КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как исхитрился свершить знающий все Демокрит? 1 страница
Тертуллиан пишет, что Демокрит ослепил самого себя, так как не мог видеть женщин без страстного вожделения и страдал, если не добивался обладания ими. Когда Демокрит был уже дряхлым, четыре дня не принимал пищи и ждал конца, его сестра попросила, чтобы он не умирал во время праздника богини Фесмофории и не навлек несчастья. Он ее ободрил и велел приносить ему каждый день теплый хлеб, и, поднося его к ноздрям, продержался положенные три дня, после чего безболезненно расстался с жизнью. О нем сочинили такие стихи: Кто настолько был мудр, что дело исполнил такое, Смерть, что явилась за ним, принимал он три дня в своем доме, Гостью питая свою паром горячих хлебов. [30] Онтология Демокрита. В качестве первоначала всего сущего он ввел два новых понятия: атомы и пустота, считая, чтовсе остальное существует лишь во мнении. Это позволило разрешить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами. С одной стороны, атом неделим и неуничтожим (как бытие Парменида), с другой – атомов бесконечное множество и пустота является условием существования этой множественности. Мир и все существующее в нем, включая душу человека, есть соединение различных по форме, величине и положению атомов. Позже Эпикур добавит вес, как одну из характеристик атома. Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством их столкновения и сотрясения, в результате которого образуются вихри. Первичного толчка никогда не было, поскольку движение – способ существования атомов. Демокрит убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих. Другая особенность философии атомистов – объяснение мира с позиций детерминизма, принципа причинности, отсутствие понятия цели. По Демокриту, все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости, т.е., все имеет свою необходимую причину. Демокрит отрицал существование случайности, которая трактовалась им как результат незнания. В гносеологии Демокрит выдвинул теорию истечения для объяснения восприятий внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают их образы, копии, попадают в глаз и создают представление о предмете. Но чувственное познание он называет «темным», подлинной формой познания является познание с помощью рассуждений. Душа человека материальна, состоит из атомов, которые после смерти рассеиваются, поэтому бессмертия нет. В старину думали, что колдуньи снимают с неба луну и солнце. Поэтому до времени Демокрита многие называли затмения «снятиями» (луны или солнца). Демокрит был атеистом, религиозность людей объяснял влиянием явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений. Он был сторонником демократии, и писал: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия, граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».[31] Известны его изречения: Врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей. Следует быть хорошим человеком или подражать хорошему. Тяжело находиться в повиновении у худшего. Доступный подкупу никогда не может быть справедливым. Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время. Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи. Многие многознайки не имеют ума. Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ума. Любящие порицать других не способны к дружбе. Женщина не должна заниматься болтовней, ибо это ужасно. Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит. Счастье и несчастье – в душе. Слово – тень дела. Ласка любви уничтожает любовную ссору.[32] Софисты. Во второй половине V века до н.э. великим досократикам было противопоставлено скептическое движение софистов во главе с Протагором. Парадоксальность исторического значения этого направления заключается в том, что они одновременно заслужили и достойное место в истории философии, так как вывели античную мысль на проблему человека, тем самым, начав классическую греческую философию, и критику за то, что пренебрегали истиной в споре. Сначала слово «софист» не имело отрицательного значения, им называли «мудреца», посвятившего жизнь умственной деятельности. Затем софистами стали называть платных преподавателей, которые учили молодых людей политическому красноречию и адвокатской практике. Платон протестовал против практики софистов брать плату за обучение, поскольку сам был обеспеченным человеком. Со временем софисты стали меньше интересоваться истиной, больше – успехом в споре, доводя до крайности принцип относительности наших знаний. Термин «софистика» стал приобретать отрицательный смысл, значение ругательства, обозначая «рассуждение, сознательно вводящее в заблуждение», а софистом стали называть мыслителя умеющего доказать то, что угодно ему, независимо от истинности доказываемого; «платного учителя красноречия» «ложного мудреца». Протагор из Абдер (ок. 500-410 гг. до н.э.) – один из родоначальников софистики, он был слушателем Демокрита, и имел прозвище Мудрость. Он дважды посетил Афины. Протагор первый сказал, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом. Знаменитое положение Протагора гласит: «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих, и несуществованию несуществующих». Это означает, что, поскольку все люди разные, объективной истины нет. Но только объективная истина может быть критерием правоты одного и неправоты другого. Он считал, что если что-то хорошо человеку, то не значит, что оно – истина, и, наоборот, если что-то плохо человеку, совсем не обязательно оно ложно. Речь идет об относительности и субъективности всего существующего, в том числе истины и знания. Свое сочинение «О богах» он начал так: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». За это афиняне изгнали его из города, а книги его сожгли на площади, через глашатая отобрав их у всех, кто имел. При переезде в Сицилию Протагор, как сообщают, утонул. Теория познания Протагора содержит психологическое объяснение человеческих восприятий и представлений. Он считал, что, подобно всем мировым явлениям, восприятие основано на движении. Движутся не только воспринимаемые предметы, но и воспринимающий орган. Каждый человек знает вещи субъективно – такими, какими они представляются ему, и только ему, в момент восприятия. А так как помимо восприятия не может быть представлений и знаний, то для человеческого познания всеобщих истин вообще не существует. Софистика завершилась отрицанием объективной истины. Таков смысл релятивизма Протагора. Известен случай. Протагор потребовал платы со своего ученика Еватла, который должен был заплатить ему за учебу в том случае, если выиграет свой первый процесс. Еватл ответил: «Но я ведь еще не выиграл дело в суде!» Протагор сказал: «Если мы подадим в суд, и дело выиграю я, ты заплатишь по решению суда, потому что выиграл я; если выиграешь ты, то заплатишь, по условиям нашего договора, потому что выиграл ты». На что Еватл возразил: «Если дело выиграешь ты, то я не буду платить по условиям нашего договора, потому что проиграю, а если дело выиграю я, то не буду платить по решению суда». Софист, и учитель риторикииз Леонтины – Горгий (ок. 483-375 до н.э.) написал трактат «О том, чего нет, или О природе», в котором рассматривал три тезиса: 1) ничего нет; 2) если что-то и есть, то оно непознаваемо; 3) если оно и познаваемо, то оно все равно невыразимо в слове и не может быть передано другому. Он приходит к нигилистическому положению, что все суждения в равной степени ложны, потому что сущее не совпадает ни с мыслью, ни со словом, поэтому его невозможно ни познать, ни выразить, ни объяснить. Следовательно, объективной истины не существует, а есть лишь разнообразные мнения. А человек – мера не только вещей, но и мнений. Можно убеждать всех во всем, и нет для человека более высокого искусства, чем искусство убеждать, а слово – главное средство убеждения. Отсюда интерес софистики к языку, риторике. Софисты больше заняты логикой спора и обоснования, чем содержанием учений. Отрицание объективной истины, абсолютных моральных ценностей поставило софистику на грань, где философия перестает существовать. Собственно философской остается только форма – содержание исчезает. Ранняя греческая философия оказалась в кризисе. На вопрос о том, может ли философия познавать истину, полезна ли она сама по себе, будет отвечать классическая греческая философия. Заслуга софистов и вместе с ними Сократа в том, что они отставляют онтологию и космологию на задний план и концентрируют внимание на человеке, его этических и политических качествах. Так возникает новый ряд предельных вопросов: - Что такое человек и в чем его благо? - Какова природа добра и зла? Может ли человек стать добрым или злым по своей воле? - Какое государственное устройство наилучшее? Классическая греческая философия Центральная фигура античной философии – Сократ (469-399 гг. до н.э.) житель Афин, сын каменотеса Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Свое призвание философствовать Сократ почувствовал после 30 лет, а до этого он работал ваятелем. Освободил его из мастерской и дал ему образование Критон, привлеченный душевной красотой Сократа. Сократ вел настолько здоровый образ жизни, что когда Афины охватила чума, он один остался невредим. Женат он был дважды: на Мирто, от которой имел сыновей Софроникса и Менексена; и на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл. Ксантиппа вошла в историю как самая сварливая жена всех времен. Ницше писал по этому поводу: " Ксантиппа. Сократ нашел жену, какая ему была нужна, – но и он не искал бы ее, если бы достаточно хорошо ее знал; так далеко не зашел бы героизм даже этого свободного ума. Фактически Ксантиппа все более вгоняла его в его своеобразное призвание, делая ему дом и домашний уют бездомным и неуютным: она научила его жить на улице и всюду, где можно было болтать и быть праздным, и тем создала из него величайшего афинского уличного диалектика; и под конец он сам сравнивал себя с навязчивой уздой, которую бог надел прекрасному коню Афинам, чтобы не давать ему успокоиться"[33] У Сократа можно поучиться доброте, благородству, терпению и великодушию, в том числе и по отношению к Ксантиппе. Рассказывают, однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед. Он успокоил ее: "Не бойся, если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет". Он говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а иные живут, чтобы есть. Когда Ксантиппа сначала разругала его, а потом окатила водой, он заявил: "Так я и говорил – у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь". Когда Алкивиад сказал, что ругань Ксантиппы непереносима, Сократ ответил, что он привык к ней, как к вечному скрипу колеса, как привыкают к гоготу гусей. "Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу", - сказал Алкивиад. "А Ксантиппа рожает мне детей, " – отвечал Сократ. Он говорил, что сварливая жена для него – то же, что норовистые кони для наездников: "Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми". Такое же мудрое терпение он проявлял во всем. Поскольку в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?" Это терпение не является чудачеством или тем более трусостью. Сократ был не только мудрым, но и мужественным и смелым человеком, он переносил лишения в военных походах и в минуты опасности спасал друзей. Это стойкое терпение имеет философский смысл – не поддаваться гневу и другим страстям. Те, кто руководствуются в своих поступках аффектами и инстинктами, мало чем отличаются от ослов и от животных вообще. Для того, чтобы общаться, человеку даны не руки и ноги, а разум, сознание и речь. Так вот и нужно обдумывать свои поступки, беседовать с противником, прежде чем заносить над чьей-то головой кулак или сапог. Доходчиво объяснить это современникам и потомкам можно было только посредством личного примера. Для этого пришлось даже принять казнь. За это и многое другое Пифия изрекла знаменитую фразу: "Сократ превыше всех своею мудростью". Сократ явился основателем классической греческой философии, в частности, этического рационализма. В отличие от большинства философов он не стремился в чужие края, разве что в поход.Он постоянно находился в Афинах, вокруг него был кружок слушателей, и он фактически оказался ядром первой философской школы в Афинах. Под влиянием софистов, в центр своих философских интересов Сократ ставит проблему человека и его бытия в обществе, вопросы морали и права, но решает ее иначе. Так же, как софисты, он любил разговаривать и спорить. Разница в том, что софистические споры отличались отсутствием всяких положительных идеалов, доходили до пустословия и беспринципности, а споры Сократа имели целью поиск истины на основе доверия к разуму. Он не оставил письменных источников, формой своего философствования избрав беседу, которая вошла в историю как сократическая. Диалектика в ее постоянном искании объективной истины есть то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии и от софистики[34]. Новыми у Сократа были его этика и рационализм. Все философские школы греков приняли от Сократа завет: нельзя никому и ничему доверять, все может обмануть – не обманет только один разум, только разум может положить конец нашей тревоге, дать нам прочную почву и уверенность. Правда, Сократ вовсе не был так последователен, как это принято думать. В очень важных случаях своей жизни, нисколько этого не скрывая, он отказывал в повиновении разуму и прислушивался к голосу какого-то загадочного существа, которое у него называлось демоном. [35] Был ли это его внутренний голос, или идея бога как высшей справедливости, человеческой и общественной. Именно в связи с этим он был обвинен во введении новых божеств и неуважении старых. Сократ первым из греческих мыслителей сделал этические вопросы основным предметом теоретического исследования. Единственным предметом философии может быть человек, и его нравственность. Отсюда исходное положение его философии – «познай самого себя». Известно изречение Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают даже этого». В этой формуле – философский метод Сократа – принцип методологического сомнения, который предполагал исследование вопроса с нуля. Освободив свое сознание от всего непроверенного, Сократ приступал к логическому исследованию этических и эстетических понятий, например, мужество или красота. Для этого Сократ и ходил по людным местам, вступал в разговоры, собирая различные мнения об этих понятиях. При этом он мастерски приводил собеседника в противоречие с самим собой. Это – прием иронии. Искусство преодоления противоречий – майевтика (искусство родовспоможения). При помощи правильно подобранных наводящих вопросов Сократ выяснял слабые места в знаниях противника и помогал ему найти однозначный ответ на поставленный вопрос, определить понятие, дать ему дефиницию. В результате удавалось обрести новое знание как основу единой, необходимой, общеобязательной для всех нравственности. Сократ впервые применил индуктивный метод доказательства, собирая по тому или иному теоретическому вопросу как можно больше мнений, отыскивая факты, изучая, сравнивая и сопоставляя их. Использование диалога как средства достижения истины – историческая заслуга Сократа. Сократ приходит к выводу, что главные древнегреческие добродетели – мудрость, мужество, умеренность и справедливость – на практике противоречивы и не могут служить руководством для нравственного поведения. Неясность нравственных понятий – причина безнравственных поступков. Каждая добродетель возможна, когда есть знание: мудрость – знание как соблюдать законы, мужество – знание как преодолеть опасность, умеренность, главная добродетель, – знание как обуздывать свои страсти. Изучив индивидуальное сознание, Сократ делает вывод о существовании общих норм сознания и однозначных принципов. Он убежден, что человек может стать нравственным только тогда, когда узнает, что такое добродетель и благо. Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать плохо. Разум достаточно силен, чтобы помочь человеку. Разум диктует следующее. Цель жизни – счастье, которое заключается в умеренном наслаждении. Человек должен наслаждаться так, чтобы наслаждение не поработило его. Умей быть свободным от наслаждения в разгар этого наслаждения. Для этого нужны самообладание и свобода воли. Впервые у Сократа появляется одно из центральных понятий в этике – свобода воли. Она трактуется как усилие над собой для преодоления страстей и следования по пути разума. И здесь Сократ выступает как рационалист. Свободу воли он понимает как победу разума над чувственными страстями. Сам Сократ был образцом умеренности. Равнодушие его к материальным благам и его самообладание оказали не меньшее влияние на последующую философию, чем его учение. Сократ учил также принципу «целое важнее своих частей». Применительно к политике это означало, что город важнее любого из своих граждан. И потому каждый гражданин должен чтить и соблюдать законы, даже если он мудрее других, понимает несовершенство законов и не согласен с ними. Сам Сократ был противником афинской демократии, но законы уважал. Он не считал демократию эффективной формой власти, так как большинство граждан, по его мнению, не вникают в смысл законов, которым они отдают или не отдают свой голос. Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Это сходило ему с рук во времена олигархического правления, но большую часть времени в Афинах была демократия, даже военачальники избирались по жребию. Сократ же пытался отправлять юношей учиться военному делу, финансам. Этот план он хотел реализовать даже в отношении стратега. Тогда было решено, что легче заставить замолчать Сократа, чем избавиться от того зла, на которое он жаловался. Молодой политик Анит, поэт-трагик Мелет, и неизвестный ритор Ликон обвинили Сократа в том, что он вводит новые божества и этим развращает юношество. В итоге Сократа судили, и он был казнен при помощи яда цикуты. Такая смерть потрясла Афины, особенно молодого поклонника и ученика Сократа Платона. Историческое значение теоретической деятельности Сократа неоднозначно. С одной стороны, благодаря Сократу и его беседам стала возможной философская деятельность Платона и Аристотеля, определившая развитие европейской философии. С другой стороны фигура Сократа является объектом критики со стороны более поздних философов, в частности, Фридриха Ницше, Карла Поппера, которые обвиняют античного мудреца в том, что его взгляды являются косвенным источником идей социализма, тоталитаризма. Сам Сократ, по мнению Ницше, повинен в том ореоле мученичества, который обеспечила ему казнь, и который держал в оцепенении потомков, мешая преодолевать его исторически преходящие идеи. Поскольку Сократ ничего не писал, мы можем судить о его философских взглядах, характере и биографии по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта. В учениях Платона и Аристотеля мы находим новый круг фундаментальных философских проблем. Это проблемы происхождения и природы познания: гносеологии (учения о познании), логики и философии языка. - Каким путем следовать, чтобы достичь истины? Каков вклад чувств и разума в познание? - Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила достоверного мышления? Каков критерий истинного суждения в его отличии от ложного? - Является ли язык выражением имени вещи, ее природной сущности, или слово – всего лишь условный знак вещи, преграда на пути познания ее истинной сущности? Все эти основные проблемы античной философии были сгруппированы в три главных раздела, выражающих предельный круг античных знаний: 1. Физика (от греч. рhysis - природа), включающая в себя онтологию (учение о бытии), космологию (учение о гармонии и порядке мира) и теологию (учение о божественном, духовном начале мира). 2. Этика (от греч. ethos обычай, характер), включающая в себя антропологию (учение о человеке), нравственную философию (учение о благе человека, добродетелях и пороках) и философию государства и права (учение о наилучшем государственном устройстве и естественном праве). 3. Логика (от logos – слово, рассуждение), включающая в себя гносеологию (учение о природе знания), аналитику (учение о правилах доказательности суждений) и философию языка и диалектику (искусство понятий, словесного выражения мыслей)[36]. Платон (427-347 гг. до н.э.) (его настоящее имя Аристокл, по преданию, Платоном его назвал Сократ за широту груди и лба) – величайший философ античной Греции, основатель целого направления в философии, родоначальник объективного идеализма. Платон был первым крупнейшим европейским философом, чьи произведения дошли до нас почти полностью: 34 диалога, «Апология Сократа» и 13 писем. Часто даже говорят, что вся западноевропейская философия – это примечания к Платону. Б.Рассел считает, что «Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон».[37] А.Ф. Лосев пишет, что в европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно восхваляя его, то всячески принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Но этот обоснователь вероучений часто оказывался также их коварным врагом. Ведь платонизм в своей основе все же языческое учение. Наступали моменты в истории, когда платонизм вдруг восставал грозной силой против монотеистического вероучения и под его ударами начинали шататься и падать те самые богословские системы, самым верным союзником которых ранее казался Платон.[38] Образ лебедя. «Рассказывают, что Сократу однажды приснился сон, будто он держал на коленях лебеденка, а тот вдруг покрылся перьями и взлетел с дивным криком: а на следующий день он встретил Платона и сказал, что это и есть его лебедь».[39] Незадолго до кончины Платон видал во сне, будто превратился в лебедя, летает с дерева на дерево и доставляет много хлопот птицеловам. Сократик Симмий истолковал это так, что он останется неуловимым для тех, кто захочет его толковать, – ибо птицеловам подобны толкователи, старающиеся выследить мысли древних авторов.[40] Молодой Платон сначала проявил свой талант в области художественной литературы, музыки, живописи и спорта. Он писал много стихов, путешествовал. Представитель старинного афинского аристократического рода, исконно связанного с политикой, он после первой же встречи попал под сильнейшее влияние нищего мудреца Сократа, сжег все свои поэтические произведения со словами: «Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону», и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. Вопреки семейной традиции он отказался от активной политической деятельности, но интереса к политике не потерял. Метод философствования Платона – диалог – речь, состоящая из вопросов и ответов, о философских темах. В трудах Платона получила дальнейшее развитие диалектика – искусство доводов, при утверждении или опровержении вопросов и ответов собеседников. Проводником идей Платона в его диалогах является Сократ. Теория идей. Главным в философии Платона является учение о мире идей, или эйдосов, которое он разрабатывал в течение всей жизни. Для него мир идей постигается только умом, существует вечно, не изменяясь вне пространства и вне времени. Мир идей представляет собой сложную, иерархически упорядоченную целостность, которую венчает и объединяет идея Блага. Все идеи причастны благу, поэтому они «благие». Благо сравнимо с Солнцем, освещающим и согревающим вещественный мир. Платоновские идеи – это: 1) образцы, эталоны, идеальные прообразы, по которым создана вся природа; 2) причины или источник бытия вещей, их свойств и отношений «вещи – тени идей»; 3) идеалы, цели, к которым стремится все существующее; 4) общие понятия о смысле, сущности предмета. Отвечая на вопрос: «Что такое знание?», Платон показывает, что это не ощущение, так как нет знания без понимания. Например, мы не понимаем иностранную речь, хотя и слышим. Подлинное знание – это такое знание, которое постигается разумом, предметом такого знания выступают не вещи, а идеи. «Идея» Платона резко отличается от всех чувственных вещей. Эти вещи постоянно изменяются, идея же никогда не изменяется, всегда тождественна сама себе. Окружающий нас материальный мир мы познаем чувствами, и он является производным от мира идей, он «тень» мира идей. В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. Например, вещественные столы в нашей жизни представляют собой тень вечной и неизменной идеи стола, которая проявляется во всех столах. Целостность теории Платона придает учение о раздвоенности человека на душу и тело, о космическом происхождении и более высоком статусе души по сравнению с телом. Человек, его разум и его жизнь так же, как и вещи, связан с космосом. Все, что происходит с нами на земле, зависит и от того, как вела себя наша бессмертная душа в космосе, в занебесной области бытия. В диалоге «Федр», опираясь на мифы и художественные образы, Платон излагает учение о вечном круговороте душ и тел, в котором активны и те и другие. Души обитают в занебесной области, бесцветной, без очертаний и видной лишь кормчему души – уму. Там царят истина, красота и совершенство. Душа каждого бога и человека есть колесница, в которую запряжены два коня: один разумный, другой неразумный, а управляет колесницей возничий. Платон пишет: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего».[41] У богов и кони, и возничие все благородны. Зевс на крылатой колеснице едет первым, за ним легко совершают свой путь по краю поднебесного свода одиннадцать отрядов колесниц главных богов и гениев. Мысль богов питается умом и чистым знанием. Насладившись созерцанием подлинного бытия, истины, справедливости, знания и рассудительности, душа бога снова спускается во внутреннюю область неба и приходит домой, возничий ставит коней к яслям, дает им амброзии и поит нектаром. Души людей живут труднее и драматичнее, чем души богов. Один конь прекрасен и благороден, он олицетворяет разум, а другой – причастен злу и соответствует чувствам. Кони рвут каждый в свою сторону, душа одно видит, а другое – нет. Это мешает спокойному движению, и созерцанию блага, только иногда человеческие души имеют возможность заглянуть в занебесное поле истины. Душ много, все они жадно стремятся кверху, им это не под силу, и они носятся по кругу в глубине и топчут друг друга, возничим с ними не справиться, многие калечатся, у многих часто ломаются крылья. Душа, утратившая крылья, отяжелев, падает на землю и попадает в тело. Раньше, чем через десять тысяч лет, душа не окрылится, «за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость»,[42] - она окрыляется за три тысячи лет. По окончании своей первой жизни души привлекаются к суду, после приговора они отбывают наказание по заслугам, кто в темнице, кто на небе. Критерием является работа либо бездействие разума. На тысячный год души являются выбрать себе новую жизнь, кто какую захочет. Могут получить жизнь животного. Или, наоборот, душа, обитавшая в теле животного, получит тело человека. Но душа, никогда не созерцавшая истины, не примет образа человека, потому что человек должен припоминать знание, полученное до своего рождения. В этом его основная задача. Правило такое, что при первом рождении душа не вселяется в животное. Платон приводит по убывающей 9 наиболее почетных профессий на земле, заниматься которыми смогут души, успевшие больше других узреть в занебесной области: 1) философ; 2) законопослушный царь; 3) государственный деятель; 4) гимнаст или врач; 5) прорицатель; 6) поэт; 7) ремесленник или земледелец; 8) софист или демагог; 9) тиран. Во всех этих призваниях, тот, кто проживет, соблюдая справедливость, получит лучшую долю, а кто ее нарушит – худшую. В основе космоса Платон усматривает три разнородных начала: Бог – активное начало; Идеи – качественное начало; Материя – телесное начало.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |