КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как исхитрился свершить знающий все Демокрит? 4 страницаСправедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. Таким образом, Эпикур учит современников и потомков искусству жить и быть счастливым, руководствуясь своим разумом, независимо от того, что происходит в обществе, быть свободным от лишних страстей и желаний. Умер он кротко в муках от болезни кишечника. "Эпикуреец, - писал Ф. Ницше, - стоит на той же точке зрения, как и циник[58]; между ними обычно есть лишь разница в темпераменте. Далее, эпикуреец использует свою более высокую культуру, чтобы сделать себя независимым от господствующих мнений; он возвышается над последними, тогда как циник ограничивается только отрицанием. Он как бы бродит в тихих, защищенных от ветра, полутемных аллеях, в то время как над ним среди ветра верхи деревьев шумят, выдавая ему, как бурно мятется вокруг него мир. Напротив, циник как бы ходит голышом среди порывов ветра и закаляет себя, пока не впадает в бесчувствие".[59] Широко прославился своей философской поэмой «О природе вещей» римский последователь Эпикура Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.). В ней он подробно в поэтической форме излагает взгляды Эпикура. Направление стоицизма в философии эпохи эллинизма вырабатывает свои рекомендации нравственного поведения людей. Зенон (336-264 гг. до н.э.) из г. Кития на Кипре. Он был худой, довольно высокий, с кривой шеей, со смуглой кожей, за что его прозвали «египетской лозой», с толстыми ногами, нескладный и слабосильный, оттого обычно он не принимал приглашения к обеду. Он обратился к оракулу с вопросом, как ему жить наилучшим образом, и получил ответ: «Взять пример с покойников»; Зенон понял, что это значит, и стал читать древних писателей. Приблизительно в 300 году до н.э. в Афинах основал школу в портике, который назывался Расписная Стоя. Он выбрал этот портик, ибо сам был человеком скромным, и его вполне устраивало, что портик этот был малопосещаемым, так как здесь при Тридцати тиранах было погублено почти 1400 граждан. Люди, которые приходили его послушать, а также его последователи были прозваны стоиками. От этого и закрепилось название стоицизм. Жизнь не балует нас во все времена, а в эпохи крушения привычных порядков, она делает многих и многих несчастными, а главное беспомощными перед лицом грозных социальных потрясений. Период эллинизма был как раз таким. Социальный заказ на производство идей висел в воздухе. Что делать человеку в расколовшемся мире? Как уцелеть? Как спасти близких? Строить ли планы, делать ли карьеру? Как сохранить доброе имя и достоинство? Нужно ли это? Философия стоицизма берется ответить на эти вопросы, потому и получает в эпоху эллинизма и в Риме наиболее широкое распространение. Философия стоицизма состоит из трех разделов: физики, этики и логики. Обратимся к этике. Индивидуалистическая, пессимистическая этика стоицизма предлагает человеку не строить оптимистических планов, отказаться от счастья, которое невозможно, покориться судьбе (фатализм), воспитать в себе идеал внутренней стойкости. Стоики отрицают безнравственную действительность в теории и примиряются с нею на практике, ориентируют человека на суровый долг, переносят активность человека в план индивидуального, религиозно окрашенного самосовершенствования. Нравственные черты в человеке – слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность под ударами судьбы, уход от земных дел, абстрактное морализирование. Культивируется в качестве главной заслуги философа-стоика апатия (греч. apatheia, лат. tranquillitas animi) – «бесстрастие», отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему. Главные дурные страсти по мнению стоиков: скорбь – неразумное душевное сжатие. Виды его – жалость, зависть, ревность, соперничество, тоска, тревога, безысходность, горе, смятение; страх – ожидание зла. К страху относятся ужас, робость, стыд, потрясение, испуг, мучение; желание – неразумное возбуждение. К желанию относятся – томление, враждебность, упрямство, гнев, любовь, ненависть, ярость; наслаждение – неразумное возбуждение к предмету, который лишь по видимости предпочтителен. Виды наслаждения – очарование, злорадство, распущенность, разомлелость. Как тело бывает предрасположено к некоторым заболеваниям, например, к простуде или поносу, так и душа к тем или иным дурным