КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая наука и ее методология
Знания Научно-психологического Основы И размышлений 1. Каковы цели и задачи изучения курса «Психология и педагогика» в профессиональном вузе? 2. Приведите и обоснуйте психологические и педагогические функции изучения данного курса. 3. Обоснуйте необходимость и актуальность научного подхода к решению психологических и педагогических проблем жизни и деятельности в современных условиях. 4. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем? 5. Раскройте связи профессиональной деятельности с вопросами психологии и педагогики, прокомментируйте четыре области их соприкосновения. 6. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы? 7. В чем заключается педагогическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы? 8. Чем обусловлена необходимость четырех основных видов психологической и педагогической подготовки специалистов, чем они различаются? Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии? Раздел I. Психология и педагогика: основы Литература 1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М, 1997. 2. Брайан С. Общество и образование. — М, 1989. 3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Журавлева В.И. - М., 1990. 4. Глисс Д., Стеши Д. Статистические методы в педагогике и психологии. — М, 1976. 5. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996. 6. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996. 7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М, 1990. 8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994. 9. Лихачев Б. Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999. 10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. — М., 1997. 2000. 12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986. 13. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.— М., 1991. 14. Соколов В.Н., ЮзедЬович Г.Я. Ошы и дети в меняющемся мире. — М., 1991. 15. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990. 16. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М., 1990.
Глава 2 Психология: наука Научно-психологическое знание имеет дений мудрецов и ученых древности и средневековья. Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754). Оно представляет собой слияние двух греческих слов «псюхе» — душа и «логос» — учение, т. е. дословно — наука о душе. Но возникновение научной психологии связывается обычно с 1879 годом — годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832—1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории. Психологией называют реальность — саму психику, психическую деятельность, особенности психики человека, но чаще — саму науку (это корректнее) и ее положения о психических реальностях (в этом смысле говорят: "психология человека", «психологические особенности поведения», «психологическая характеристика ситуации» и пр.). Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективные понимания их, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные — эта область психологического знания относится к обыденной психологии. 30 Раздел I. Психология и педагогика: основы В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания — астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» — «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же — не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации. Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок (рис. 2.1, П — психология). Методологи и теоретики науковедения, отмечая место пси в мировой психологии пространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |