КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лен надом. Но ведь каждый, кто плавал по реке, знает,что течениесносит лодку. Чтобы попасть кдому, нос надо держать на точку, находящуюся много выше». 2 страница
3. Основы научно-педагогического знания к пониманию и запоминанию, от знаний — к убеждениям, от знаний — к применению, от простых умений -- к навыкам и привычкам, от действий и привычек — к качествам, от профессионального мастерства — к профессиональной культуре и пр. Механизмы действуют между причиной и следствием, педагогическим воздействием и результатом. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу. Понимание механизма, расчет на него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы, учитываемые и используемые осознанно и целенаправленно, лежат в основе педагогических технологий работы родителя, учителя, преподавателя, руководителя, профессионала и др. Перед решением педагогической задачи важно мысленно «просчитать» срабатывание подго-таативаемого педагогического действия, опираясь на педагогические, психологические, даже физиологические знания и собственную интуицию (если она развита в педагогическом опыте). По признаку системного строения и функционирования педагогическая действительность в жизни людей и общества представлена основными системными видами педагогических явлений — образованием, воспитанием, обучением, развитием. Каждому из них свойственны свои совокупности педагогических фактов, закономерностей и механизмов. Образование — целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан системой фундаментальных (разнородных, обширных, глубоких, научных, взаимосвязанных, систематизированных) знаний и соответствующих умений, привычек, качеств и способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции. Такие приобретения человека обеспечивают максимально высокий уровень понимания им мира, жизни, людей, общества, духовных ценностей, себя и своего места в мире, формируют интеллект, привычку и потребность к мышлению, самостоятельным и взвешенным суждениям и решениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, непрерывному самосовершенствованию. Индивидуальный педагогический результат образования — образованность личности, общности людей, определяемую не по формальным показателям Раздел I. Психология и педагогика: основы (дипломам), а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях. Образование имеет воспитательное и развивающее значение и должно осуществляться с достижением соответствующих результатов и в свою очередь зависит от них. Воспитание — целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученное™ и развитости человека и в свою очередь влияет на них. Обучение — целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, навыков и умений по отдельным наукам и их комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности и поведения. Результат его — соответствующая обученность личности, группы людей. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, — образовательное обучение — делает его составной частью образования. В образовательных учреждениях, ориентированных на достижение обучающимися определенных образовательных требований, образовательная составляющая обучения должна быть выражена отчетливо и занимать достойное место. В других случаях обучение подчиняется необходимости подготовки к решению практических (профессиональных) задач и осуществляется как профессиональное обучение, в котором основным содержанием выступает обогащение обучающихся профессиональными знаниями, навыками и умениями. В системе высшего профессионального образования осуществляется сочетание этих видов обучения. Локально профессиональное 3. Основы научно-педагогического знания обучение может вестись по ходу профессиональной деятельности в целях ее совершенствования, причем на базе ранее полученного образования. Обучение призвано вносить вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим. Развитие — целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности и человеческой общности, ведущий к повышению уровня ИХ развитости. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, педагогических, управленческих, технических, следственных и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным результатом развития выступает развитость личности или группы, коллектива (например, превращение его в воспитывающий своих членов коллектив). Развитие и развитость — важные процессы и результат степени реализации своих возможностей человеком. Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие человека. Но неверно понимать это только как стихийный, само собой разумеющийся педагогический результат. Чтобы развитие шло интенсивно и правильно, образование, обучение и воспитание должны носить развивающий характер, осуществляться с нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы, возможны и плодотворны специальные педагогические меры (отбор содержания, форм, средств, методов, условий), нацеленные на развитие личности (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.) или группы, коллектива. Образованность, воспитанность, обученность и развитость человека являются его основными педагогическими свойствами1, а 1 Свойство (по энциклопедическому определению) — сторона предмета, явления, которая обусловливает его различие или общность с другими и обнаруживается при соприкосновении с ними. Образованность, обученность. воспитанность и развитость каждого человека обнаруживаются постоянно, в каждом его выборе, решении, отношении, действии и поступке, на всем его жизненном Пути. Педагогические свойства — реальность, а не умозрительная категория. Раздел I. Психология и педагогика: основы их индивидуальное содержательно-качественное своеобразие у разных людей — их педагогическими особенностями. Эти свойства и особенности постоянно обнаруживаются у человека в жизни, труде, взаимоотношениях с другими людьми, социальными, моральными, правовыми нормами, существенно характеризуя его и определяя достигаемые им соответствующие результаты. Рассмотренные фундаментальные педагогические понятия и стоящие за ними компоненты педагогической реальности взаимно дополняют, обогащают лруг друга, педагогически формируя целостную человеческую личность1. Есть еще две разновидности педагогических явлений выделяемых по признаку их носителя и специфике механизмов. Это индивидуально-педагогические явления и групповые, социально-педагогические. Окружающее оказывает на человека воспитательное, образовательное, обучающее и развивающее воздействие, которое и называют социально-педагогическим. К важнейшим факторам и институтам, оказывающим его, относятся: • государственное, экономическое, правовое устройство общества, • деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников, • состояние законности и правопорядка, • уровень культуры, нравственности, общественного сознания и правосознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты, • жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национачыю-этнические и социально-психологические особенности, социатьные ожидания различных групп населения, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше закона») и традиции. 1 Порой под воспитанием понимают все, что происходит при формировании личности, или полагают, что образование и развитие — автоматические продукты воспитания и обучения. Получается, что специально и целеустремленно заниматься воспитанием, образованием и развитием человека не надо. Такое понимание приводит к упущению и снижению возможностей педагогики, сводя практически их к обучению, существенно обедняя и сужая педагогические результаты, отрицательно сказываясь на судьбах людей. 3 Основы научно-педагогического знания go • особенности и деятельность различных общностей: официальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, общественные организации, партии и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.), • труд, управление, • деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства, • семья, быт, досуг, • события и уроки жизни и др. Более подробно вопросы социальной педагогики рассматриваются в гл. 6. 3.2. Задачи, система, методология и методы педагогики Задачи Существование педагогической реально- педагогики сти, специфика ее закономерностей, фе- номенов и механизмов, их важная роль в жизни людей обусловливают необходимость существования и развития педагогики как науки. Педагогика — это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. Педагогическая реальность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогическими и иными работниками, гражданами, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на реализации планов государственного строительства, Жизни общества, состоянии экономики, морали, культуры, правопорядка, успехах деятельности организаций, руководителей, На жизненном пути каждого гражданина. Реальности жизни, относящиеся к педагогическим, способствуют максимальным успехам личности, групп и общества, Когда становятся предметами целенаправленных усилий учителей, преподавателей, воспитателей, руководителей, работников Раздел I. Психология и педагогика: основы средств массовой коммуникации, культуры, родителей, мастеров, прорабов и др. Так возникает педагогическая деятельность, или функция, аспект в рамках иной деятельности. Важным условием успеха целенаправленных педагогических воздействий выступает собственная педагогическая активность тех, на кого они направлены, в ком должны воплотиться их результаты — подростки, студенты, аспиранты, сотрудники, граждане, коллективы и др. Такая самонаправленная педагогическая активность предстает как самоформирование (самообразование, самовоспитание, самообучение и саморазвитие). Педагогические результаты наиболее высоки при взаимодействии, слиянии в согласованную деятельность, движении навстречу друг другу субъектов обоих видов педагогической активности. Педагогика призвана разрабатывать научно обоснованные и выверенные пути повышения эффективности всех видов педагогической активности. Изложенное определяет основные задачи педагогики: 