склонностям, например, к зависти, жалостливости, сварливости. Главные добрые страсти: радость, осторожность и воля. Они противоположны наслаждению, страху и желанию, и представляют собой виды разумного (мудрого) возбуждения. В философии стоицизма вводится понятие космополитизм (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира), согласно которому все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. Идеи космополитизма имели прогрессивное значение в условиях рабовладельческого общества, они пропагандировали равенство всех людей. Современные космополиты выступают как с идеями сближения народов и государств, так и с нигилистическим отношением к национальной культуре и традициям. Зенон прожил 98 лет. Прославился своим воздержанием, скромностью и добродетелями. «Умер он так: уходя с занятий, он споткнулся и сломал себе палец; тут же, постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы»: «Иду, иду я: зачем зовешь? – И умер на месте, задержав дыхание»[60]. Последователи Зенона в Древней Греции Клеанф ( 330-232 до н.э.), Хрисипп (281/277-208/205 до н.э.); в Древнем Риме – Люций Анней Сенека (5 до н.э. – 65 н.э.), Эпиктет (50-140 гг.), Марк Аврелий (121-180 гг.) и Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.). Если стоики и эпикурейцы предлагали апатию и атараксию, как этические модели уклонения от участия в делах общества, то скептики исследовали еще и трудности процесса познания мира. В конечном счете, они предлагали то же самое – воздержание от суждений, апатию и атараксию по причине невозможности познания вещей. Основателем скептицизма был древнегреческий философ Пиррон (360-270 гг. до н.э.). Суть философии скептицизма передают три сформулированных Тимоном вопроса с ответами. Какова природа вещей? – Непознаваемая. Как мы должны к ним относиться? – Воздерживаться от суждений. Какую мы получаем выгоду из такого отношения? – Не ждать выгоды, быть невозмутимым. Древнегреческий философ и врач III в. н.э. Секст Эмпирик систематизировал основные аргументы, доказывающие невозможность объективного знания о мире в «десяти тропах» (от греч. тropos – поворот, направление). Впервые «десять тропов» были сформулированы философом-скептиком Энесидемом в I в. до н.э. «Десять тропов» Секст Эмпирик разделяет на три рода[61]. Первый род – аргументы «от субъекта»: 1) разнообразие живых существ (человеческий глаз воспринимает мир иначе, чем глаз пчелы); 2) различие между людьми (эскимос и бушмен видят мир по-разному); 3) различное устройство органов чувств у людей (для одних мед более сладок, чем для других); 4) различие состояний субъекта (в радости и в горе, усталости и болезни, сытости и голоде мир воспринимается по-разному). Второй род – аргументы «от объекта». 5) различие между целым и частью объекта (например, цвет и форма слитка серебра и серебряных опилок); 6) различие в обычаях и законах народов (то, что считается нормой и истиной у одних, рассматривается как беззаконие и ложь у других). Третий род – аргументы «от субъекта и объекта»: 7) зависимость познания от местоположения субъекта и объекта, от расстояния между ними, от среды пребывания и т.д. (например, звезды, кажущиеся рядом в силу определенного угла зрения; палка, кажущаяся преломленной в воде); 8) зависимость познания от примесей и условий среды; ни один объект не проявляется в чистом виде (например, звук в узком коридоре и широкой зале); 9) взаимозависимость вещей: невозможно судить о вещи самой по себе: она может быть больше или меньше, светлее или темнее, красивее или безобразнее, полезнее или вреднее в сравнении с другой вещью; 10) зависимость познания от постоянства или редкости встречаемой вещи (так, солнце – гораздо более поразительное явление, чем комета, но в силу постоянства первого и редкости второго эти объекты воспринимаются и познаются в различных отношениях и закономерностях). На основании своих тропов Секст Эмпирик выдвигает требование воздержания от суждений по поводу познаваемости или непознаваемости мира. Он показывает, что реальная жизнь представляет собой многообразие фактов, взаимно исключающих друг друга. Все последующие формы скептицизма и агностицизма Д.Беркли, Д.Юма, И.Канта, которые появились в Новое время, вытекали из «десяти троп» Секста Эмпирика. В.Н.Назаров пишет: «Так толкование Д.