Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир психических явлений




52_


Раздел I. Психология и педагогика: ос


дражителя возбуждение или торможение в нервной клетке или группе их сохраняется некоторое время, т. е. обнаруживается последействие, следовый процесс — физиологическая основа па мяти. Длительность сохранения может быть от нескольких се кунд или минут (в спинном мозгу) до нескольких десятков лет (в коре больших полушарий). Следовые процессы — физиоло гический механизм человеческой памяти.

Рис. 2.4. Основные физиологические состояния нервной ткани:

а) покой, б) возбуждение, в) торможение, г) электрические изменения и их

распространение

Динамика возбуждения и торможения проявляется в основном в том, что импульс возбуждения, дошедший от периферии до коры головного мозга, вызывает в ней возбуждение определенной груп-пы нервных клеток, так называемый очаг возбуждения. Благодаря богатым связям нервных клеток в коре между собой (преиму шественно по «горизонтали»), возбуждение от очага растекается распространяется (иррадиирует) по ней. Иногда оно охватывает всю или большую часть коры, что мобилизует возможности мозга для выработки ответа на важные (физиологически сильные) раз-


2, Основы научно-психологического знания

дражители. Но такая (генерализованная) иррадиация може звать перевозбуждение и сказаться отрицательно. Например лент на экзамене, находясь в таком состоянии, не может по> даже ту подготовку, которую имеет; практик в очень волну! обстановке снижает качество даже неплохо отработанных пр< сиональных действий, у него может возникнуть тремор.

Ослабление или прекращение возбуждения нервных к больших полушарий приводит к «свертыванию»: область во дения уменьшается, сжимается, постепенно ограничиваясь местами, где оно было наиболее сильным, оставляя здесь наи устойчивый след. Этот процесс называется концентрацией во дения. Аналогичное происходит при процессах торможения.

Динамика процессов возбуждения и торможения соста основу всех процессов высшей нервной деятельности. Ohi гут распространяться, концентрироваться, вступать во вз£ действие, усиливаться или ослабевать, конкурировать д] другом, вступать в противоборство.

При всем многообразии процессов ВНД не хаотична, нее существуют причинно-следственные закономерные за] мости. Главные из них — рефлекторные закономерности, т тически обозначаемые как рефлекторный принцип в высшей ной деятельности. Рефлекс (от лат. reflecsus — повернутый ь отраженный) — ответ организма на воздействия из вне среды. Рефлекс осуществляется на основе нервного пути, i ваемого дугой рефлекса (рис. 2.5). Раздражитель (свет, зг другое) воздействует на нервное окончание (рецептор), на щееся на коже, во рту, в глазу, носу и т.д., и трансформир в возбуждение. Последнее распространяется от него к цент] специальному нервному пути, именуемому афферен1 (восходящим, центростремительным, сенсорным). В цент ной нервной системе полученный сигнал после соответсл Щей обработки поступает к началу другого нервного пути, i ваемого эфферентным (нисходящим, центробежным, двига ным). По нему он доходит до эффектора (мышцы, органа,; зы и т.д.), реализующего ответ организма.

Все рефлексы делятся на две большие группы: безусловь Условные. Безуыовные рефгексы — врожденные, не требуют I ботки, так как нервный путь, лежащий в их основе (дуга ре< са), — неотъемлемый элемент строения нервной системы. F


54 Раздел I. Психология и педагогика: основы

рожденный обладает безусловными рефлексами: сосательным, ды-хательным, глотательным, пищеварительным и др. Они — основа инстинктов: полового, родительского, оборонительного и иных. Безусловность такого рефлекса в том, что при действии раздражи-теля произойдет обязательно и соответствующий ответ на него.

Безусловные рефлексы целесообразны, важны, но их одних человеку мало. Представляя собой стереотипные реакции на сте-


2. Основы научно-психологического знания



реотипные раздражители, они не в состоянии обеспечить адек­ватное поведение каждого индивида в постоянно меняющихся, бесконечно разнообразных условиях и ситуациях, которые харак­терны именно для его жизни и диктуют необходимость гибкого реагирования. Для этого ему нужны более гибкие и разнообраз­ные рефлексы, которые у него и вырабатываются прижизненно под влиянием индивидуальных особенностей жизни.

Условный рефлекс — прижизненно сформировавшаяся при определенных условиях связь между каким-то раздражителем и определенным ответом на него. Условных рефлексов нет у но­ворожденного. У него есть только широкий набор рецепторов, нервных путей, эффекторов, часть которых объединяется при определенных условиях в дугу рефлекса. Образование условного рефлекса — это образование новой дуги, элементы которой со­единяются прижизненно образованными связями. В результате возбуждение, вызванное новым, ставшим понятным и значи­мым раздражителем (событием, признаком и др.), начинает «бежать» по проложенному новому «руслу», не растекаясь в сто­роны и достигая нужного эффектора.

Основные условия образования условных рефлексов таковы (рис. 2.5 б, в): активное, деятельное состояние коры головного мозга; подкрепление (совпадение по времени) нового, неизвест­ного, незнакомого (незначимого) раздражителя со значимым, т. е. таким, на который человек уже реагирует (при образовании первых условных рефлексов подкрепление осуществляется без­условным раздражителем); многократность совпадения по вре­мени незначимого раздражителя со значимым; отсутствие по­сторонних сильных раздражителей.

Все эти условия имеют значение при формировании чего-то нового у человека: он должен находиться в активном состоянии; новое усваивается человеком лучше, если опирается на его опыт, имеющиеся у него знания, подкрепляется доводами, ко­торые уже имеют для него значение, когда нет отвлекающих помех; закрепляются при повторениях и многократных упраж­нениях.

Описанная схема образования условного рефлекса, в кото-Рой подкрепление производится безусловным раздражителем, относится к так называемым рефлексам первого порядка. Такие Рефлексы в чистом виде у взрослого человека встречаются очень


56 Раздел I. Психология и педагогика: основы

редко. На базе их всегда возникают более сложные рефлексы,) которые называются рефлексами высшего (второго, третьего...., пятого и т.д.) порядка. Условия образования их те же, но в каче-стве подкрепления выступает уже выработанный ранее рефлекс: при выработке рефлекса второго порядка — рефлекс первого, при выработке третьего — второго и т.д. (рис. 2.5 в). Так, студент, изучая новую тему, опирается на знание предыдущей и у него об­разуются условно-рефлекторные связи более высокого порядка. У человека возможно образование условно-рефлекторных связей до двадцатого порядка, в то время как у высших животных — толь-ко до пятого.

Образовавшиеся у данного человека условные рефлексы:

• включают в систему ВНД все новые и новые поведенческие pe-акции на неизвестные ему с рождения явления и события окружающего мира и она все более и более приобретает условно-рефлекторный, а не генетически обусловленный, инстинктивный характер;

• обеспечивают все более правильное, соответствующее pe-альной действительности и ее особенностям поведение;

• индивидуализируют ВНД людей и их поведение. Было бы неверным, однако, искать в каждом действии чело-пека проявление какого-то условного рефлекса, каким бы слож-ным он ни был1. ВНД и повеление человека — не чреда сме­няющих друг друга реакций на внешние раздражители, а акти­визация и широкое проявление условно-рефлекторных связей, регулирующих и направляющих их и формирующих новые, бо­лее высокие по порядку. Условнорефлекторность проявляется не столько в том, что в ответ на внешнее воздействие возникает какое-то внешне выраженное движение, сколько в том, что ак­тивизируется какая-то из образованных условно-рефлекторных связей, а на основе ее еще одна и т.д. В этой условно-рефлекторной цепочке совершаются анализ возникшей ситуа­ции и ее воздействий, их оценка, подготовка, принятие реше­ний, а затем только их практическая реализация. По словам И. М. Сеченова:

1 В истории психологической науки такие попытки были. В 20-е годы XX в. в России пытались создать «рефлексологию» и «реактологию». Одно из зарубеж­ных направлений в психологии — бихевиоризм — в основу своих теоретических построений и практических решений кладет связь «стимул — реакция».


2. Основы научно-психологического знания



В мысли есть начало рефлекса, продолжение его и только нет, по-видимому, конца — движения. Мысль есть первые две трети... рефлекса.

Все это станет еще более ясным после рассмотрения систем­ной деятельности мозга. Системные законе- Окружающий человека мир многогранен и мерности в высшей сложен и адекватное ему поведение не нервной деятельности может свестись к последовательному реа­гированию на отдельные раздражители по рефлекторной цепочке. Высшей нервной деятельности присущи более сложные закономерности, повышающие уровень ее сис­темности и целостного реагирования.

На человека всегда действуют не отдельные раздражители, а множество их, что ставит перед центральной нервной системой проблему — на какие раздражители реагировать, а на какие — нет. Так, на сидящего в аудитории студента действуют оформ­ление аудитории, действия преподавателя, посторонние звуки, температура в помещении и ее освещенность, запахи и др. Оче­видно, что его реакция должна быть результатом синтетической оценки их и выбора главного — ориентации на лектора при од­новременном отключении от других раздражителей. Каким об­разом мозг делает это? Важная роль принадлежит закону доми­нанты.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения (или система их и их связей), подчиняющий себе в данный мо­мент деятельность мозга, подавляющий очаги от других раздра­жителей, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Она играет роль и силы, мобилизующей возможности мозга на реакцию на главное в данной ситуации. На каждом временном отрезке у каждого человека есть такая доминанта, которая, однако, не всегда соответствует ситуации и может ме­шать. Например, серьезная проблема, возникшая в семье сту­дента, может занимать его мысли (доминанта) и во время заня­тий, подчинять себе работу мозга и отвлекать от внимательного слушания лекций. Интерес, внимание, настойчивость в реше­нии задачи, увлеченность, озабоченность, влюбленность и др. — проявления доминант.

Окружающий человека и постигаемый им мир наряду с по­стоянной изменчивостью характеризуется и известной повто­ряемостью (типичностью, стереотипностью) каких-то условий,


58 Раздел I. Психология и педагогика, основы

факторов (раздражителей), их комплексов, ситуаций, повторяе-j мостью и реакций, и действий человека. Таковы, например, по­вторяющиеся элементы образа жизни, распорядка дня, режима работы и отдыха, привычных действий и т.п. Многократным повторениям раздражителей и действий соответствует и повто-j ряющийся у человека комплекс соответствующих условно-рефлекторных проявлений и процессов в ВНД, функциониро­вание которого в результате все более налаживается и закрепля-j ется. Физиологически это уже не простой процесс распростра-) нения возбуждения по каналу, цепочке, а целостная сеть закре­пившихся и слаженно протекающих физиологических процес-] сов, охватывающих уже почти весь мозг. Она называется дина­мическим стереотипом. Динамические стереотипы — физиоло-| гическая основа навыков, умений, привычек, стиля, почерка,'1 походки, манер и другой системности.

Человек коренным образом отличается от животных тем, что обладает сознанием, развитой речью, способностью к труду и произвольному поведению. Физиологию, да и психологию этого принципиального отличия не понять, не зная о наличии в ВНД человека двух сигнальных систем и закономерностей их функ­ционирования.

Все нервные процессы, возникающие в|
центральной нервной системе и детермини­
рованные непосредственными раздражителя­
ми (светом, звуком, запахом и пр.), относят­
ся к так называемой первой сигнальной систе\
ме
ВНД. Она схожа у человека и животных.
Вторая сигнальная система — речевая систе­
ма, выраженная в нервных процессах, проте­
кающих при использовании слова (его вос­
приятии на слух, прочтении, написании,
И.П. Павлов произнесении вслух и про себя) и других ви

(1849 - 1936) дов символики (цифр, условных знаков,

схем, графиков и т.п.), используемых людьми.

Каждое слово приобретает свое сигнальное значение для ин­дивида в процессе его личной жизни. Слова не имеют значения для новорожденного, как и слова неизвестного языка — для взрослого, или неизвестные, например, научные термины. Что­бы слово приобрело сигнальное значение (стало понятным),


2. Основы научно-психологического знания



должны быть образованы соответствующие условно-рефлекторные связи. Основное условие обычное: многократное совпадение по времени двух очагов возбуждения в коре больших полушарий — одного от слова, второго — от непосредственного раздражителя, который оно должно обозначать.

К примеру, одно из первых слов, которым овладевает ребе­нок, — слово «мама». Мать, ухаживая за ребенком и лаская его, очень часто произносит слово «мама». У ребенка многократно, совпадая по времени, возникают два очага возбуждения: от зри­тельного восприятия облика матери и восприятия звука слова (рис. 2.6 а). Это вскоре приводит к образованию условнореф-лекторной связи между ними. В результате, когда ребенок слы­шит, например, слова: «Где мама?», он начинает реагировать. Процесс таков: звук слова вызывает очаг возбуждения в слуховой области коры; возбуждение от этого очага распространяется (ирралиирует) по условно-рефлекторному «каналу» в зрительную область, где активизирует следы зрительного образа матери; ре­бенок начинает крутить головой в поисках матери и, найдя ее, расплывается в улыбке.

Однако значение слова «мама» не ограничивается для него зрительным образом. Мать действует на ребенка не только как зрительный раздражитель, но и своим теплом, запахом, мягко­стью тела, вкусом, устранением беспокоящих ребенка болей, освобождением от неприятных ощущений при мокрой пеленке, ощущениями ласки, любви, заботы, защиты и т.д. Поэтому очаг от зрительного восприятия окружается множеством других оча­гов (рис. 2.6 б), связывающихся в стереотипную «смысловую» сеть, комплекс, т. е. многогранный чувственный образ, сущест­венно обогащающий первичное значение слова «мама». Но и этим дело не заканчивается.

Когда ребенок научается сам произносить слово «мама», то к слуховому очагу слова подключаются очаги возбуждения и связи °т всех отделов речевого аппарата (языка, губ, гортани и др.), а когда овладевает со временем умениями прочтения и написания слова — очаги и связи и от них. Возникает «речевая» сеть, ком­плекс слова.

Оба комплекса, формируясь, одновременно прорастают взаи­мосвязями. В итоге возникает сложный динамический стереотип, охватывающий деятельность практически всего мозга, больших



Раздел I. Психология и педагогика: основы


Рис. 2.6. Второсигнальные связи слова:

а) начальная стадия образования условно-рефлекторной связи;

б) обогащение связей в опыте; в) энграмма слова

полушарий и их коры и именуемый энграммой (от греч. — запе-чатление) слова (рис. 2.6 в). Каким количеством слов алалеет человек, столько у него и энграмм. Энграмма каждого слова имеет нечто общее для всех людей (значение слова), говорящих на одном языке (что и позволяет им понимать друг друга), но в них много индивидуального, отражающего особенности прой-денного данным человеком жизненного пути — обучения, вос­питания, образования, образа жизни, чтения, творчества, окру­жения, деятельности и поведения и др.). Поэтому личностный смысл одних и тех же слов для разных людей в большей или


2. Основы научно-психологического знания



меньшей степени не одинаков. Так, значение слова «психология» в общем понятно всем, но его личностный смыл различен для человека, никогда не изучившего аналогичную по названию дисциплину, для человека, изучившего ее, и для специалиста-психолога, изучившего много психологических дисциплин и много прочитавшего самостоятельно. Несколько упрощая, мож­но сказать, что смысл слова для данного человека — это все, что человек может рассказать о его смысле.

По законам динамической стереотипии возбуждение любого участка энграммы ведет к растеканию (иррадиации) его по всей сети ее связей и участков. В результате слово слышимое, види­мое, написанное, произнесенное вслух или про себя сопряжено с рефлекторной активизацией его «смысловой» сети и человек мысленно видит, чувствует все, что было сопряжено в опыте его жизни с этим словом. И наоборот: когда человек видит, напри­мер, какой-то объект, то в ВНД активизируется не только все, относящееся к «смысловой» части энграммы, но и весь речевой комплекс, речевые, слуховые, зрительные и двигательные связи слова. Человек по существу мысленно обозначает этот объект соответствующим словом, произнося его про себя, внутренне как бы слыша его, видя, хотя это часто не осознается. Все это не умозрительные фантазии, а экспериментально доказанные факты. Так, при задании испытуемому зрительно представить какое-то слово, как бы читать его, специальные приборы реги­стрируют активизацию биопотенциалов в мышцах речевого ап­парата, а также в зрительном центре коры головного мозга и в слуховом.

Резюмируя вопрос о двух сигнальных системах, отметим, что слово:

• служит сигналом сигналов, т. е. замещает любой натураль­ный раздражитель. Человек реагирует на слово гак же, как на натуральный раздражитель, обозначаемый им;

• для человека, владеющего речью, обладает силой подкреп­ления: им можно закреплять одни поступки и действия и устра­нять другие («хорошо» — «плохо», «можно» — «нельзя» и др.);

• богатое и сильное средство образования и оживления ус­ловно-рефлекторных связей в мозгу человека, как по широте (с помощью слова можно вызвать любой процесс), так и по скоро-СТи (реакции на слова могут вырабатываться после первого объ-Яснения их значения с помощью других слов);


62 ___________________________________ Раздел). Психология и педагогика: осн а Д

• действует не звуком, а заключенным в нем смыслом, поня-тийным содержанием. Звук слова не имеет ничего общего с оба ективными свойствами предмета, явления, обозначаемого им (один и тот же предмет на разных языках обозначается разными звуками). В этом коренное отличие реакций на слово человека и животных;

• обобщенный раздражитель. Оно выражает общее во мно гих предметах (например, «стол» — предмет определенного на значения независимо от того, круглый ли он, квадратный, пря моугольный, на четырех ножках или одной, черный, белый, вн сокий, низкий и т.п.). Слово — и отвлеченный раздражителя Сидя, например, в учебной аудитории, можно обсуждать дейся вин при хирургической операции, задержании вооруженного пра вонарушителя и др. и словно присутствовать при них. Эта осо бенность слова позволяет повысить уровень мышления от непо средственно наглядного (которым владеют и высшие животные) до абстрактного, строящегося на мысленных представлениях, на анализе и синтезе, обобщениях, вскрытии закономерностей, предвидении, планировании, творческом поиске;

• присущая только человеку универсальная форма хранения и передачи опыта жизни предшествующих поколений людей (филогенетического опыта) и накопления индивидуального (онтогенетического). Овладевая речью в детском возрасте, пол ным пониманием значения слов, обогащая их смысл. усваивая научные понятия, приобретая с помощью освоенного арсенала слов и их значений новые знания в ходе получения образования, обучения и личного опыта, человек практически преобразует свою высшую нервную и психическую деятельность, резко рас ширяя понимание мира, совершенствуя поведение и творческие возможности;

• основа человеческого мышления и произвольного поведе ния. Подчиняя последовательно произносимые слова законам грамматики, логики, научного познания, человек выводит выс шую нервную деятельность из подчинения чисто биологических законов и подчиняет социальным.

Возникновение и развитие второй сигнальной системы в ходе взросления и развития каждого человека — это не просто прибавка в его высшей нервной деятельности, но коренное преобразование ее. Один из психологов остроумно и очень верно сказал, что чело


Основы научно-психопогического знания



век так же мало является животным, к которому прибавлена речь, как и слон — коровой, к которой приставлен хобот. Благодаря второй сигнальной системе и перестройке под ее влиянием всей высшей нервной деятельности человек приобретает возможности отвлечения, обобщения, предвидения, планирования и другие, специфически человеческие, возможности познания окружающего мира и сознательного регулирования поведения в нем.

Развитие второй сигнальной системы во взаимодействии с первой представляет одну из важнейших задач в прижизненном становлении каждого человека как человека.

Основа Психическая деятельность человека, бес-

классификации психи- сп°Рно' сложна. Но, как говорил украин-

ческих явлений ский философ и поэт восемнадцатого века Григорий Сковорода (1722—1794): «Слава Богу, что он создал мир так, что все истинное просто, а все сложное — ложь». Сложное сложно для понимания, пока мы не разобрались в нем. Преодоление сложности в познании внутреннего мира человека начинается с уяснения структуры множественного разнообразия и связей его психологической реальности — мира психических явлений.

Вся совокупность явлений психологической реальности пер­
вично делится на индивидуально-психологические явления и соци­
ально-психологические.
Первые присущи отдельному человеку,
вторые — человеческим общностям, группам разного масштаба.
Эти богатые и сложные подсистемы качественно своеобразны,
но взаимосвязаны.,

Множество и разнообразие индивидуально-психологических яв­лений классифицируются по разным основаниям (рис. 2.7).

Сознание По уровню отражения

и подсознание объективной действительности в психике

выделяются явления сознания и подсозна­ния. Сознание включает в себя все психические явления, участ­вующие в осмысленном отношении человека к миру с понима­нием его существенных свойств, закономерностей и происходя­щего в нем. Важный компонент сознания человека — самосозна-



Раздел I. Психология и педагогика


ние, осмысленность собственного существования в объективна мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»).

В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размыш ления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетли вого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов.

Есть и периферическое поле (область) сознанияподсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием нет непреодолимой «китайской стены", а возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсозна ния переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали


2. Основы научно-психологического знания



размышлений, действий — то, что автоматизируется. Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управ­ляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буквочку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он мо­жет вспомнить, а, может быть, и нет все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расска­жет о движениях своей руки, кисти и пальцев.

Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к опре­деленному выводу или решению. Постепенно, по мере длитель­ных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в перифери­ческую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.

Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не ос­мыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформули­рованных мысленно выводов и решений. Этот блок подсозна­тельных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требо­вательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни пе­риодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучи­тельно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ог­раниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни.

 


56 Раздел I. Психология и педагогика: основы

Нередко в психике выделяют еще бессознательное — то, что не может быть осознано вообще. Заслуживает, однако, внимания мнение известного ученого, доктора психологических и доктора медицинских наук К.К. Платонова, который отмечал, что такие явления, лишенные субъективного признака психического отра­жения, относятся не к предмету психологии, а к физиологии1.

В последние годы стали выделять духовность (или трансцен­дентное2 сознание, подсознание) как высший уровень развития соз­нания. Она характерна осознанием, потребностью, постоянным стремлением и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего чело­вечества, стремлением к торжеству справедливости, культуры и цивилизованности в жизни. Сознание окружающего позволяет за­нять позицию над ситуацией, взять в качестве ориентиров нормы поведения гражданина общества, выйти в мышлении, принятии решений и поведении за пределы непосредственной целесообраз­ности, предписанных норм и возвыситься до подчинения своей жизни, поведения и деятельности соображениям человеческой культуры и цивилизованности. Причем делается это не для показа, не из расчета получить какую-то выгоду, а чтобы уважать самого себя как человека мыслящего, культурного, цивилизованного, справедливого, чистого в своих помыслах и отношениях к жизни, причастного ко всему хорошему, подлинно человеческому и не замаранному тем грязным, что нередко бывает в жизни и окруже­нии. Отсутствие духовности всегда содержит потенцию сужения интересов деятельности, личной меркантильности3. У многих лю­дей этот уровень развития сознания сейчас отсутствует, но он при­личествует современному образованному специалисту, интелли­гентному и культурному человеку.

1 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.,
1981. - С. 16.

2 От лат. transcendo — выхожу за пределы. Трансцендентное сознание — расши­
ряющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека,
его конкретных личных задач и интересов.

3 От франц. и ит. merkantile — торгашеский, корыстный — излишняя расчет­
ливость, своекорыстие.


2. Основы научно-психологического знания



Психологические По фоме с у щ е с т в о в а -факты закономер- н и я основные явления психологиче-ности и механизмы ской реальности делятся на психологиче­ские факты, психологические закономер­ности и психологические механизмы.

Психологические факты — наблюдаемые (в том числе фикси­руемые с помощью психологических методов) психологические феномены — проявления существования и влияний психики и ее элементов. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понять, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто — нужное для профессионала практическое умение.

Психологические закономерности — объективно существую­щие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зави­симости психологических явлений и их обусловливаний. Под­меченные психологические факты невозможно понять, а тем более, повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. Закономерности психики носят вероятност­ный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, пра­вильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» данное явление (причина) вызывает другое (следствие).

Психологические механизмы — психологические превраще­ния, посредством которых совершается действие закономерно­стей и происходят переходы от причины к следствию. Психо­логические факты и закономерности всегда связаны с действием таких механизмов. Например, знание моральной нормы поведе­ния и следование ей на практике имеет сложные переходы по цепочке: знание — убеждение — умение — привычка — ситуа­тивное решение — воплощение. В «срабатывании» этих перехо­дов важную роль и играют психологические механизмы.

Психические По Форме сушествова-

процессы, состояния н и я все психологические явления де-

и образования лятся на психические процессы, психиче-

ские состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы — любые изменения в психике: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то Другое. Так, у читателя возникают процессы восприятия печат­ного текста, его понимания и запоминания. Структурно они Могут быть достаточно просты (как, например, восприятие запа-


53 ______________________________ Раздел I. Психология и педагогика: основы

ха) и предельно сложны (к примеру, процесс прижизненного психологического развития человека). Но они всегда динамич­ны: это постоянное движение, «психологические ручейки», имеющие истоки, «журчащее» настоящее, оставляющее след в будущем. Это «линии», «ниточки» в потоке непрерывной измен­чивости психики. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-то понять в психике другого человека, а не вызвав нужные процессы, невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие — психологическое, управленческое, воспитатель­ное и другое — способно как-то повлиять на человека и его по­ведение, лишь вызвав необходимые для этого психические про­цессы.

Психические состояния — особенности целостной совокупно­сти психических процессов, протекающих у человека в данный момент или за определенный отрезок времени. Они всегда структурно сложные, вовлекающие в свое общее движение многие психические процессы и влияющие на них. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий особую окраску психическому состоянию. На этом основании говорят об эмоциональном состоянии (волнение, переживание, тревога, приподнятое или радостное состояние и др.), познавательном (интерес, внимательность, погруженность в размышления и пр.), волевом (собранность, мобилизованность, решимость и др.) и иных.

Поступки человека, результат воздействия на него, работа мышления обязательно так или иначе, а иногда в решающей степени, зависят от психического состояния. Например, усвое­ние содержания лекции студентом зависит от того, в каком со­стоянии он находится: интереса, внимательности, усталости, скуки, раздражительности, сонливости и др. Нельзя добиться нужного результата, не приведя себя или другого человека в благоприятное для этого психическое состояние.

Психические образования (свойства, стереотипы) — сформи­ровавшиеся и закрепившиеся в психике человека (т. е. имеющие тенденцию к повторному функционированию и проявлению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические яв­ления. Сформировавшись под влиянием многократно повто­ряющихся у данного человека психических процессов и состоя­ний, вызванных опять-таки повторяющимися обстоятельствами





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.