1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе; 2) разработка методологии и методики педагогического исследования; 3) создание научной картины педагогической реальности, которая присуща обществу, жизни и деятельности его граждан; 4) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности, создание адекватных педагогических теорий и разработка путей решения проблем; 5) теоретическая и прикладная разработка развернутой и многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах, обеспечивающих потребности общества в передаче опыта старших поколений граждан младшим и формировании их личности всеми средствами, которыми располагает общество (идеологическими, политическими, экономическими, образовательными, массовой коммуникации, искусства, культуры, трудовых коллективов, семьи и пр.); 6) разработка интенсивных педагогических технологий, 3. Основы научно-педагогического знания педагогического обеспечения (педагогической диагностики, экспертизы, сопровождения, консультирования, помощи, поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.); 7) педагогическое обеспечение функционирования и непрерывного развития системы образования в стране и ее учреждениях, 8) разработка педагогической системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность связана с педагогической активностью и компетентностью и требует их проявления; 9) участие в международных педагогических проектах, обме 10) подготовка научно-педагогических и педагогических Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически всем. Изучение педагогики в системе высшего профессионального образования призвано вооружить студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться педагогически. Педагогика — одна из самых практичных наук, и она может это. Система разделов и Обилие и разнообразие задач, областей отраслей педагогики применения, педагогических проблем, выдвигаемых жизнью, привели к тому, что вместо двух исторически традиционных для педагогики разделов обучения и воспитания сейчас возникла сложная система ее научного знания и применения (рис. 3.2). Методология В своих научных и прикладных изыскани- педагогики ях педагогика опирается на материалисти- ческую философскую методологию, положения общей теории познания и диалектики. В качестве основных ^ Раздел I, Психология и педагогика: основы Рис. 3.2. Структура разделов и отраслей педагогики: П — педагогика, СП — социальная педагогика, ПТ — педагогический труд 3. Основы научно-педагогического знания методологических требований и принципов она использует общенаучные: объективности, достоверности, системности, причинности, развития. Пристальное внимание уделяется вскрытию специаль-ных закономерностей и принципов по основным разделам научно-педагогического знания. Со времен Я.А. Коменс-кого существуют, уточняясь и расширяясь, принципы обучения. Сформулированы ныне и принципы воспитания. Есть попытки определить единые принципы обучения и воспитания и иные. Нельзя, однако, не заметить, что они в большей степени являются принципами педагогической работы, нежели исследования. Специальное значение для научного педагогического исследования и педагогической ра-Я.А. Коменский боты имеет принцип системности. Положения (1592—1670) теории систем адекватны специфике педагогической реальности, а категория педагогической системы является одной из важнейших в педагогике. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных, со-гласованно, как единое целое функционирующих педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений (подсистем, элементов), сказывающихся на достижениях требуемого педагогического результата и целенаправленно используемых для этого. В педагогических проблемах ничего нельзя понять и правильно решить вне системного подхода. Вряд ли можно найти что-то в педагогической реальности, что может быть объяснено одной единственной причиной. Нет и такого «золотого ключика», который стоит только повернуть, как нужный результат получится. Специфика макроструктуры педагогической системы — в присущих ей педагогических подсистемах: образовательной, воспитательной, обучающей, развивающей. Конкретная система работы, например, образовательного заведения, преподавателя, студента, с коллективом и т.п., педагогична и эффективна, если в ней организованы и функционируют все подсистемы. Без этого она ущербна, однобока, не даст высокого результата. Это Надо учитывать и при анализе, и в практической работе. Микроструктура педагогической системы и ее подсистем отличается наличием и взаимодействием своеобразных педагогических элементов, к числу основных из которых относятся: Раздел I. Психология и педагогика: основы • цель, задачи, • субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающийся, воспитывающийся, работник, гражданин), их взаимодействие, • принципы построения работы, • условия, • содержание, • организация (организационные формы), обеспечение, • средства, способы, методы, • контроль и коррекция, • результаты и их оценка. Ничто нельзя изменить изолированно от другого, вне клубка взаимодействующих подсистем и элементов. Педагогический функционализм, выражающийся во внесистемном, изолированном понимании и попытках решения конкретных педагогических проблем, не адекватен юридико-педагогической реальности и практически неконструктивен. Все элементы педагогической системы должны быть взаимосвязаны, состыкованы, согласованы, чтобы обеспечить наибольший педагогический эффект. Если какая-то подсистема или элемент отсутствуют или неполноценно построены, не согласованы с другими, «выпадают» из системы, то сбои возникают во всей системе и ее педагогических продуктах. Специфичен и важен для педагогики принцип развития, историзма, современности. Он обязывает подходить к изучению педагогических явлений как к находящимся в постоянном изменении, к наблюдаемому — как к моменту на траектории непрерывного развития, к предвидению будущего. К ним нельзя подходить как к вневременным. Проблемы образования, воспитания, обучения и развития всегда имели конкретно-исторический характер, носили и носят печать своего времени. Чтобы понять современность, надо знать и учитывать педагогический опыт, историю педагогики. Еще важнее понять тенденции, ведущие в будущее. Прикладной характер педагогики просто обязывает заниматься исследованием актуальных, болезненных, перспективных, не поддающихся пока успешному практическому решению проблем, а не ограничиваться основами. Педагогика вооружает людей оптимизмом, убежденностью в возможности сегодняшнего и будущего успеха. 3 Основы научно-педагогического знания 95 Принцип гуманности и демократичности отражает саму суть педагогики, ориентированной на человека, на доброжелательную помощь ему в жизни, самореализации и самоутверждении. Этот принцип приобрел исключительное значение в исследовании и решении именно современных проблем, во времена радикальных перемен в российском обществе и его развитии в будушее. Педагогические изыскания ведутся сегодня правильно, если их предмет познается и оценивается с позиций этого Принципа, а разработка педагогических усовершенствований направлена на полную его реализацию. Специальным научным принципом педагогики можно назвать принцип педагогической предметности и комплексности1. Педагогика существует в двух ипостасях: как наука и как практика. Человеку, решающему педагогические задачи (образования, воспитания, обучения и развития), приходится сталкиваться с «букетом» проблем и вопросов, по своей природе относящихся к компетенции других наук: философии, социологии, психологии (особенно часто и тесно), этики, физиологии и анатомии, гигиены, управления, права, техники, экономики, истории, антропологии и др. Так, у учителя могут возникнуть неприязненные взаимоотношения с кем-нибудь из учеников (психология), обнаружится переутомление класса (физиология), возникает плохая атмосфера и освещенность помещения (гигиена), появится желание запретить одному из несносных учеников присутствовать на своих занятиях (право) или, не очень выбирая слова, отчитать его (этика), обнаружится намерение поставить двойку ученику, который отвечал хорошо, но, по-видимому (доказательств нет), по шпаргалке (мораль, справедливость), и т.п. Учителю нужно действовать, а не заниматься вопросом, к какой науке это относится. Однако есть вопрос, когда речь идет о педагогике как науке. То, что объект исследования у смежных наук бывает один — явление обычное, а науки различаются по предмету (что, какие особенности объекта изучаются каждой). При исследовании 1 Б.Т. Лихачев называет его «принципом несводимости законов одной науки к законам другой, хотя бы и смежной, близкой по объекту и предмету исследования» (Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1993. — С. 94).
Раздел I. Психология и педагогика: основы своего предмета каждой разумно и необходимо использование данных смежных наук. Образование, обучение, воспитание, развитие — явления комплексные, изучаемые рядом наук. Педагогика, по справедливости служа практике, использует их данные1. Недопустимо только, увлекаясь пересказом, ослаблять рассмотрение собственного предмета исследования и интереса. Необходимо решать свойственную предмету педагогики задачу — исследование собственно педагогических закономерностей и поиск эффективных педагогических воздействий в достижении наиболее высоких педагогических результатов. Из данных же других наук следует использовать только то, что нужно для обоснования педагогических деталей решения этой задачи: педагогических целей, содержания, принципов, условий, форм, методов и других вопросов педагогической работы, рассматривая их уже с максимальной педагогической детальностью. В этом и заключается суть выполнения данного специального принципа. Методы педагогиче- По своей классификации и названиям ме-ского исследования тоды педагогического исследования имеют сходство с описанными в гл. 2. По этап а м исследования они делятся на: организационные методы, методы сбора данных, обработки данных и интерпретационные. Организационные методы и методы обработки данных аналогичны описанным в §2.2 и являются практически общенаучными. Среди методов сбора данных в педагогике особо часто используются: • опытная работа, 1 Некоторые ученые-педагоги полагают, что педагогика — система наук, «наука наук». Делаются и попытки расширить представление о предмете и компетенции педагогики путем своеобразной "научной аннексии» — присоединении к педагогике части того, что относится к смежным наукам. Например, допускаются искажения в трактовке компетенции психологии, которая представляется как «теоретическая наука, призванная изучать и объяснять психику», а практические приложения психологии — забота педагогики; либо указывается, что психологию «преимущественно интересует само развитие психики», а педагогику — все то, что при воздействиях вызывает изменения в ней. 3. Основы научно-педагогического знания • хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись, • педагогическое наблюдение, • пелагогичеекая беседа и интервьюирование, • анкетирование, • педагогический эксперимент, • педагогический анализ ситуаций, фактов, • педагогический консилиум (групповой экспертный анализ), • экспертные оценки, • анализ педагогической документации, • анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и пр.), • педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, сочинение, замер времени выполнения действий, определение способностей по обучаемости и творческим проявлениям), • самонаблюдение, самоотчет, самоанализ, • выявление, анализ, обобщение педагогического опыта, • сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной педагогической проблеме и сравнение его с отечественным). Особое значение в педагогических исследованиях принадлежит естественному («полевому»), формирующему педагогическому эксперименту. Если наблюдение вынуждено ждать, когда возникнут исследуемые педагогические ситуации, то эксперимент воссоздает (моделирует) их столько раз, сколько надо. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях педагогической деятельности, и испытуемые, как правило, не осведомляются о том, что он проводится. Формирующим эксперимент становится тогда, когда в ходе его практически решается определенная педагогическая задача проверяемыми на эффективность педагогическими средствами или методами. Практика — критерий истины, а поэтому данные такого эксперимента, подтвержденные многократно, особенно убедительны и достоверны. Все же и результаты эксперимента могут оказаться обманчивыми, если при его проведении не принимаются меры по исключению влияния субъективности. В опыте педагогических исследований встречались случаи, когда одна и та же педагогическая 4 Психология и педагогика Раздел I. Психология и педагогика: основь; задача экспериментально решалась разными исследователями (не знакомыми друг с другом, в разных городах) чуть ли не диаметрально противоположными методами, в разных условиях, причем порой теоретически некорректно, но обнародованные результаты оказывались равно высокими. Если исключить случаи научной недобросовестности, то при анализировании это объяснялось рядом субъективных, не учтенных исследователем причин: 1) влиянием на обучающихся новизны, необычности экспериментальных занятий, повышающих непроизвольно их интерес, а вместе с этим и результат; когда же эксперимент затягивался, превращался в обыденную практику, результат возвращался к прежней норме и бывал даже ниже ее (так было, например, с программированным обучением в 60—70 годы); 2) влиянием личности экспериментатора, который с особой страстностью, подъемом и энтузиазмом воплощал в эксперименте свои задумки и психологически заражал активностью обучающихся, что и давало повышенный педагогический результат; когда же рекомендациями экспериментатора пользовались другие педагоги, результаты оказывались нередко не лучше, а хуже. При сборе фактического материала педагогика пользуется методами смежных наук, особенно психологии, социологии, физиологии. Интерпретационные методы, совпадая по названию с общенаучными (каузальный — констатация и объяснения причинно-следственных связей; структурный, системный, генетический — обнаружение развития, изменений, их тенденций, этапов; индукции и дедукции и др.), имеют содержательную педагогическую специфику. Их применение — осмысление полученного в исследовании фактического материала с методологических и теоретических позиций педагогики, формулировка на этой основе заключений, выводов и предложений. 3.3. Теория воспитания Сущность цели Воспитание — процесс комплексный. Су- задачи и виды воспи- шествует философия воспитания, социо- В педагогическом плане воспитание — это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспи- 3. Основы научно-педагогического знания точности личности — одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания — в придании воспитанности характеристик: • цивилизованных социально ориентированных отношений К жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения; • активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права; • гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |