класса: простых людей, воинов и стражей. Стражи обладают бесконтрольной политической властью. Их значительно меньше, чем остальных. В первый раз они избираются законодателем, в дальнейшем их звание переходит по наследству. В исключительных случаях могут выдвинуться талантливые дети из низших классов, и исключены бездарные дети стражей. Стражи – это привилегированный класс, правители, которые призваны реализовать предложения законодателя по вопросам образования, экономики, биологии и религии. Образование делится на музыку и гимнастику, оно должно превратить юношей в благородных людей. Литература и музыка подвергаются строгой цензуре. Гомер и Гесиод должны быть запрещены потому, что боги в их произведениях иногда ведут себя недостойно и не могут служить примером молодежи; кроме того, некоторые фрагменты могут вызвать страх смерти, а у юношей должна быть мечта умереть в сражении; только рабство должно их страшить хуже смерти. Далее эти авторы прославляют богатые пиры и громкий смех, что может отбить охоту к умеренности. Не должно быть и рассказов, где дурные люди счастливы, а хорошие несчастны, они окажут на молодежь отрицательное моральное влияние. Платон принимает решение изгнать всех драматургов из идеального государства, так как нельзя допустить в пьесах какие-либо характеры, кроме безупречных мужчин героев, а это невозможно. Запретить следует, по мнению Платона, расслабляющую лидийскую и ионийскую музыку, оставив простую дорийскую для мужества и фригийскую для умеренности. Государство следит за тем, чтобы суровой тренировкой тела и умеренностью в пище молодежи гарантировалось отменное здоровье. В области экономики предполагается цель – счастье целого города, а не счастье одного класса. И богатство, и бедность вредны, поэтому не должно быть ни того, ни другого. Стражи должны иметь небольшие дома и есть простую пищу, жить как в лагере, обедать в общих столовых, не иметь частной собственности, кроме самого необходимого – личных вещей. Золото и серебро должны быть запрещены. В случае победы над противником в войне добычи не брать. Вводится полное равенство женщин с мужчинами при помощи одинакового воспитания, образования и отношения к военному искусству. Брак будет радикально преобразован, женщины должны быть общими мужчинам, ни одна не должна жить частно ни с одним. Пары будут подбираться по жребию, но при этом будут производиться манипуляции, по принципам евгеники, чтобы лучшие производители имели больше всего детей. Все дети будут отбираться у своих родителей, с тем, чтобы никогда не узнать, кто их родители. Детей с физическими недостатками и детей худших родителей будут скрывать в тайном и неизвестном месте. Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством, будут считать незаконными. Возраст материнства от двадцати до сорока лет, отцовства – от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение между полами свободно, но принудителен аборт и детоубийство. В государстве Платона ни один человек не знает, кто его законные родители, это гарантирует продвижение по карьерной лестнице не по протекции и не по наследству, а по способностям, о которых будет судить государство. Важной задачей правительства будет определение того, в чем состоит работа каждого человека. В саду, посвященном полубогу Академу, Платон около 387 до н. э. в Афинах основал свою собственную философскую школу – Академию, которая стала центром античного идеализма. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в городе Стагире, поэтому его иногда называют Стагиритом. Он был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и прической. Детство он провел в столице Македонии – Пелле, где его отец Никомах был врачом и другом царя Аминты, отца Филиппа Македонского. Семья Аристотеля принадлежала к одной из ветвей рода Асклепидов, врачи из этого рода всегда обучали своих сыновей делать вскрытие трупов. Этот обычай коснулся самого Аристотеля лишь как легенда, потому что он не продолжил семейную традицию и не стал врачом. В возрасте 17 лет он осиротел и уехал в Афины к Платону учиться философии в его Академии, чему и посвятил 20 лет до самой смерти Платона в 347 году. Аристотель преклонялся перед своим старым учителем, который оставался вечно юным; он горячо любил его, что, однако, не мешало ему критиковать Платона, который понимал плодотворность критики и говорил: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».[45] Он был любимым и самым преданным учеником Платона, поскольку подходил к его теории не буквально, а творчески и, опираясь на идеи Платона, сделал огромный шаг вперед. Именно Аристотелю приписывают знаменитое изречение: «Платон мне друг, но истина дороже». Чтобы заслужить расположение Платона, достаточно было обратиться к его теории идей. Платон, несмотря на свои 60 с лишним лет, не оставлял в покое свою философию, перерабатывал ее, подтверждая, либо опровергая ее положения. Во взаимной заинтересованности учителя и ученика коренилась их дружба. Когда Платон умер, Академию возглавил его племянник Спевсипп. Аристотель уехал из Афин, женился на Пифиаде, приемной дочери тирана г. Атарнео в Азии Гермия, жил в Ассе, а в 343 году до н.э. был приглашен Филиппом в Пеллу в качестве воспитателя юного Александра Македонского. Собеседования мыслителя и наследника македонского престола происходили в течение двух лет в святилище Муз, находившемся в лесистой местности. Эти два великих человека не повлияли на взгляды друг друга, особенно в области политики и этики. Педантичный Аристотель остался сторонником теории «золотой середины», «обозримого государства», то есть, полиса, Александр Македонский стремился охватить весь мир. Аристотель был мудрым и осторожным человеком в общении с сильными мира сего. Диоген Лаэртский рассказывает: когда Аристотель собрался из Македонии назад в Афины, он привел к Александру своего родственника философа Каллисфена Олинфского, и, глядя, как тот не в меру вольно рассуждает с царем, предупредил его: «Скоро умрешь ты, о, сын мой, судя по тому, что вещаешь!». Так и получилось. Позднее Каллисфена заподозрили в причастности к «заговору пажей», знатных юношей из свиты Александра, недовольных преобразованиями македонского двора, «долго возили в железной клетке, обросшего и завшивевшего, а потом он был брошен льву и так погиб».[46] Пока Аристотель жил при македонском дворе, главенство в платоновской Академии перешло к Ксенократу. И тогда в 335 до н.э., на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского, Аристотель основал свою школу – Ликей. Это был плодотворный период. За двенадцать лет работы в Ликее он написал большинство своих книг. С учениками он беседовал, прохаживаясь взад и вперед по «перипатосу» – крытой галерее, вроде портика, для прогулок вокруг двора. Он вел дискуссии по наиболее запутанным вопросам логики и метафизики; это были утренние лекции, предназначаемые для учеников, подающих надежды. За эти прогулки последователей Аристотеля стали называть перипатетиками. Когда учеников стало больше, он стал говорить сидя, заявивши так: «Позор молчать, коль Ксенократ болтает!».[47] Аристотель очень высоко ценил образованность. На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он отвечал: «Как между живым и мертвым». Он говорил, что учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь. На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». На вопрос, какую он получил пользу от философии, он ответил: «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом».[48] В 323 году до н.э., в год смерти Александра Македонского, Аристотель убежал из Афин в Халкиду, потому что его привлек к суду верховный жрец богини Деметры за гимн в честь тирана и евнуха Гермия, с которым Аристотеля связывала дружба, и за надпись на статуе того же Гермия: Сей человек, вопреки священным уставам бессмертных, Был беззаконно убит лучников-персов царем. Не от копья он погиб, побежденный в открытом сраженье, А от того, кто попрал верность коварством своим. На самом деле это был лишь повод. Со смертью Александра Македонского афиняне больше не скрывали враждебного настроя к его друзьям и сторонникам. Обвиненный, как и Сократ, в «нечестии», Аристотель сказал перед своим отъездом: «Я не хочу допустить, чтобы афиняне совершили новое преступление против философии». Он передал школу своему ученику Теофрасту и удалился в г. Халкиду на острове Эвбее, в имение, полученное им от матери, где в 322 году умер, от болезни желудка или выпив яд аконит. В отличие от Платона, который излагал свое учение в форме диалогов красочным языком, наполненным мифическими, художественными и бытовыми образами, Аристотель был великим систематизатором философии, писал свои работы в виде учебников, поделенных на главы и параграфы, а материал излагал строгим научным языком. До нас дошло множество работ Аристотеля: сочинение "Метафизика" из 14 книг; трактаты по логике: "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софистических опровержениях"; книги по естественным наукам: "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорологика"; произведения по психологии: "О душе", "Малые труды по естествознанию". Этическое учение в книгах: "Никомахова этика", "Большая этика", "Евдемова этика", "Политика". Работы по эстетике: "Риторика" и "Поэтика". Биологические труды: "История животных", "О частях животных", "О передвижении животных", "О происхождении животных". Трактат «Метафизика» посвящен вопросам онтологии. В нем дана критика «теории идей» Платона и обосновано учение о материи и форме – пассивной и активной сторонах бытия. Метафизика – синоним философии, то есть, того, что над физикой – означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира. Метафизика – наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель, потому, что она не связана с материальными нуждами и не преследует практические цели. Но она отвечает на запросы духовные, такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, в противовес лжи. Аристотель, как и Платон, идеализирует созерцательную деятельность философа, поднимает ее на недосягаемую высоту. Для Аристотеля, как и для Платона, высшее начало есть безусловное начало, но в отличие от платоновского, оно перестает быть за пределами ума и бытия, а природа вполне постижима. Аристотеля скорее интересует порядок мира и его научное обоснование, чем происхождение этого порядка. Платон рассматривал временное с точки зрения вечного, чувственное с точки зрения сверхчувственного, Аристотель ищет реализации идеального в чувственном мире, пытаясь соединить опыт и размышление. В творчестве Платона очень сильны мифологический и эсхатологический элементы, Аристотель опирается на понятия, схематичность, стремится к научной определенности и точности предмета и методов философского исследования. В.С. Соловьев очень метко противопоставил философию Платона и философию Аристотеля как оппозицию «философии жизни» и «философии школы». Учение Аристотеля о категориях имеет двойственный логико-онтологический характер. «Категории» – основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которых ничто не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение. Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. Одно из определений сущности гласит: «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим». То есть всякая сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. При переводе на латинский язык греческое слово «сущность» перевели как «субстанция», а принадлежащее сущности как «акциденция». У Аристотеля мы встречаемся только со словом «сущность», но оно имеет двойственный смысл: 1) как синоним субстанции, 2) как суть какого-либо предмета. Платоновские «идеи» Аристотель стал называть «формами» именно для того чтобы подчеркнуть, что идеи не обособлены в «умном месте» за пределами чувственно-воспринимаемого мира, а действуют в этом мире как начала, изнутри формирующие вещи. «Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность», - говорит Аристотель. Этой, отличной от платоновской, трактовке идей способствовали не только логические исследования Аристотеля, но и его естественно-научные интересы, связанные с убеждением в несомненном существовании знания о природе. Природа для Аристотеля – это соединение бытия и становления, а не чистое становление, как для Платона. Предметом философии Аристотеля является не только исследование высших родов бытия, но и поиск его первопричин. Аристотель указывает четыре первопричины бытия. Это материальная, формальная, движущая и целевая первопричины. По сути, они могут быть сведены к материальной и формальной. Первые две причины – это форма и материя, образующие все вещи. Они являются достаточным условием для понимания реальности, если ее рассматривать статически. Человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но если его рассматривать с точки зрения становления, динамически, то мы спросим: "Как он родился?", "Кто его родил?", "Почему он развивается и растет?". Значит, необходимы еще две причины – двигательная (родители, давшие жизнь человеку) и целевая (цель, в направлении которой развивается человек). Материя понимается Аристотелем как чистая потенция быть чем угодно. Она лишена каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Именно Аристотель ввел в философию сам термин «материя» (буквально: строительный материал, лес) как обозначение субстрата, лежащего в основе всего сущего (латинский эквивалент «mater rerum» означает «мать вещей»). Форма – это деятельное начало, переводящее потенциальное бытие в действительное, определяющее суть вещей. Всякая вещь в природе является результатом слияния формы и материи, которое осуществляется посредством движения. Источник этого движения – форма всех форм, чистая форма – неподвижен, един, деятелен. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении, не соединенном ни с чем материальным, то есть энтелехией. Бог или перводвигатель – конечная цель всех типов движения и всех форм жизни, присущих природе. Если божественный перводвигатель вечен, неизменен, разумен, то материя содержит в себе задатки всех форм и устремлена к формам, а не к чистой бесформенности. Если вещи – есть сплав материи и формы, одушевленные существа – есть соединение души и тела. Душа не представляет собой некоей самостоятельной сущности, отделенной от тела, как у Платона, она неразрывно связана с телом и является его сущностью. Душа есть принцип, дающий жизнь. Цель живой природы – воплотить разум, но достигается она путем развития, то есть одновременно существуют различные ступени достижения этой цели. Аристотель выделяет три части души. Растительная часть, отвечает за рождение, питание, рост и является низшей формой органической жизни. Чувствующая или животная часть, отвечает за ощущения и движение. Разумная часть отвечает за познание, самоопределение. Высшая разумная ступень развития души не может существовать без низших. Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но признает, что активный разум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишен индивидуальности и вечен. Специальных работ, посвященных теории познания, у Аристотеля нет, но его вклад в теорию познания огромен. И этим вкладом является логика. Именно он впервые создал и подробно разработал эту науку как область гуманитарного знания, но термин логика ему не принадлежит. Он открыл непосредственные очевидные истины, не нуждающиеся в доказательстве, – логические законы мышления: закон тождества («если высказывание истинно, то оно истинно»), закон противоречия («ничто не может одновременно быть и не быть»), закон исключенного третьего («между тем, чтобы иметь и не иметь, третьего не может быть»).
Законы логики привели Аристотеля к двум выводам, послужившим дальнейшему отходу от платонизма. Первый вывод: идея блага – верховная царица в платоновском мире идей – не может подчинять себе идей вещей, поскольку вещи относятся к категории сущности, а благо – к категории качества. Второй вывод: благо как относящееся к категории качества не существует само по себе, а лишь как принадлежащее какой-либо сущности. Главная цель познания – достижение истины. Логика Аристотеля стала методологическим инструментом, универсальным орудием, пользуясь которым не только в философии, но и во всех отраслях знания можно достигнуть истины. Как «отец логики» Аристотель стал главным философским наставником двух тысячелетий, благодаря точности, ясности и последовательности своих определений. Он разрешил поставленную Сократом задачу и создал язык науки. Основные научные понятия и выражения, употребляемые еще и теперь, были сформулированы Аристотелем.[49] Однако австрийский философ Карл Поппер (1902-1994 гг.), заметил, что от Аристотеля в теорию познания проникла очень вредная техническая методика – эссенциалистский (сущностный) метод определений. Он послужил многовековым источником путаницы и специфической болтовни, которая позднее породила зловредное интеллектуальное, рожденное в уме Гегеля, заболевание – философию оракулов. "Развитие мысли после Аристотеля, – писал Поппер, – можно, как мне кажется, резюмировать следующим образом: каждая дисциплина, как только она начинала использовать аристотелевский метод определений, останавливалась в своем развитии, впадая в состояние пустых словопрений и голой схоластики, и, наоборот, степень, в которой различные науки оказывались способны к прогрессу, зависела от того, насколько они смогли избавиться от аристотелевского эссенциалистского метода. (Именно поэтому наша "социальная наука" до сих пор в основном принадлежит средним векам.)"[50] В разделении знания и мнения Аристотель следовал за Платоном. Знание, по Аристотелю, может быть либо демонстративным, либо интуитивным. Демонстративное знание представляет собой знание "причин". То есть, это силлогизмы, которые фиксируют причины в своих "средних терминах". Пример такого силлогизма: Все люди смертны (большая посылка). Сократ – человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение). Средний термин – человек (люди). То есть причина смертности Сократа та, что Сократ – человек. Таково демонстративное знание. Интуитивное знание состоит в схватывании "неделимой формы", сущности или сущностной природы вещи, если она непосредственна. Интуитивное знание – это знание того, что это такое та или иная вещь. Интуитивное знание нуждается в определении и является первоначальным источником всей науки, так как оно формирует первоначальные базисные посылки для всех доказательств. Но как отыскать эти базисные посылки, то есть, как дать определение? Что такое щенок? Щенок – это молодой пес. Или щенок – это тот, кто на четырех ногах? Но четыре ноги не есть сущность щенка, они есть и у лошади. Сущность щенка или другого объекта схватывается при помощи интеллектуальной интуиции – это молодой пес. Тогда что такое пес? Вопрос может уходить в бесконечность. Поэтому Аристотель видел конечную цель всех исследований в составлении энциклопедии, содержащей интуитивные определения всех сущностей, то есть, их имена вместе с их определяющими формулами, а прогрессом знания он считал постепенное пополнение такой энциклопедии, расширение ее, заполнение в ней пробелов. Все это находится в вопиющем противоречии с методами современной эмпирической науки. Хотя науки заняты поиском истины, ученые осознают, что никогда не могут быть уверены, что обнаружили ее. Прошлые неудачи научили нас не расстраиваться по поводу крушения наших научных теорий. Мы прогрессируем, и это знание компенсирует нам потерю иллюзии окончательности и достоверности наших выводов. Мы знаем, что наши научные теории навсегда должны остаться только гипотезами. В результате научную достоверность мы заменили научным прогрессом. И этот взгляд на научный метод подтверждается развитием самой науки.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |