Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лен надом. Но ведь каждый, кто плавал по реке, знает,что течениесносит лодку. Чтобы попасть кдому, нос надо держать на точку, находящуюся много выше». 3 страница




Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и уме­ет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может. Целью вос­питания и выступает формирование такой воспитанности, а за­дачами -- формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного ком­плекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нрав­ственного, гуманистического, демократического, экономиче­ского, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.

Воспитанию принадлежит важнейшая роль в формировании личности. Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — воспитатель рим­ского императора Нерона — говорил:

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.

Воспитанность — интегральный продукт стихийных и целе­направленных педагогических воздействий. Педагогика исследу­ют последние и разрабатывает пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и от­ветственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности.

Педагогические Являясь подсистемой в обшей системе
принципы воспитания формирования личности, воспитание само
и особенности должно быть системно, обладать всеми

их реализации присущими педагогическим системам эле-

ментами, где все должно быть взаимосвя­зано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его



Раздел I. Психология и педагогика: основы


цель, организуется и проводится подчиненная цели система педаго­гической работы, характерная особым, воспитывающим содержани­ем, формами, условиями, методами, приемами, средствами, апроби­рованными в опыте и разработанными педагогической наукой.

Воспитание, как и другие виды педагогической деятельно­сти, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо спе­цифичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, мето­ды, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организо­вать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы прин­ципов: содержательные, организационные и методические (рис. 3.3). Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга (поэтому отнесение принципа к одной из групп делается по преобладающим признакам) и реализуются в едином комплексе.

Содержательные принципы воспитания позволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогические воздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемуся человеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностей человека, группы, времени, места и условий.

Принцип воспитательной целеустремленности обязывает всю ра­боту формирующего себя человека и работу с ним строить с уста­новкой на повышение уровня воспитанности, на достижение вос­питательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем испраааяются; невоспитанность лете предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром».

Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому.

Как-то к Л. И. Толстому пришел еще малоизвестный в то время художник Н. Рерих и показал свою картину. Художник рисовал, словно сидя на корме лодке. Перед ним сидел могучий крестьянин, гребущий веслами к противоположному берегу реки, на котором стоял, видимо, его дом. Лев Николаевич посмотрел, подумал и ска­зал: «Я затрудняюсь оценить художественные достоинства картины, но вот в изображении допущена ошибка: нос лодки у Вас направ-


3. Основы научно-педагогического знания






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.