Юмом закона причинности как «эмоции ожидания», означающей, что за одним постоянно повторяющимся явлением непременно последует другое, есть не что иное, как развитие десятого тропа Секста (зависимость познания от постоянства или редкости встречаемой вещи). Кантовская идея непознаваемости вещи «самой по себе» есть комбинация нескольких аргументов Секста Эмпирика, в частности восьмого и девятого и т.д. Антиномия познаваемости или непознаваемости мира не разрешена в рамках противопоставленности мышления бытию, субъекта – объекту. Для того, чтобы познать мир, необходимо слиться с ним»[62]. Древнеримская философия характеризуется заимствованиями из древнегреческой, поэтому в ней развивались те же самые направления и идеи. Вместе с тем появилось оригинальное направление – неоплатонизм. Плотин (204-270 гг.) является римским последователем Платона, основателем античного неоплатонизма. Сначала он преподавал устно, и только в возрасте 50 лет стал записывать свои мысли. Его жизнь совпадает с одним из самых бедственных периодов в римской истории. Он отвернулся от картины разорения и нищеты в реальном мире, чтобы созерцать мир блага и красоты. Творчество Плотина оказало влияние на формирование христианства средних веков, католической теологии и неоплатонизма двух эпох: средневековья и Ренессанса. А.Ф. Лосев, выделяет три всемирно-исторических типа неоплатонизма: 1) Античный неоплатонизм Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха, который основан на языческой религии, то есть на многобожии, и космологичен. Он изучает круговорот вещества и душ в природе, и является последней длительной, наиболее зрелой эпохой античной философии (III-VI вв. н.э.), впитавшей в себя почти все философские системы предыдущего античного развития. Плотин смог согласовать философские учения Платона, Аристотеля, античных стоиков и натурфилософов, что позволило емусоздать новое философское направление, основанное на принципе единства духовного начала. 2) Средневековый неоплатонизм кроме природы, космоса и природного человека исследует абсолютную личность, Творца бытия из ничего, противостоит политеизму (многобожию), оправдывает монотеизм (единобожие) поэтому теологичен (тео – бог). 3) Возрожденческий неоплатонизм не удовлетворяется ни античным политеизмом, ни средневековым монотеизмом, выдвигает в центр интересов философии человека природного – антропоцентризм. Сохраняет восторг перед космосом и перед богом как универсальной личностью. Самое главное в Ренессансе – это такая личность, которая абсолютна не в своем надмировом существовании, но в своей чисто человеческой осуществленности.[63] Платонизм был учением о примате идеи над материей, о том, что идея есть вечная порождающая модель вещи. Плотин дополнил платоновское учение об идеях учением Аристотеля о Нусе, космическом Уме, который является самосознанием. Благодаря этому дополнению, платоновский мир идей превратился в особое надкосмическое сознание, которое является тождеством мыслящего и мыслимого. Мир идей оказался заряженным энергией, потенцией всякого возможного иного бытия, то есть, материи. Плотин включил в свою философию также идеи стоиков, которые видели источник материального бытия в эманацци, то есть истечении или исхождении первоогня. Распространяясь по всему миру, первоогонь стоиков создает собою всю иерархию бытия: начиная от демонов и человека, душа которого есть теплое дыхание огня, к неодушевленным и неорганическим вещам. Плотин на место первоогня стоиков ставит Мировую Душу, которая является сплавом платоновских Идей, аристотелевского Нуса или Ума и теплого дыхания стоиков. Результатом эманации или вечной подвижности Мировой Души стал Космос – одушевленная Вселенная. Завершает систему античного неоплатонизма учение о Едином. Чтобы понять Единое, рассмотрим пример. Любая отдельная вещь не состоит только из своих признаков и свойств, но мыслится нами как нечто единичное, нераздельное, выше суммы своих признаков. Дерево мы должны понимать сначала как просто дерево, то есть без всяких признаков и свойств. И только потом мы получим возможность приписывать дереву все необходимые для него признаки и свойства: ствол, листья, корни, сок и т.п. Теперь возьмем мир в целом. Он обладает неисчислимым количеством признаков и свойств и состоит из бесчисленного количества больших и малых частей. А так как ничего, кроме мира, не существует, то все необходимые для него признаки и свойства мы уже ему приписали, так что сам он уже остается выше всяких своих признаков и свойств и выше всякой своей отдельной сущности, отдельного бытия и отдельного познания. Это значит, что, какие бы признаки и свойства мы ни приписывали миру, он, как отличный от них их носитель, остается чем-то превышающим всякое бытие, познание или мышление. Если выразиться максимально кратко, то Плотин создает многоступенчатую модель бытия. Началом всего является Единое. Будучи совершенным, оно подобно Солнцу, оно эманирует, как бы перетекает, переливается через край и образует другое качество – Ум, благодаря которому Единое созерцает само себя. Но Ум также переходит в другое, себе подобное, которое есть Душа. Ум и Душа – ступени деградации Единого. При этом Единое само не убывает, как например, источник света, освещая всё вокруг, сам не становится темнее. Последней ступенью деградации Единого является Материя, которая является неким Злом, чем-то несуществующим. Но видимый и слышимый Космос – не есть Зло. Он есть результат эманации Единого. Он обладает Душой, Умом и Красотой. Душа, создает этот мир по памяти о божественном, а не потому, что она стала падшей. Душа, хотя и ниже, чем Нус, есть творец всего живого; она создала Солнце, Луну, звёзды и весь видимый мир. Она отпрыск божественного интеллекта. Она – двоица: есть внутренняя душа, стремящаяся к Нусу, и другая, связанная с нисходящим движением, обращенная вовне, именно она порождает природу и мир чувств. Природа для Плотина низшая сфера, эманация Души, когда она забывает смотреть вверх на Нус. Видимый мир прекрасен и является обителью благословенных духов; он менее хорош, чем интеллектуальный мир. Он лучший из всех, которые логически возможны; но это копия вечного мира, и обладает красотой, возможной для копии. Посередине находится Земля, над ней небесный купол, состоящий из правильно расположенных и точно движущихся светил, с периодическими пожарами всего этого Космоса и превращением его в огненный хаос, а потом с периодическим возвращением его в абсолютную стройность, порядок и непререкаемо правильную подвижность. Плотин твердо убежден, что небесные тела есть тела богоподобных живых существ неизмеримо выше стоящих, чем человек. Это будит воображение, возбуждает чувства, естественно внушаемые небесными телами, и делает человека менее одиноким в физическом мире. Человек является комбинацией Единого и Материи. Он имеет материальное тело, уподобленное Душе, её отражающее и освещенное её светом. Человеческая душа есть результат непрерывной эманации Мировой Души. Ум отдельного человека есть следствие эманации космического Ума (Нуса). В итоге человек всеми нитями связан с Единым. Материальная природа нашего тела привлекла нас к себе ненадолго. Тело создано душой и не обладает независимой реальностью. Тело, будучи сложным, не является бессмертным; поскольку оно есть часть нас самих, мы не полностью бессмертны. Каждая душа имеет свой час, когда она нисходит и входит в подходящее ей тело. Мотивом служит не разум, а половое желание. Когда душа покидает тело, она входит в другое тело, если она грешила, она получает наказание. Если в этой жизни ты убил свою мать, то в будущей жизни ты будешь женщиной, и тебя умертвит твой сын. Цель человека – эволюция, совершенствование. Он должен пройти по ступеням бытия в порядке, обратном эманации – в направлении к Единому до полного слияния с ним, как бы по солнечному лучу – к Солнцу. Это возможно, потому что высшее, порождая низшее, само остается неизменным и присутствует в каждой точке бытия. Теория познания Плотина космоцентрична. Единственным и главным объектом познания для него является Космос, сущность Единого, соотнесенного с Божественным разумом. Плотин оптимист, он убежден в познаваемости Единого, так как человек с его разумом телесно, духовно и интеллектуально принадлежит Космосу. Плотин предлагает иррациональный путь познания: не чувствами, не душой и не разумом, а при помощи восторженного состояния сверхразумного экстаза. Переживание «экстаза» (нахождение вне собственного тела), сопребывание с Единым часто бывало у Плотина. Добиться состояния экстаза он рекомендует с помощью нравственно-очистительного аскетизма – ограничения телесных наслаждений. Поэтому важной стороной осуществления познавательной деятельности является этика. Этика. По мнению Плотина, для познания высшего блага и слияния с ним существуют четыре класса добродетелей: практические – мудрость, мужество, умеренность и справедливость; на этой ступени человек обуздывает свои чувства и желания, подчиняет их разуму; душа еще смотрит вниз на тело, которое она освещает; аскетические – интуиция, готовность отделить душу от тела, бесстрастие, изгнание из души всех кумиров, кроме разума; на этом этапе достигается полное очищение, освобождение души от тела; душа становится безгрешной и обращается к себе самой; теоретические – философско-теоретическая созерцательная деятельность; на этой ступени человек поднимается высоко за пределы своего земного я; душа уже смотрит вверх, достигает второй ипостаси – ума; мистические – мистический экстаз; на этой ступени происходит уподобление Богу, созерцание Бога, слияние с ним; душа преодолевает свою самость. Три первых класса добродетелей олицетворяют Красоту, Любовь и Диалектику, четвертый класс – Познание. Применение аскетизма и мистики в процессе познания внешне сближает античный неоплатонизм с христианством. Но Плотин далек от монотеизма, слово Бог он применяет для обозначения космических явлений, в его космосе нет субъекта, а есть только непомерно разросшиеся и заполнившие весь космос предикаты: Единое, Ум, Душа, Материя. Философия Плотина – очень красивая мистическая диалектика, символизирует конец античности, и начало христианства.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы принципы периодизации истории философии? 2. Дайте общую характеристику античной философии. 3. Назовите основные проблемы, которые интересовали раннюю греческую философию. 4. Почему слово «софист» стало ругательным? 5. Почему Сократ предпочел казнь побегу? 6. Является ли идеальное государство, описанное Платоном, моделью будущего социализма? 7. Каков вклад Аристотеля в развитие философии? 8. Какие философские идеи хочет донести до людей киник Диоген своим эпатажным поведением? 9. Почему философия эллинизма уделяет большое внимание этическим проблемам? 10. В чем положительное значение скептицизма в философии? 11. В связи с какими элементами содержания философию неоплатоников считают предшественницей христианства? Рекомендуемая литература 1. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. 2-е изд. М. Юрайт. 2007. 2. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Древний мир. Античность. Кн. 1. М., Юнити. 2009. 3. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Средние века. Возрождение. Новое время. Кн. 2. М., Юнити. 2009. 4. Спиркин А.Г. Философия. М. Гардарики. 2008. 5. Философия. Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко проф. В.П. Ратникова. 2-е изд. М., Юнити. 2007.
Дополнительная литература 6. Антология кинизма // М. «Наука», 1984. 7. Аристотель Большая этика // Аристотель Сочинения в четырех томах. М., 1984. Т.4. 8. Виндельбанд Вильгельм. История философии // Киев.: «Ника-Центр», 1997. 9. Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., Мысль. 1987. 10. Демокрит // ОГИЗ, 1935. 11. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов // М.: "Мысль", 1979. 12. История философии Запад – Россия – Восток. Книга первая. Под ред. Н.В. Мотрошиловой // М.: «Греко-латинский кабинет», 1995. 13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // В кн.: Философия, мифология, культура. М., 1991. 14. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // В кн.: Платон. Собр.соч. в 4-х томах. М. «Мысль». 1990. Т. 1. 15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения // М.: «Мысль». 1978. 16. Материалисты Древней Греции // М., 1955. 17. Назаров В.Н. Систематическая философия в вопросах и ответах. Тула. 1999. 18. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.// В кн.: Ницше Сочинения в двух томах. М. Мысль. 1990, т. I. 19. Платон. Государство. Собрание сочинений в четырех томах. М.: «Мысль». 1994. Т.3. 20. Поппер Карл Открытое общество и его враги в двух томах // М., 1992, т. 2. 21. Рассел Б. История западноевропейской философии. М.: «Миф». 1993. Т. I. 22. Словарь античности // М.: Прогресс. 1989. 23. Философия в вопросах и ответах. Под ред. проф. А.П. Алексеева и доц. Л.Е. Яковлевой // М.: «Проспект», 2003. 24. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I // М.: «Наука», 1989. 25. Шестов Л. Гефсиманская ночь (Философия Паскаля) // В кн.: Лев Шестов. Сочинения в 2-х томах. М. «Наука». 1993. Т. 2. 26. Шпенглер О. Закат Европы // М.: Мысль. 1993. Т. I.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |