Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические принципы




Содержательные принципы

П. воспитательной целеустремленности

П. цивилизованности и созидательное™

П. связи с жизнью и деятельностью

П. содержательной преемственности и непрерывности


Организационные принципы



 


П. подчиненности воспита­ния интересам целостного формирования личности и его взаимосвязи с обучением и развитием личности П. единства воспитания и самовоспитания, педаго­гического руководства с ини­циативой и самостоятельно­стью личности П. единства воспитывающей среды, коллектива и деятель­ности

П. согласованности воспита­тельных воздействий


П. терпеливой настойчиво­сти, оптимизма и добро­желательности П. авторитета воспитателя и педагогического сотруд­ничества

П. сознательности и актив­ности

П. уважения, заботы о чело­веке и разумной требова­тельности к нему П. воспитывающей деятель­ности

П. гибкого комплексирова-пия методов и такта в вос­питании П. индивидуального подхода


Рис. 3.3. Система принципов воспитания

Так и в воспитании. Прицел должен браться выше, стре­миться к большему, а жизнь все равно снесет. Если же прицел брать низкий, «реалистичный», то тоже снесет, но результат окажется ниже и «реалистичного».

Принцип цивилизованности и созидательности предписывает При любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное — это возвышение, а не подавление человека, содействие в его Подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой ци­вилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоратив­ной группки, не временным, а долговременным жизненным ин-



Раздел I. Психология и педагогика: основы


тересам в самореализации и самоутверждении. Главное — по­мочь стать достойной общего уважения личностью и индивиду­альностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, распространителем, созидателем, активным творцом, защитником всего умного, справедливого, вечного, того, чему принадлежит будущее, что ценится и будет цениться людьми. Место и роль воспитания и том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого че­ловека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в лю­бом возрасте, здесь и сейчас.

Принцип связи с жизнью и деятельностью подчеркивает необ­ходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы (определяемой общей целью и за­дачами воспитания) и имеющихся условий, этапа жизни, стоя­щих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятель­ности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.

Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания, опираясь на закономерную непрерывность проис­ходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на не­обходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом воз­раста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспи­танности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое.

Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспи­тания в вузе должна продолжать ту, которая существует в шко­ле, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Организационные принципы воспитания позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обуче­нием и развитием личности. Он соответствует целостности лич­ности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усо-


3. Основы научно-педагогического знания



вершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очере­ди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пы­таются только воспитывать, на других — только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим — обучением, третьим — образованием, четвертым — развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным. Что бы ни делалось во имя личности, при воздействиях на нее надо одновременно решить, какой воспитательный эффект можно и надо получить, как добиться его.

Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогиче­ского руководства с инициативой и самостоятельностью лично­сти. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспи­танным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой вос­питательной цели неэффективно и даже вредно. Убедительно показал это опыт административно-командной системы, суще­ствовавшей в нашей стране как минимум с 30-х до конца 80-х годов. Свойственные ей стиль «твердого руководства», работы по формуле «тащить и не пущать», командования, принужде­ния, заорганизованное™, контроля всего и вся, суровых санк­ций за любые действительные или мнимые недостатки и т.п. в массе воспитывал в людях исполнительность, послушание, по­корность, но порождал и пороки воспитанности: боязнь любой личной инициативы и самостоятельности, стремление не доби­ваться целей, а во что бы то ни стало избегать неудач, страх пе­ред ошибками и перестраховку, укрывательство и очковтира­тельство, показуху и формализм и т.п. Инициативные, само­стоятельные, умеющие пользоваться свободой люди появляются только в условиях соответствующим образом организованной системы воспитания. Роль воспитателя в ней не должна быть


'104


Раздел I. Психология и педагогика: основы


экспонированной, подчеркнутой, афишируемой. Его действия успешны, если они максимально деликатны, тактичны, если они убеждаюши, если встречаются людьми с пониманием и одобрением, если превращают их из пассивного объекта воспи­тания в активного участника его, главное заинтересованное ли­цо в своем совершенствовании.

Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье — наиболее демократичная форма педаго­гической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов — наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.

Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и дея­тельности ориентирует на всесторонний учет воспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессе воспитания, а также максимально возможное исклю­чение неблагоприятных влияний.

О среде, связанной с положением в семье, вне стен образова­тельного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надо сделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправлен­ные воспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание.

Особую роль педагогика отводит первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Условия в коллективе наиболее податливы целенаправленному педагогическому конструирова­нию. Поэтому организация воспитания всегда предполагает должную педагогическую организацию жизни коллектива, пре­вращение ее в воспитывающую. Методика такой работы рас­смотрена в гл. 4.

Деятельность — мощный фактор, оказывающий многогран­ное психологическое и педагогическое, в том числе и воспита­тельное, влияние на человека. Параметры осуществляемой дея­тельности — ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты — формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интере-


3. Основы научно-педагогического знания



сы, отношения, привычки и другие элементы воспитанности. Характер же и степень воспитывающих влияний определяется пониманием ее человеком, втянутостью в деятельность, интере­сом и увлеченностью ею, отношением к результатам, испыты­ваемым чувством удовлетворения—неудовлетворения. Организа­тор воспитания призван обеспечить это. С помощью деятельно­сти можно совершенствовать и социальную среду, направляя усилия членов коллектива на создание в нем благоприятного морально-психологического климата, товарищеских отношений, помощи и поддержки друг друга.

Принцип согласованности воспитательных воздействий обу­словлен и важен тем, что на человека пытаются влиять многие люди. В семье это и отец, и мать, и дедушка с бабушкой, стар­шие брат и сестра. Вне семьи таких людей еще больше — класс­ный руководитель, куратор, преподаватели разных дисциплин, представители руководства образовательного учреждения, руко­водители кружков и секций, старший группы и др. Плохо, если их влияния похожи па действия лебедя, рака и щуки из басни И.С. Крылова. Губительна такая организация воспитания в се­мье, когда отец, например, строго требует от ребенка, мать все прощает и защищает, дедушка с бабушкой балуют. Важно доби­ваться, чтобы во всем воспитывающем данного человека про­странстве было единство целей воспитания, используемых средств, методов и оценок.

Методические принципы воспитания построены на основе вы­явленных в богатом опыте и специальных исследованиях зако­номерных зависимостях между методами воспитательных воз­действий и результатами.

Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма и доброже­лательности в воспитании отражает сложность отыскания эф­фективных путей и методов достижения желательных педагоги­ческих следствий, необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и с верой в успех. Неверие в возможности воспитания — случай не редкий. Оно обострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры рос­сийского общества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон.

Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и



Раздел I. Психология и педагогика: основы


нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм вос-

питателя перелается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздра­жения, придирок, упреков, обвинений, нака­заний, отчаяния, формализма, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжела­тельности (А.С. Макаренко говорил о «мажорном тоне»). На «разносах» в воспита­нии далеко не уедешь. Нужен стиль и методы работы, обеспечивающие преобладание по­ложительных эмоций.

Принцип авторитета воспитателя и пе­дагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с челове-

ком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха вы­ступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, кото­рая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспи­тателя — это особое отношение к нему воспитываемых, харак­терное добровольным признанием ими его достоинств, превос­ходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, чест­ности, справедливости, бескорыстии, доброжелательного отно­шения к ним, искреннего желания помочь и порожденного всем этим желания их слушать и слушаться его, следовать его сове­там. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают. Убедительны слова того, кто пользу­ется авторитетом, кого уважают за ум и справедливость, в чье бескорыстие, доброжелательность и искренность верят, кто сам ведет себя так, как призывает других вести себя. Такому челове­ку хотят подражать, к его советам прислушиваются, поступаю! так, как он рекомендует, и ему не приходится прибегать к жест­ким мерам и терять терпение.

Педагогическое сотрудничество — это такое построение со­вместной работы, которой присуще обоюдное стремление вос­питателя и воспитывающихся к достижению единой цели, полу­чению интересующего обоих результата, взаимопонимание.


3, Основы научно-педагогического знания



уважение друг друга, получение удовольствия от совместной ра­боты, атмосфера интереса и обоюдной увлеченности. Педагоги­ческое сотрудничество стирает психологические барьеры между воспитателем и воспитывающимися, невольное порой желание последних возражать, отрицать, поступать наперекор вполне разумным и правильным советам.

Принцип сознательности и активности подчеркивает, что в воспитании все должно осуществляться на уровне сознания и самосознания. Приоритет принадлежит методам убеждения, разъяснения, обоснования, сравнения, доказывания, примера. Вто не значит, что воспитание должно быть исключительно словесным, хотя есть люди, которые наивно полагают, что чем больше говорить правильные слова, тем правильнее будет пове­дение воспитываемых. В действительности это приводит к де­вальвации, обесцениванию смысла слов, и они начинают отска­кивать от человека, как горох от стены. Кстати, и зарубежные сторонники концепции свободного развития придают значение убеждению человека, но убеждению на собственном опыте ус­пехов и неудач, «свободных» решений и поступков.

Принцип сознательности предполагает необходимость гово­рить правду, не обходить острые вопросы, не допускать расхож­дения между словом и делом, между тем, в чем убеждают челове­ка, и тем, в чем его убеждает опыт, наблюдаемое в жизни. Про­тиворечия, несовпадения, лукавство, умалчивание недопустимы.

Активизация самосознания, самооценки воспитывающихся — еще одно приложение этого принципа. Человек не для других, а для себя самого должен быть порядочным, даже наедине с со­бой, в мыслях не следует делать ничего дурного. Надо научиться самому требовать от себя, стыдиться самому, а не ждать стыда от других. Умение смотреть и оценивать себя со стороны, глаза­ми и умом других людей -- важный признак воспитанности че­ловека и способ повышения его уровня. Часто у людей, особен­но подростков, нет привычки к самооценке, а тем более пра­вильной. Завышенная самооценка, самолюбование, самомнение, несамокритичность, примитивные представления о достоинст­вах человека кладут предел личностному росту. В самом деле: «Зачем утруждать себя, если я и так со всех сторон хорош». Воспитание призвано побуждать людей задуматься о своей вос­питанности, престиже, имидже, достоинствах и недостатках, вызывать здоровую обеспокоенность, учить этому.



Раздел I. Психология и педагогика: основы


Принцип сочетания уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему — классический принцип воспитания. Воспитывающее влияние на людей пропорционально любви к

ним, — учил Песталоцци (1746—1827). «Доброта — качество, излишек которого не вредит» (англ. писатель Д. Голсуорси). Доброта, уважение должны сочетаться с требова­тельностью. Сочетание — не «золотая» се­редина между требовательностью и уваже­нием, — считал А.С. Макаренко, — ибо нельзя быть полууважительным и полутре­бовательным; правило иное — как можно больше уважения, заботы и требовательно­сти. Требовательность — не инородное те­ло в гуманизме. Практически любая хоро­шая идея превращается в свою противопо­ложность, когда доводится до абсолюта, абсурда, утраты чувства меры. В разумной, справедливой, вежливо сформулированной, не оскорбляющей достоинство человека, не беспрерывно и назойливо зудящей как муха требовательности выражается уважение к человеку, обес­покоенность его проблемами, форма выражения стремления помочь ему. Без справедливой требовательности нет воспитания. Это часто не понимается особенно родителями, безумно любя­щими, балующими, все прощающими и ограждающими от вся­ких забот свое дитя до 20, а то и более лет: «Вырастет и еще на­работается, а пока пусть отдыхает и развлекается». Последствия закономерны: вырастает взрослый бездельник, лентяй, привык­ший только «расслабляться», а не утруждать себя, требующий от родителей продолжать содержать его и удовлетворять прихоти.

Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт ус­тойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на чело­века. Деятельность может быть игровой, учебной, обществен­ной, трудовой, управленческой, исследовательской и др. Воспи­тывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увле­ченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффек­тивный, творческий, увлекающий человека труд — не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде.


я. Основы научно-педагогического знания



Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициа­тивное отношение вредно не только для дела, но и для воспита­ния самого человека.

Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспи­тании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе. Любой метод окажется плох, если применяется без понятия, шаблонно, стандартно, если есть увлечение применением только его (например, только поощре­ниями и, напротив, — только наказаниями). Он может быть хо­рош лишь в комплексе методов, подобранных с учетом кон­кретной ситуации и особенностей человека.

Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в при-, менении разных методов и воздействий. Следует руководство­ваться, например, такими правилами:

• не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмер­
ной активностью,

- быть требовательным, но справедливым и уважительным,

• проявлять настойчивость, неотступность, твердость, реши­тельность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятель­ности, без самодурства и унижения личности,

• уметь поучать, советовать, делать замечания без проявле­ния высокомерия, превосходства, «яканья» и навязчивого мора­лизирования,

• быть простым, естественным, доступным, но без наигран­ное™, фамильярности, панибратства,

• доверять, но не попустительствовать,

• быть щедрым на похвалу, но без захваливания,

• быть добрым, но без либерализма и проявления слабости в достижении педагогических целей,

• быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалить-
ся, не напоминать все время об этом,

• стремиться использовать наиболее мягкие способы воздей­ствий (рекомендации, советы и в уместных случаях даже прось­бы), но строго индивидуально и не останавливаться, когда это оказывается необходимым, перед использованием более катего­ричных и строгих мер,

• применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, издев­ки, оскорблений и др.

 



Раздел I. Психология и педагогика: основы


Принцип индивидуального подхода в воспитании. Каждое вос­питательное воздействие, метод хороши и дадут результат, если соответствуют индивидуальным особенностям данного человека, уровню воспитанности, его психическому состоянию, испыты­ваемым трудностям, ожиданиям и надеждам.

Педагогика подчеркивает важность правила опоры на поло­жительное. Поиск недостатков в личности и работе человека, их длинное и многократное перечисление в сочетании с упреками и унижающими комментариями — путь, ведущий в воспита­тельный тупик. Продуктивен путь, который воодушевляет чело­века, порождает надежды, крепит веру в свои возможности. Учителю, родителю, руководителю следует неоднократно демон­стрировать, что они видят положительные стороны воспиты­вающегося, а не только недостатки. Редко встречаются люди, о которых вообще нельзя сказать что-либо хорошее. Если не ус­пехи, то уж нормально выполненные ими действия и поступки или какие-то интересы и способности. Именно их и надо ис­пользовать, чтобы вовлечь в какое-то полезное дело, призвать к их более очевидному, частому и широкому проявлению положи­тельного. Устанавливать контакт, находя точки совпадения взглядов, интересов, отношений. Когда все же не находится по­водов, чтобы сказать доброе слово, бывает полезным дать про­стое поручение, чтобы иметь потом основание для похвалы. Можно оказать помощь «неподдающемуся» в решении какой-то личной проблемы, призвать ответить на уважение уважением, на добро -- добром. Нужны подсказка, совет, как лучше про­явить свои способности, утвердиться в себе и во мнении других. Следует искать и использовать все средства и способы, чтобы человек почаще испытывал радость и удовлетворение от успе­хов, от услышанной похвалы, одобрения, поощрения.

Методы Под методами воспитания понимается со-

воспитания вокупность средств и приемов однородного

педагогического воздействия на воспиты­вающихся в целях достижения определенного педагогического ре­зультата. Средства воспитания - все то, с помощью чего осу­ществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приемы воспитания — ча­стные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.


' 3. Основы научно-педагогического знания 111

К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример.

К методам воспитания привычек поведения принадлежат: сле­дование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, при­учение, требование, принуждение.

Есть группа методов стимулирования должного поведения: со­перничество, состязание (соревнование), поддержка, показ пер­спектив, авансирование доверия, требование, одобрение, поощ­рение, осуждение, критика, наказание.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими дан­ными, использование положений нормативных документов, ссылка на авторитет, ссылка на опыт других, обращение к чув­ству собственного достоинства, совести, порядочности, самолю­бию, предложение к самооценке, к опровержению доказа­тельств, рассуждения «от противного» и др.

Успех применения методов зависит от условий, авторитетно­сти применяющего их, а также его целеустремленности, педа­гогической грамотности, а главное — личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, ре­шения вопросов и др.

Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руково-дитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в дейст­вительно педагогический. Это происходит тогда, когда приме­няющий его:

• отчетливо осознает воспитательный результат, который
должен быть в данной ситуации достигнут,

• активизирует в своем сознании педагогическую установку
на достижение именно этого результата,

• припоминает имеющиеся у него и подходящие к данному
случаю педагогические знания, примеривает, перебирая в мыс­
лях, варианты их гибкого применения в данном случае,


112 Раздел I. Психология и педагогика: основы

• размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и воз­можных негативных реакций,

• подбирает педагогические средства, приемы, стиль, мане­ру, место и время, наиболее походящие для применения метода,

• не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода.

Формы Под ними понимаются внешне выраженные

воспитания способы организации воспитательного про-

цесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:

• по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, мик­рогрупповые, групповые (коллективные) и массовые1,

• по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,

• по особенностям способов проведения: лекции (по вопро­сам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, об­щие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кино­фильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная рабо­та, участие в субботниках и в работе общественных формирова­ний, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управ­ление, благотворительность и др.,

• по месту проведения: формы воспитания в процессе обу­чения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при за­нятиях спортом и др.,

• по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характери­стика), исправительные и др.

Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внеш­ним признакам становятся воспитывающими. Решающее значе­ние опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педа­гогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и

1 Пидкасистый П.И. Педагогика. — М.. 1996. — С.


в. Основы научно-педагогического знания



Приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызы­вающими внутренний протест, вредными.

К основам научно-педагогического знания относятся и дру­гие разделы педагогики, которые более уместно рассмотреть в других главах.

Вопросы и задания для самопроверки

и размышлений

1. Каковы объект и предмет педагогической науки?

2. Дайте характеристику педагогической реальности и клас­сификацию основных педагогических явлений, образую­щих ее.

3. В чем специфика образования и образованности, обуче­ния и обученное™, воспитания и воспитанности, разви­тия и развитости?

4. Приведите классификацию основных разделов и отрас­лей психологической науки, кратко поясните их.

5. Назовите и охарактеризуйте методологические принципы педагогической науки и методы исследований.

6. Что понимается под педагогической системой, из каких элементов она образуется и какое значение имеет в пе­дагогической практике?

7. Каковы сущность, цели и задачи воспитания?

8. Назовите основные содержательные принципы воспита­ния и поясните, как их надо реализовать на практике.

9. Дайте характеристику организационных принципов вос­питания и поясните, как их следует применять в практи­ке воспитания.

10. Каковы методические принципы воспитания и в чем особенности их применения на практике?

11. Дайте характеристику методов воспитания.



Раздел I. Психология и педагогика: основы


Литература

1. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.

2. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. — М 1967.

3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. — М., 1998.

4. История педагогики. В 2 т./Под ред. А.И. Пискунова. — М 1998.

5. История педагогики на пороге XXI века. В 2 ч. / Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. — М., 2000.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Под ред. А.И. Пискунова и др. — М., 1982.

7. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педа­гогике. — Таллин, 1980.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999.

9. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. — М., 1994.

10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

11. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. — М., 1983.

12. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., — М., 1997.

13. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд., — М., 2000.

14. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

15. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллю­страциях. — М., 1999.

16. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1989.

17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. — М. — Л., 1958.

18. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М., 1990.

 


Истинный показатель цивилизации — не уровень богат­ства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Р. Эмерсон


Раздел

Психология и педагогика: личность, группа, общество






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.